Неконструктивного поведения детей

Процесс психолого-педагогической коррекции не­конструктивного поведения дошкольников будет ус­пешным, если педагог создаст такие условия, в кото­рых систематическое и планомерное обращение к игровым технологиям, другим методам не нарушит ес­тественной логики жизни детей в детском саду или школе. Для этого в режиме дня необходимо грамотно определить место коррекционно-развивающей работы.

В связи с рациональной структуризацией режима дня старших дошкольников необходимо рассмотреть возможные формы коррекционно-развивающей рабо­ты. Среди них: фронтальная, индивидуальная, груп­повая и работа в парах.

Для фронтальной работы больше всего подходят физкультминутки. Их назначение согласно санитар­но-гигиеническим нормам — дать детям возможность расслабиться, сбросить накопившуюся усталость, на­пряжение. Наиболее приемлемы в этих условиях психо­технические игры, объединенные в специальные пары. Первая игра в каждой паре — освобождающая или рас­слабляющая (например, «Зоопарк»), а вторая — моби­лизующая (например, «Канон»).

В игре «Зоопарк»дети воображают себя животны­ми — жителями зоопарка. По команде педагога дети с помощью мимики, пантомимики, жестов, интонации изображают того или иного животного. Команды мож­но повторять и давать с различным временным интер­валом. Среди изображаемых животных, например:

Зайчики — дети прыгают

Лошадки — дети ударяют ногой об пол

Раки*1 — дети пятятся спиной назад

Птицы* — дети бегают, раскинув руки в стороны

Аист — дети стоят на одной ноге, поджав другую

Лягушка* — дети скачут вприсядку

Курочки — дети ходят, высоко поднимая согну­тые в коленях ноги.

Игра «Зоопарк» оказывает релаксирующее воздей­ствие. Дети с агрессивным, импульсивным и демонст­ративным поведением получают возможность про­явить себя в активных и разнообразных действиях, реализовать в разумно заданных рамках накопившую­ся энергию. Застенчивые дети, если сразу и не прини­мают непосредственного участия в игре, все равно не являются только пассивными созерцателями. Они ис­пытывают те же "положительные эмоции, что и игро­ки. Постепенно, заражаясь общим настроением, за­стенчивые дети активно включаются в общую игру.

Игра «Канон» в отличие от предыдущей игры — не столько освобождающая, сколько мобилизующая. Иг­рающие стоят в колонне друг за другом и поочередно поднимают левую руку, потом правую руку, потом обе руки.2 Желательно, чтобы дети играли молча, в тишине. При соблюдении этого условия от каждого ребенка потребуется еще больше внимания и сосредо­точенности. Важно не зазеваться и точно в нужный момент сделать соответствующее движение рукой. Ка­нон нарушается, если кто-то из детей совершает дви­жение рукой одновременно с предыдущим игроком или опережает его, или, наоборот, запаздывает. Де­тей, из-за которых чаще всего происходит сбой в ка­ноне, целесообразно ставить в начале колонны.

Фронтальная работа по коррекции неконструктив­ного поведения детей возможна и непосредственно во время занятий. В этом случае игры моделируются на основе учебного материала.

1 Животные, отмеченные звездочкой, изображаются детьми только в том случае, если в группе достаточно места.

2 В дальнейшем цепочку движений целесообразно дополнить и услож­нить. Например, так. левую руку в сторону, правую руку в сторону, обе руки в стороны, левую руку за голову и т.д.

Игра «Светофор» — иллюстрация к теме «О прави­лах дорожного поведения»1 и одновременно игровой тренинг таких качеств, как выдержка, сосредоточен­ность, самоконтроль, необходимых для становления произвольного поведения.

Для участия в этой игре дети делятся на две коман­ды с равным количеством участников и выстраивают­ся полукругом, одна слева, другая справа от педагога. У него в руках — светофор — два картонных кружка, одна сторона которых желтого цвета, вторая сторона у кружков разная (красная и зеленая). Взрослый напо­минает ребятам о том, как важно соблюдать правила движения на улице, переходить ее только в установ­ленных местах,- где надпись «переход», сначала по­смотреть налево, потом направо, чтобы убедиться, что нет близко машин, а там, где установлен свето­фор, внимательно следить за ним. Педагог читает сти­хи С.Михалкова. Недостающие слова дети подсказы­вают хором.

Если свет зажегся красный, значит двигаться ... (опасно). Свет зеленый говорит: «Проходите, путь ... (открыт)». Желтый свет — предупрежденье — Жди сигнала для... (движенья).

Правила игры таковы: когда взрослый показывает зеленый сигнал светофора, все маршируют на месте, когда желтый — хлопают в ладоши, а когда красный — стоят неподвижно. Тот, кто перепутает сигнал, делает шаг назад (выбывает из игры).

Сигналы должны меняться неожиданно, через раз­ные промежутки времени. Выигрывает команда, у ко­торой к концу игры останется на месте больше участ­ников.

Фронтальная работа может быть с успехом продол­жена на прогулке, где, например, уместна коллектив­ная народная игра «Бояре».

Играющие образуют две шеренги. Обе шеренги стоят лицом друг к другу на расстоянии 20—30 шагов. Дети каждой шеренги крепко держат своих соседей за руки, чтобы при движении навстречу друг к другу шеренги не размыкались. В первой шеренге — бояре, желающие выбрать невесту из числа бояр второй ше­ренги, которые всячески этому выбору препятствуют. В результате между боярами разворачивается диалоги­ческое игровое действие.

Бояре 1: — Бояре, а мы к вам пришли. (Дети пер­вой шеренги произносят текст и в такт делают 6 шагов навстречу второй ше­ренге, которая остается на месте.) Молодые, а мы' к вам пришли. (Дети первой шеренги произносят текст и в такт делают 6 шагов назад.)

Бояре 2: — Бояре, а зачем пришли? (Дети второй шеренги произносят текст и в такт де­лают 6 шагов навстречу первой шеренге, которая остается на месте.) Молодые, а зачем пришли? (Дети вто­рой шеренги произносят текст и в такт делают 6 шагов назад.)

Бояре 1: — Бояре, нам невеста нужна. (Шеренги поочередно продолжают эти движения.) Молодые, нам невеста нужна.

Бояре 2: — Бояре, а какая вам мила?

Молодые, а какая вам мила?

Бояре 1: — (Дети останавливаются, советуются, кого выбрать.)

— Бояре, нам вот эта мила. (Дети, продол­жая движение, указывают на ребенка, которого они выбрали.) Молодые, нам вот эта мила.

Бояре 2: — Бояре, у ней зубки болят.

Молодые, у ней зубки болят.

Бояре 1: — Бояре, мы ее к доктору сведем.

Молодые, мы ее к доктору сведем.

Бояре 2: — Бояре, она доктора боится.

Молодые, она доктора боится.

Бояре 1: — Бояре, а мы ей пряничка дадим.

Молодые, а мы ей пряничка дадим. Бояре 2: — Бояре, она прянички не любит.

Молодые, она прянички не любит. Бояре 1: — Бояре.

Отдавайте нам невесту навсегда!

После этих слов все дети прекращают движение. Бояре первой шеренги еще крепче смыкаются, беря друг друга под руки. Выбранная «невеста» разбегается и пытается разорвать «цепь» первых бояр. Если ей это удается, то она возвращается к своим боярам, захва­тив с собой детей из команды соперников, между ко­торыми разорвалась цепь. Если не удается, то «невес­та» становится в шеренгу к первым боярам.

Эта игра оказывает коррекционное воздействие од­новременно на всех участвующих в ней детей. Робкие и застенчивые в окружении активных и темперамент­ных сверстников начинают вместе с ними двигаться, произносить текст, веселиться. Импульсивные и не­дисциплинированные дети, соблюдая существующую в игре очередность, закрепляют опыт подчинения пра­вилам, упражняют свои способности к сдерживанию и самоконтролю. Обилие структурированных телесных контактов со сверстниками чрезвычайно благотворно (успокаивающе) влияет на детей с агрессивными наклонностями.

Основное назначение парной и индивидуальной форм коррекционной работы заключается в том, что­бы максимально сосредоточить коррекционно-развивающее воздействие на резервных возможностях и специфических недостатках поведения конкретного ребенка. Кроме этого, индивидуальные занятия и за­нятия в паре, предваряющие участие некоторых детей с агрессивным или конформным поведением во фронтальной работе, хороший способ предупредить возможные неуспехи таких детей.

В зависимости от решаемых коррекционных задач, состав детей в парной и групповой работе может быть однородным, то есть объединять детей с аналогичными недостатками в поведении. В другом случае дети, участвующие в парных и групповых занятиях могут не иметь сходных проблем в поведении.

Обобщая сказанное, рассмотрим два варианта ре­жима дня: для старших дошкольников и для младших школьников.

ВАРИАНТ РЕЖИМА ДНЯ ДЛЯ СТАРШИХ

Наши рекомендации