Эволюция и поэтика жанра комедии в творчестве Сумарокова.

Живой русский язык появляется только в его комедиях. Не было “грамматического дара”. Ломоносов не мог написать по заказу трагедию. Место трагика занял Сумароков. Школа Сумарокова (в его трагедиях блистала Семенова, Нежнин). Преобладание стихотворного жанра. Пять актов, иногда три акта. Выведение в комедии своих врагов в смешном виде: Трисотениус – Тредиаковский. Помпениус – Ломоносов. Пьесы напоминают народный театр. Мало указаний в комедиях на русскую действительность. "Рогоносец по воображению” – вершина бытовой комедии. Всего 12 комедий. Хронологически они азбиваются на три группы: пьесы: «Тресотиниус», «Пустая ссора» и «Чудовищи», написанные в 1750 году. Затем наступает перерыв не менее чем в четырнадцать лет, далее написано еще шесть: «Приданое обманом», «Опекун», «Лихоимец», «Три брата совместники», «Ядовитый», «Нарцисс», затем последние три комедии: «Рогоносец по воображению», «Мать совместница дочери». Сумароков в первых комедиях использовал итальянские маски, итальянский эпос, в этих комедиях были черты российской злободневности, оживляющие и осмысливающие её. Комедии второго периода изменились, но не сильно (остались условные изображения людей, имен). Появилось новое построение, началась комедия характеров. В каждой пьесе в центре его внимания – один образ, и все остальное нужно либо для оттеснения центрального образа, либо для фикции сюжета, по-прежнему малосущественного.

11. Теория «склонения комедий на наши нравы» и её отражение в драматургии В.И.Лукина («Мот, любовью исправленный» или «Щепетильник» - по выбору). Русская комическая опера XVIII века (М.Попов, А.Аблесимов, Н.Николаев, Я.Княжнин, И.Крылов – на примере 1-2 авторов).

Владимир Лукин выступал против литературно-идеологического авторитета главы русского дворчнского классицизма и против устоев дворянства. Основной тезис высказываний Лукина: комедии, идущие на русской сцене, и, в частности комедии Сумарокова, - антинациональны, чужды русским нравам. Космополитизм, антиисторичность, условность сумароковской драматургии раздражает Лукина. Лукин считал, что как комедии всех народов «держаться своих образцов», так и русские комедии должны изображать русских людей, и для того надо, переводя, «склонять на наши нравы» переводимое (дорогие друзья, никого не напоминает? А Жириновского?). В комедии «Мот, любовью исправленный» Лукин отражает свою теорию. Это целая драма, с установками на высокий моральный пафос и трогательность, по рецептам Лашоссе и Дидро. В «Моте» Лукин показывает раскаявшегося и обратившегося к добродетели игрока; он промотался в пух и прах; его совращает ложный друг Злорадов и исправляют и наставляют возлюбленная Клеопатра и идеальный крепостной слуга Василий. Герой чуть не попал в тюрьму за долги, но его спасает наследство умершего дядюшки. Смысловой замысел был вызовом теории классицизма, запрещавшей вводить в комедию высокие мотивы, и Сумарокову, ненавидевшему «слезную комедию».//

«Пригожая повариха или похождение развратной женщины» Чулкова. Первая часть романа появилась в 1770 г. Продолжение было написано, но не увидело света, скорей всего, по цензурным условиям. Содержание романа составила история любовных связей некой Мартоны, оставшейся 19 лет от роду вдовой после мужа солдата, убитого в Полтавском бою; Мартона – не дворянка, женщина «низкого» звания. Ей пришлось в поисках средств к существованию поступить на содержание дворецкого одного дворянина, а затем она сменила несколько любовников. Комическая опера - новый жанр. Появился благодаря демократическим тенденциям и третьесословной публике. 1772 г. рождение этого жанра - «Анюта» Михаил Попов. Крестьянская девушка Анюта любит дворянина Виктора – мотив барышни-крестьянки (противоядие от высоких классических героев). В комических операх крестьяне – главные персонажи. Оперы построены на бытовом материале. Интерес к национальному вопросу. Оттеснение классицистической трагедии. Трагедия наполнялась политическим смыслом – тираноборческим. Попов был секретарем комиссии по составлению соборного уложения. Друг Н.И.Новикова. Сотрудничал с «Трутнем» и с «И то и се».

::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::

12. Творческий путь Д.И.Фонвизина: сатирические жанры, публицистическая и мемориальная проза

Фонвизин продолжатель традиций Сумарокова и Хераскова, традиций классицизма и дворянского либерализма. Денис Фонвизин родился в 1745 г. Работал в коллегии иностранных дел. Современное положение гражданина в России, в Европе, Фонвизин считал ненормальным отклонением от правильного пути. Он отчетливо ощущал приближение катастрофы, видел глубокие сдвиги в общественном бытии и в общественном сознании. Это отразилось в публицистике и художественном творчестве Фонвизина. Роль Фонвизина как художника-драматурга и автора сатирических очерков в русской литературе огромна. В его творчестве проблескивали стороны реализма. Персонажи строятся не по закону индивидуального характера, а по заранее данной и ограниченной схеме морально-социальных норм. Язык Фонвизина богатый. В некоторой степени «высокий», но искусно заниженный. В языке присутствуют остатки славянизмов старой конструкции, иногда «канцеляризмы», довольно обильные кальки французских выражений.

::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::

Наши рекомендации