Цикл Ломоносова «Оды духовные»: состав, композиция, идейно-художественное единство. Соотношение просветительского миропонимания и веры в натурфилософской и «научной» поэзии Ломоносова.

Научная деятельность Ломоносова ставила его в не очень приятном свете перед церковью. Ломоносов не был атеистом, просто для его бог – это принцип жизни природы. То есть бог существует лишь для того, чтобы мир не разрушился и не наступи хаос. В «духовных одах» поэтический язык Ломоносова просто, в основном эти оды имеют вид переложенных псалмов – хорошо видна лирика Ломоносова. Но в этой лирике Ломоносов не страдающий человек, жалующийся или стремящийся углубиться в свою индивидуальную душу, а как сын отечества и ученый, славящий величие своего идеала, величие своего бога, свою природу, - в укор и в назидание непонимающим, врагам, хулителям. Победный гимн мужеству добродетельного, гневная отповедь порочным – таков лирический пафос духовных од Ломоносова. Ясно виднеется тема борьбы («Переложение псалма 26»). Эта тема переплетается с темой природы, её величия, её необъятного разнообразия, мудрости, красоты. Ломоносов славит бога именно в природе. Он говорит, что горы, долы, пещеры, травы, хлеб и т.п. – все дары матери-природы, символом которой является бог. Ломоносов перекладывал эпизоды из Библии. Но здесь он далеко не точно это дела. Толковал по-своему.

::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::

Классицизм как литературное направление: истоки, философия, поэтика. Национальное своеобразие русского классицизма. Эпистолы А.Сумароков о русском языке и стихотворстве. Теория «трех штилей» М.Ломоносова.

Классицизм сложился как законченное литературное мировоззрение во Франции в середине XVIII столетия. Затем распространился по Англии, Германии, Италии и проник в Россию. Идея классицизма – это все то, что подчиняется законам разума и общества. Все индивидуальное не входит в систему ценностей классицизма. Поэт-классик не изображает конкретного, единичного человека, он изображал человека вообще, отвлеченно человека. Показываются не конкретные факты жизни человеческой, а общие законы психики. Основа всех правил классической поэтики – разделение литературы на несмешиваемые жанры. Здесь царил своеобразный закон единства стиля. Каждая тема соответствует своему жанру. Русский классицизм прослеживается с 17 века в творчестве Симеона Полоцкого. Но именно Сумароков и его единомышленники создали окончательный единый стиль. Классицизм вполне соответствовал по своим идейным установкам основному направлению, указанному русской культуре всем историческим путем России с начала XVIII века: именно культ общественного, государственного долга, подчинение частного, личного интересам страны и разума. Классицизм учил, анализируя человека вообще, идеал человека, воспитывать людей в духе этого идеала. А.П.Сумароков и Ломоносов вместе выступали против Тредиаковского в теоретическом споре об эмоциональном содержании размеров русского стиха. Сумароков писал эпистолы: «Письмо о русском языке» и «О стихотворстве» - в них он дает характеристику риторического стиля и жанра оды вполне в Ломоносовском духе. Но в этих эпистолах заметны следы нового, специфически сумароковсого. Он выдвигает наряду с величественными жанрами (одой и трагедией) другие жанры, интимно-лирические, салонные, комические, чуждые Ломоносову (песня, эклога, комическая поэма).

- «О пользе книг церковных в России на русском языке». Типография Московского университета. Теория «трех штилей» - в качестве предисловия. Ломоносов выделил в русском языке три группы слов (взял церковнославянский и народный язык) –Группа общих слов: Бог, слава; Старославянские (церковнославянские) слова (малоупотребительные): отвергаю, Господень; Русские слова: говорю, ручей. От употребления этих групп слов зависят три штиля (разная пропорция церковнославянских слов): Высокий – первая и вторая группа; Средний (посредственный) – первая и третья группа; Низкий – третья группа. Связь стилей с жанрами – первая теория жанров в русской литературе. Церковнославянскому языку отдано преимущество перед другими языками. Русский язык не достаточно развит, пишутся только деловые бумаги. Ломоносов боялся засилья иностранных слов. Жанры: ода, героическая поэма – высокий стиль; научные сочинения – средний стиль; эпистолярный жанр – низкий стиль. Ломоносов советовал не употреблять устаревших слов. Ломоносов очистил язык, приблизил его к славянскому и латинскому. Пушкин был к этому не способен – он белоручка. Ломоносов прокладывал путь. Будущее было за Пушкиным, систему нарушил Державин.

::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::

Наши рекомендации