Неконструктивного поведения детей
Процесс психолого-педагогической коррекции неконструктивного поведения дошкольников будет успешным, если педагог создаст такие условия, в которых систематическое и планомерное обращение к игровым технологиям, другим методам не нарушит естественной логики жизни детей в детском саду или школе. Для этого в режиме дня необходимо грамотно определить место коррекционно-развивающей работы.
В связи с рациональной структуризацией режима дня старших дошкольников необходимо рассмотреть возможные формы коррекционно-развивающей работы. Среди них: фронтальная, индивидуальная, групповая и работа в парах.
Для фронтальной работы больше всего подходят физкультминутки. Их назначение согласно санитарно-гигиеническим нормам — дать детям возможность расслабиться, сбросить накопившуюся усталость, напряжение. Наиболее приемлемы в этих условиях психотехнические игры, объединенные в специальные пары. Первая игра в каждой паре — освобождающая или расслабляющая (например, «Зоопарк»), а вторая — мобилизующая (например, «Канон»).
В игре «Зоопарк»дети воображают себя животными — жителями зоопарка. По команде педагога дети с помощью мимики, пантомимики, жестов, интонации изображают того или иного животного. Команды можно повторять и давать с различным временным интервалом. Среди изображаемых животных, например:
Зайчики — дети прыгают
Лошадки — дети ударяют ногой об пол
Раки*1 — дети пятятся спиной назад
Птицы* — дети бегают, раскинув руки в стороны
Аист — дети стоят на одной ноге, поджав другую
Лягушка* — дети скачут вприсядку
Курочки — дети ходят, высоко поднимая согнутые в коленях ноги.
Игра «Зоопарк» оказывает релаксирующее воздействие. Дети с агрессивным, импульсивным и демонстративным поведением получают возможность проявить себя в активных и разнообразных действиях, реализовать в разумно заданных рамках накопившуюся энергию. Застенчивые дети, если сразу и не принимают непосредственного участия в игре, все равно не являются только пассивными созерцателями. Они испытывают те же "положительные эмоции, что и игроки. Постепенно, заражаясь общим настроением, застенчивые дети активно включаются в общую игру.
Игра «Канон» в отличие от предыдущей игры — не столько освобождающая, сколько мобилизующая. Играющие стоят в колонне друг за другом и поочередно поднимают левую руку, потом правую руку, потом обе руки.2 Желательно, чтобы дети играли молча, в тишине. При соблюдении этого условия от каждого ребенка потребуется еще больше внимания и сосредоточенности. Важно не зазеваться и точно в нужный момент сделать соответствующее движение рукой. Канон нарушается, если кто-то из детей совершает движение рукой одновременно с предыдущим игроком или опережает его, или, наоборот, запаздывает. Детей, из-за которых чаще всего происходит сбой в каноне, целесообразно ставить в начале колонны.
Фронтальная работа по коррекции неконструктивного поведения детей возможна и непосредственно во время занятий. В этом случае игры моделируются на основе учебного материала.
1 Животные, отмеченные звездочкой, изображаются детьми только в том случае, если в группе достаточно места.
2 В дальнейшем цепочку движений целесообразно дополнить и усложнить. Например, так. левую руку в сторону, правую руку в сторону, обе руки в стороны, левую руку за голову и т.д.
Игра «Светофор» — иллюстрация к теме «О правилах дорожного поведения»1 и одновременно игровой тренинг таких качеств, как выдержка, сосредоточенность, самоконтроль, необходимых для становления произвольного поведения.
Для участия в этой игре дети делятся на две команды с равным количеством участников и выстраиваются полукругом, одна слева, другая справа от педагога. У него в руках — светофор — два картонных кружка, одна сторона которых желтого цвета, вторая сторона у кружков разная (красная и зеленая). Взрослый напоминает ребятам о том, как важно соблюдать правила движения на улице, переходить ее только в установленных местах,- где надпись «переход», сначала посмотреть налево, потом направо, чтобы убедиться, что нет близко машин, а там, где установлен светофор, внимательно следить за ним. Педагог читает стихи С.Михалкова. Недостающие слова дети подсказывают хором.
Если свет зажегся красный, значит двигаться ... (опасно). Свет зеленый говорит: «Проходите, путь ... (открыт)». Желтый свет — предупрежденье — Жди сигнала для... (движенья).
Правила игры таковы: когда взрослый показывает зеленый сигнал светофора, все маршируют на месте, когда желтый — хлопают в ладоши, а когда красный — стоят неподвижно. Тот, кто перепутает сигнал, делает шаг назад (выбывает из игры).
Сигналы должны меняться неожиданно, через разные промежутки времени. Выигрывает команда, у которой к концу игры останется на месте больше участников.
Фронтальная работа может быть с успехом продолжена на прогулке, где, например, уместна коллективная народная игра «Бояре».
Играющие образуют две шеренги. Обе шеренги стоят лицом друг к другу на расстоянии 20—30 шагов. Дети каждой шеренги крепко держат своих соседей за руки, чтобы при движении навстречу друг к другу шеренги не размыкались. В первой шеренге — бояре, желающие выбрать невесту из числа бояр второй шеренги, которые всячески этому выбору препятствуют. В результате между боярами разворачивается диалогическое игровое действие.
Бояре 1: — Бояре, а мы к вам пришли. (Дети первой шеренги произносят текст и в такт делают 6 шагов навстречу второй шеренге, которая остается на месте.) Молодые, а мы' к вам пришли. (Дети первой шеренги произносят текст и в такт делают 6 шагов назад.)
Бояре 2: — Бояре, а зачем пришли? (Дети второй шеренги произносят текст и в такт делают 6 шагов навстречу первой шеренге, которая остается на месте.) Молодые, а зачем пришли? (Дети второй шеренги произносят текст и в такт делают 6 шагов назад.)
Бояре 1: — Бояре, нам невеста нужна. (Шеренги поочередно продолжают эти движения.) Молодые, нам невеста нужна.
Бояре 2: — Бояре, а какая вам мила?
Молодые, а какая вам мила?
Бояре 1: — (Дети останавливаются, советуются, кого выбрать.)
— Бояре, нам вот эта мила. (Дети, продолжая движение, указывают на ребенка, которого они выбрали.) Молодые, нам вот эта мила.
Бояре 2: — Бояре, у ней зубки болят.
Молодые, у ней зубки болят.
Бояре 1: — Бояре, мы ее к доктору сведем.
Молодые, мы ее к доктору сведем.
Бояре 2: — Бояре, она доктора боится.
Молодые, она доктора боится.
Бояре 1: — Бояре, а мы ей пряничка дадим.
Молодые, а мы ей пряничка дадим. Бояре 2: — Бояре, она прянички не любит.
Молодые, она прянички не любит. Бояре 1: — Бояре.
Отдавайте нам невесту навсегда!
После этих слов все дети прекращают движение. Бояре первой шеренги еще крепче смыкаются, беря друг друга под руки. Выбранная «невеста» разбегается и пытается разорвать «цепь» первых бояр. Если ей это удается, то она возвращается к своим боярам, захватив с собой детей из команды соперников, между которыми разорвалась цепь. Если не удается, то «невеста» становится в шеренгу к первым боярам.
Эта игра оказывает коррекционное воздействие одновременно на всех участвующих в ней детей. Робкие и застенчивые в окружении активных и темпераментных сверстников начинают вместе с ними двигаться, произносить текст, веселиться. Импульсивные и недисциплинированные дети, соблюдая существующую в игре очередность, закрепляют опыт подчинения правилам, упражняют свои способности к сдерживанию и самоконтролю. Обилие структурированных телесных контактов со сверстниками чрезвычайно благотворно (успокаивающе) влияет на детей с агрессивными наклонностями.
Основное назначение парной и индивидуальной форм коррекционной работы заключается в том, чтобы максимально сосредоточить коррекционно-развивающее воздействие на резервных возможностях и специфических недостатках поведения конкретного ребенка. Кроме этого, индивидуальные занятия и занятия в паре, предваряющие участие некоторых детей с агрессивным или конформным поведением во фронтальной работе, хороший способ предупредить возможные неуспехи таких детей.
В зависимости от решаемых коррекционных задач, состав детей в парной и групповой работе может быть однородным, то есть объединять детей с аналогичными недостатками в поведении. В другом случае дети, участвующие в парных и групповых занятиях могут не иметь сходных проблем в поведении.
Обобщая сказанное, рассмотрим два варианта режима дня: для старших дошкольников и для младших школьников.
ВАРИАНТ РЕЖИМА ДНЯ ДЛЯ СТАРШИХ