Идейно-художественное своеобразие поэзии П. Васильева. Анализ 1-2 произведений.

Павел Васильев – наш земляк, поэт большого и яркого дарования. Родился он 5 января 1910 года в г. Зайсане (Восточный Казахстан), но в 1920 году семья переехала в Павлодар, который навсегда стал для поэта родным. Павел Васильев свободно владел казахским языком, знал обычаи и традиции казахского народа, в его поэзии не только органично сочетались, но и взаимопроникали друг в друга русское и казахское начала. Символично то, что для своего литературного творчества поэт избрал псевдонимом именно казахское имя – Мухан Башметов. Он – щедрый пейзажист. Резко контрастными, сочными, пылающими красками поэт творит пластические образы. Степь у Васильева полна очарования и какого-то величия, в стихах поэта как наша историческая память», – отмечал Сергей Шевченко. В природе, как и в человеке, он видел отражение своей души, гармонию, красоту, вечное обновление. Почти весь материал, все краски поэзии П. Васильева шли от родных ему казачьих степей Прииртышского края. Напевность его стиха, сочность, новизна словесных оборотов, красочность пейзажей, буйная богатырская эмоциональная сила полонили всех. Поэт восхищался природой края, людьми, с прибрежных круч любовался. Иртышом, так как дом, в котором проходило его детство и отрочество, находился в двух-трёх метрах от реки. На личность гениального поэта, прежде всего, наложила отпечаток природа казахстанского Прииртышья и, естественно, семья. Сегодня литературные критики всё чаще сравнивают П. Васильева по тематическому сближению и по масштабности осмысления действительности с М.А. Шолоховым. А некоторые, поэтому ошибочно называют его казаком, хотя родился Васильев в интеллигентной русской семье. Отец Павла, Николай Корнилович Васильев, окончил учительскую семинарию в г. Семипалатинске, преподавал математику, работал инспектором народных училищ, был директором школы. Мать Глафира Матвеевна, в девичестве Ржанникова, окончила прогимназию в г. Павлодаре, увлекалась музыкой, много читала и свою любовь к книгам старалась передать детям. В своих произведениях стремится сохранить историческую объективность и жизненную полноту изображаемых событий. В основе тематики большинства его поэм лежит жестокая борьба нового со старым, борьба классов. Лучшая поэма П. Васильева – «Соляной бунт».

«Затерян след в степи солончаковой…

1. Тема – это то, о чём говорится в тексте. Стихотворение Павла Васильева «Затерян след в степи солончаковой…» о родине, о родной земле. Автор не отходит от этой темы ни в одной строке. Ключевая фраза, которая содержит тему текста, - это третья строфа, её последние две строки:

Прислушайся! Как мерно сердце бьётся

Степной страны, раскинувшейся тут.

Родина у Павла Васильева – степная страна, место, где он рос. И автор выделяет все признаки его родины: «степь солончаковая», «на шее скакуна», «острая подкова» , «резьба стремян», «гнедой иноходец», «пёстрая юрта у колодца», «верблюд», «кони воду пьют».

2. И через тему родины проходит ведущая , основная мысль (то, что хотел сказать автор), мысль любви к земле, вскормившей поэта. Павел Васильев не отыскивает в природе что – то необычное, у него всё простое, но такое близкое и прекрасное: «тонкая кладница шевровая», «звенит печаль», «резьба узорна», «просторен бег», «мерно бьётся», «пёстрая юрта». Эпитеты несут на себе основную нагрузку мысли стихотворения : «тонкая», «узорна», «просторен», «мерно», «звенит», «пёстрая». Ото всего веет простором, красотой, размеренным темпом жизни.

3. Стихотворение состоит из 2-х четверостиший (катренов) и 2-х трёхстиший (терцин). Строение строф разное. Строки длинные. Автор словно бы чуть – чуть сдержал себя, но всё – таки попытался объяснить свой вскрик. И строфа, и строка нацеливают на рифму.

4. Посмотрим теперь, какая же рифма в этом стихотворении и определим её. Первая и вторая строфы

Рифма перекрёстная. Это самая работоспособная рифма. Она считается самой гибкой, пригодной для выражения любого содержания. Она поддерживает сильный и разнообразный ритм стихотворения.

Здесь парная рифма в чередовании с перекрёстной. Парная рифма тоже сильная, но она и самая монотонная. Эта монотонность в союзе с гибкостью перекрёстной рифмы создают особый лирический эффект. В парной рифме меньше подвижности и разнообразия, чем в других рифмах, но для картины, созданной Павлом Васильевым, это как раз первая необходимость.

5. Теперь поработаем над размером произведения. Для этого возьмём любую из строчек стихотворения. Например, первую.

Затерян след в степи солончаковой…

(расставляем ударение, строим схему ударных и безударных слогов, разбиваем на стопы).

Стихотворение написано двусложным размером четырёхстопным ямбом (с ударением на второй слог) с пиррихием. Ямб – размер энергичный, а его соединение с пиррихием создаёт картину размеренности, какой – то даже медлительности.

6. Создавая образ родины, поэт использует фонетические средства выразительности, т.к. звуки (звукопись) создают очень яркие образы. Во – первых, рассмотрим аллитерацию (повтор согласных звуков). Две первые строфы – в них идёт повтор свистящих и шипящих звуков:

Таким образом, все средства языка – хорошие помощники автора в создании звуковых, словесных образов стихотворения.

Наши рекомендации