Поведения детей и подростков

Выделяются следующие направления (см. схему 2): А. Повышение роли семьи в профилактике воспитания социально-отклоняющегося поведения у детей.

а) подготовка будущих родителей к семейной жизни и воспитанию своих детей. Она включает изучение:

— основ взаимоотношений в семье;

— внутрисемейных конфликтов, причин их возникновения, вол
можностей предупреждения и путей преодоления;

Повышение роли

общественного       образовательных
воспитания       учреждений
                   
  Взаимодействия семьи и образовательных учреждений  
                   

Поведения детей и подростков - student2.ru Поведения детей и подростков - student2.ru Ребенок

Влияние

Использование СМИ в воспитании
Формирование адекватной самооценки и стремления к самосовершен­ствованию

личностей, групп,

непосредственного

окружения

Развитие систем

перевоспита­тельных и исправительных учреждений
помощи семье и защиты прав ребенка
досуга детей и подростков

Поведения детей и подростков - student2.ru индивидуальной

коррекции и

реабилитации

детей, подростков

Поведения детей и подростков - student2.ru Поведения детей и подростков - student2.ru Поведения детей и подростков - student2.ru Поведения детей и подростков - student2.ru Нейтрализация влияния негативных факторов среды

Поведения детей и подростков - student2.ru Схема 2. Основные направления педагогической деятельности по профилактике и пре­одолению девиантного поведения детей

— основ ведения семейного хозяйства, экономики семьи;

— основ семейного воспитания на различных этапах возрастного
|ш тития ребенка, подростка и др.;

— основ семейного права, Декларации прав ребенка и других до-
i \ментов, регламентирующих права и обязанности родителей, лиц, их
вменяющих;

Глава 10. Социальные отклонения, их причины и пути преодоления 127



Поведения детей и подростков - student2.ru Поведения детей и подростков - student2.ru Поведения детей и подростков - student2.ru Поведения детей и подростков - student2.ru Поведения детей и подростков - student2.ru Поведения детей и подростков - student2.ru Поведения детей и подростков - student2.ru Поведения детей и подростков - student2.ru и) недостатки системы перевоспитания, исправления правонару шителей и последующей адаптации их в повседневной жизни (соци альной среде).

Е. Негативная личностная позиция самого ребенка, подростка:

а) отклонения в самооценке подростка: завышенная — ведет к воз­
никновению чрезмерной амбиции и самомобилизации, которая в со
четании с аморальной способностью самовыражения приводит к пра­
вонарушениям; заниженная — рождает неуверенность в себе, поведен
ческий дуализм, раздвоенность личности и создает проблемы для нес
в коллективе, сдерживает самовыражение;

б) отклонения в личностных притязаниях подростков. Они, как пра­
вило, вытекают из отклонений в самооценке. Притязания предопреде­
ляют личную позицию подростка и активность в достижении целей;

в) безразличие к нравственным ценностям и самосовершенствова­
нию. Часто это связано с отсутствием нравственного примера и не-
сформированностью потребности быть лучше;

г) негативно реализуемая потребность в самоутверждении и со­
перничестве у подростков с отклонением в поведении, нездоровое со­
перничество. Эти потребности, их направленность в подростковом
возрасте предопределяют устремленность подростка к самоактин
ности; .

д) сложность формирования у ребенка, подростка, юноши потреб
ности и активного желания самоисправления;

е) стремление подростка к общению, участию в неформальных мо
лодежных объединениях, в том числе и асоциальной направленности.

Описав основные группы факторов, обусловливающих формиро вание негативного, отклоняющего поведения детей и подростков, необходимо определить и наиболее важные направления педагогичес­кой деятельности по их профилактике и преодолению.

Наши рекомендации