Диагностика и критерии оценки неконструктивного
ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ
В предыдущем параграфе рассмотрены наиболее вероятные в старшем дошкольном возрасте формы неконструктивного поведения, которые поддаются коррекционному психолого-педагогическому воздействию. Мы говорим вероятные, т.к. совсем необязательно, что родители и педагоги в процессе воспитания, обучения детей столкнутся со всеми перечисленными поведенческими трудностями. Если такое и случается, то крайне редко. Гораздо чаще взрослых настораживают некоторые неожиданные или трудно объяснимые поступки ребенка, одолевают тревожные мысли: если подобное поведение однажды возникло, оно со временем исчезнет или закрепится навсегда? Стоит ли немедленно обратиться к специалистам, чтобы оказать ребенку психолого-педагогическую помощь или не вмешиваться, подождать и «с возрастом» все пройдет само собой?
Чтобы грамотно ответить на эти и подобные вопросы, убедиться — присущ ребенку тот или иной тип неконструктивного поведения, и если да, то в какой мере, воспитатели, учителя, родители могут воспользоваться диагностической таблицей 1, отражающей возможные варианты поведения детей.
Таблица 1
Ф.И.ребенка Возраст Дата | ||||
№ | Характеристика поведения | Утверждения | ||
Да | Нет | |||
Испуганно озирается, оглядывается | ||||
Продолжает заниматься своим делом даже после замечания | ||||
Нетерпелив, выкрикивает, перебивает | ||||
Претендует на главные роли | ||||
Неопрятный внешний вид | ||||
Дерется со сверстниками, кусается | ||||
Беспрекословно следует инструкциям, выполняет просьбы | ||||
Спорит, с трудом договаривается, соглашается | ||||
Не доводит начатое до конца | ||||
Требуете себе постоянного внимания | ||||
Не в состоянии поддерживать порядок | ||||
Обзывает сверстников, грубит взрослым | ||||
Говорит тихо и мало | ||||
Ссорится, конфликтует со сверстниками | ||||
Склонен к быстрой и частой смене настроений | ||||
Кривляется, строит из себя «шута» | ||||
Опаздывает | ||||
Задирает сверстников, провоцирует у них агрессивное поведение | ||||
Не проявляет инициативы, пассивен, не задает вопросов | ||||
Обидчив, склонен к беспричинным слезам | ||||
Говорит быстро и много | ||||
Любит приказывать другим детям, повелевать ими | ||||
Не держит обещания, забывает о порученном | ||||
Плюется в состоянии раздражения | ||||
Не уверен в себе | ||||
С трудом признает свои ошибки | ||||
Двигательно беспокоен: вертится, совершает бесполезные движения руками и ногами | ||||
Болезненно переживает поражения, неуспехи | ||||
Нарушает правила поведения и правила игры «по забывчивости» | ||||
Стремится делать многое назло | ||||
Сторонится коллективных игр и заданий | ||||
Обвиняет в своих неудачах других | ||||
Неусидчив | ||||
Склонен к хвастовству | ||||
Не правильно истолковывает правила: соблюдая одно, нарушает другое | ||||
Ломает, бросает, портит учебные принадлежности и игровые атрибуты | ||||
Избегает главных ролей в играх | ||||
Добивается своего капризами | ||||
Постоянно отвлекается | ||||
Не идет на уступки и компромиссы | ||||
Регулярно и целенаправленно нарушает правила | ||||
Замахивается на сверстников | ||||
Таблица 2
Ф.И. ребенка | Возраст | Дата____ | ||||||||||
Тип поведения | Номера характеристик | Балл | ||||||||||
Конформное | ||||||||||||
Протестное | ||||||||||||
Импульсивное | ||||||||||||
Демонстративное | ||||||||||||
Недисциплинированное | ||||||||||||
Агрессивное | ||||||||||||
В этой таблице напротив каждой указанной слева характеристики взрослый отмечает присуща она ребенку или нет. Результаты анализируются с помощью специального ключа, данного в таблице 2.
Если по какому-либо типу неконструктивного поведения из семи характеристик отмечены четыре и больше, (т.е. в сумме получается 12—21 балл), следует сделать вывод, что данный тип поведения ребенку присущ, и вписать этот тип в левую колонку таблицы 3. Соответственно, если из семи характеристик отмечены три и меньше (суммарный балл 1—9), то делается вывод, что данный тип неконструктивного поведения ребенку не присущ.
Следующий шаг поможет взрослым ответить на другой волнующий их вопрос — надо ли срочно принимать какие-либо меры, направленные на преодоление неконструктивного поведения, или со временем ребенок сам от него откажется? В некоторых случаях, действительно можно не торопиться. Однако чаще промедление приводит к тому, что неконструктивное поведение не только не исчезает, а наоборот закрепляется. Чтобы не ошибиться, целесообразно каждый присущий ребенку тип неконструктивного поведения оценить с помощью следующих критериев:,
♦ частота подобного поведения;
* длительность его присутствия в поведенческом репертуаре ребенка;
♦ степень тяжести последствий неконструктивного поведения;
♦ ситуационная специфичность такого поведения. Частота неконструктивного поведения — это то, насколько часто ребенок прибегает к такому поведению. В каждом конкретном случае частотность может быть разной, поэтому для большей точности и объективности целесообразна следующая градация:
несколько раз в день — 5 баллов
один раз в день — 4 балла
несколько раз в неделю — 3 балла
один раз в неделю — 2 балла
один раз в месяц и реже — 1 балл
Таблица 3
Ф.И. ребенка Возраст Дата | ||||
Тип неконструктивного поведения | Критерии оценки | |||
Частота | Длительность | Степень | Ситуационная специфичность | |
Соответствующий балл заносится в таблицу 3 в графу «Частота».
Длительность — критерий времени — указывает на то, как давно неконструктивное поведение появилось и как долго присутствует в репертуаре ребенка:
год и дольше — 5 баллов
полгода — 4 балла
два—три месяца — 3 балла
три—четыре недели — 2 балла
несколько дней — 1 балл.
Соответствующий балл заносится в таблицу 3 в графу «Длительность».
Степень тяжести свидетельствует о том, насколько негативно влияние неконструктивного поведения на общее развитие ребенка и к каким нежелательным последствиям это приводит:
♦ снижается продуктивность на занятиях;
♦ появляются негативные качества личности, черты характера;
ф ухудшается физическое самочувствие, возникают проблемы со здоровьем;
♦ не складываются взаимоотношения со сверстниками;
♦ обостряются взаимоотношения со взрослыми.
Каждый параметр оценивается в один балл. Суммарный балл (от 1 до 5) заносится в таблицу 3 в графу «Степень». Соответственно, чем выше балл, тем разрушительнее оказываются последствия неконструктивного поведения.
Следующий критерий оценки — ситуационная специфичность возникновения неконструктивного поведения. Считается, что если подобное поведение спровоцировано конкретной ситуацией, возникает только в определенной обстановке, то это гораздо менее тревожный симптом, чем когда неконструктивное поведение появляется вне зависимости от какой бы то ни было ситуации. В связи с этим варианты ситуационной специфичности неконструктивного поведения могут быть такими:
поведение от ситуации не зависит — 5 баллов
поведение возникает в нескольких схожих ситуациях — 3 балла
поведение возникает всегда в одной и той же ситуации — 1 балл
Соответствующий балл заносится в таблицу 3 в графу «Ситуационная специфичность».
Заполнив таблицу 3, педагог анализирует комбинацию всех вышеназванных критериев, подсчитывает суммарный балл и делает следующие выводы.
Если выраженность какого-либо типа неконструктивного поведения оценивается баллом от 15 до 20, то дальше медлить нельзя. Ребенку срочно необходима квалифицированная психолого-педагогическая помощь.
Если выраженность какого-либо типа неконструктивного поведения оценивается баллом от 10 до 14, то ребенка целесообразно включить в коррекционную работу. Он уже находится в «группе риска» и велика вероятность, что неконструктивное поведение может закрепиться, если не будут приняты своевременные меры.
Если выраженность какого-либо типа неконструктивного поведения оценивается баллом от 4 до 9, то, скорее всего, оно явление временное — возрастное (кризис семи лет) или ситуативное (ребенок перешел учиться в новую школу, поменял место жительства, сломалась его любимая игрушка и др.). Прежде чем вовлекать таких детей в коррекционную работу, предлагать целенаправленную коррекционную помощь, необходимо, в первую очередь, создать им психологически комфортные условия, продолжая при этом внимательно наблюдать за динамикой их поведения.
Этим завершается этап диагностики присущего ребенку типа неконструктивного поведения.
Следующий этап начинается с того, что индивидуально для каждого ребенка, нуждающегося в психолого-педагогической помощи, определяется направление, содержание и логика коррекционного воздействия: будет ли это коррекция неконструктивного поведения, или купирование отрицательных и развитие позитивных черт личности.
Как показывает опыт, не следует пытаться воздействовать одновременно на все дефицитные факторы. Например, будет ошибкой включить импульсивного ребенка в игру, которая потребует от него и усидчивости, и сосредоточенности внимания, и аккуратности. Импульсивный ребенок не в силах справиться с подобной возложенной на него триединой задачей. В таких условиях коррекционно-развивающий эффект окажется минимальным, да и удовольствие от игры ребенок вряд ли получит. Поэтому важное правило коррекционно-развивающей работы — сначала использовать игры, в которых исключается параллельная нагрузка даже на две дефицитные способности. Добившись от ребенка сдержанности, аккуратности, усидчивости в играх направленных на каждую из этих способностей в отдельности, можно переходить к играм, содержащим требования к двум способностям одновременно: сдержанность плюс аккуратность; аккуратность плюс усидчивость и т.д.
Другое правило состоит в необходимости для педагога видеть проблемы возникающие в развитии личности и поведения ребенка не обобщенно, а конкретно. Расплывчатые характеристики типа «агрессивный», «с неадекватной самооценкой», «со слабым самоконтролем» и т.п. следует заменить точными и, главное, информативными высказываниями о конкретных поведенческих феноменах: «дерется со сверстниками», «всегда претендует на главные роли или на роль ведущего», «не может довести начатое до конца». Подобные формулировки, во-первых, не содержат негативной оценки личности ребенка. Во-вторых, позволяют отделить отношение взрослого к ребенку, которое должно определяться безусловным принятием, от отношения к его конкретным поступкам. И, в-третьих, самому ребенку в этом случае легче понять, осознать что он может и должен делать, а как вести себя не следует.
Планирование предстоящей коррекционно-развивающей работы целесообразно завершить построением так называемой «лестницы проблем», на нижней ступеньке которой располагается самая простая, конкретная и наиболее достижимая поведенческая проблема, а на каждой следующей — по одной другой, отличающихся между собой постепенно возрастающей сложностью. Такую лестницу целесообразно графически изобразить на бумаге, что облегчает соблюдение еще одного важного правила ~ последовательное решение сформулированных проблем. Иными словами, не решив первую проблему (например, не добившись того, что конформный ребенок с удовольствием по собственному желанию принимает участие в коллективных играх), не следует переходить к систематической работе над проблемой стоящей на второй ступени, (например, к преодолению безынициативности и молчаливости такого ребенка).
Педагога не должно пугать временное невнимание к другим поведенческим и личностным недостаткам ребенка, поскольку такой подход (ступенька за ступенькой), во-первых, существенно экономит силы ребенка. Во-вторых, исключает конфликты и разочарования неизбежно появляющиеся при обилии требований, а это, в свою очередь, приводит к тому, что некоторые недостатки исчезают сами по себе.
М.Э. Вайнер
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ