Культуры и искусств имени м. матусовского
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ ЛНР
ЛУГАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ ИМЕНИ М. МАТУСОВСКОГО
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Культура речи»
Отрасль знаний6.0203 Гуманитарные науки
направление подготовки020303 «Филология»
специализацияПеревод
факультетСоциально-культурных коммуникаций
1. Описание учебной дисциплины
Наименование показателей | Отрасль знаний, направление подготовки, образовательно-квалификационный уровень | Характеристика учебной дисциплины | |
дневная форма обучения | заочная форма обучения | ||
Количество кредитов – 3 | Отрасль знаний _______________ (шифр и название) | Нормативная (по выбору) | |
направление подготовки0305 «Филология» (шифр и название) | |||
Модулей – 3 | Специальность (профессиональная направленность): 6.030500 Перевод | Год подготовки: | |
Содержательных модулей – 4 | 2 | 2 | |
Индивидуальное научно-исследовательское задание ___________ (название) | Семестр | ||
Общее количество часов – 108 | 3,4 | 3,4 | |
Лекции | |||
Недельных часов для дневной формы обучения: аудиторных – 2 самостоятельной работы студентов – 1 | Образовательно-квалификационный уровень: бакалавр | 20 ч. | 4 ч. |
Практические, семинарские | |||
48 ч. | 8 ч. | ||
Самостоятельная работа | |||
40 ч. | 96ч. | ||
Индивидуальные задания | |||
Вид контроля: зачет в 4 семестре |
2. Цели и задачи учебной дисциплины
Одной из проблем современного общества является недостаточное владение нормами литературного языка, что демонстрируют специалисты разного направления. Углублению знаний и совершенствованию навыков русской устной и письменной речи служит курс «Культура речи».
Цель дисциплины – повышение общего речевого уровня студентов; улучшение орфоэпической, грамматической осведомленности студентов; ознакомление с особенностями речевого этикета, практического применения его в сфере частной и профессиональной деятельности; ознакомление с правилами проведения специфических производственных мероприятий.
Задача изучения дисциплины – выяснение и усвоение основных понятий и категорий культуры речи, понятия языковой нормы, характеристики языковых норм, овладение системой языковых норм современного русского литературного языка; выработка умений и навыков пользования нормированными языковыми средствами и нормативно-справочной базой русского языка, подъема культуры профессиональной, деловой, бытовой речи, формирование умений самостоятельно приобретать знания.
Дисциплина относится к циклу гуманитарных, базируется на знаниях студентов, полученных при изучении школьного курса русского языка. Знания и навыки, полученные при изучении данной дисциплины, будут использованы студентами при изучении дисциплин обществоведческого и социального циклов, подготовке к занятиям по другим дисциплинам, выполнении курсовых и дипломных работ и проектов, дальнейшем частном, производственном общении.
В результате изучения дисциплины студенты должны
знать:
– теоретические сведения о понятиях культура речи, функции языка и речи;
– функциональные стили современного русского литературного языка, их признаки;
– понятие точности, уместности, чистоты, благозвучия, богатства, логичности речи;
– понятие типов речи;
– понятие речевого этикета;
– общие сведения о русском литературном языке как нормированной, совершенной форме общенародного вещания с развитой системой стилей, богатую выразительными средствами;
– основные требования к современному письменному и устному общению;
уметь:
– пользоваться русским правописанием, словарями различных типов, справочниками;
– анализировать тексты профессиональной тематики и использовать полученные знания в практике общения;
– определять признаки функциональных стилей современного русского литературного языка;
– владеть орфоэпическими, лексическими, словообразовательными, морфологическими, синтаксическими нормами;
– Воспринимать и понимать текст, редактировать, а также моделировать собственные высказывания устной и письменной форм речи;
– различать оттенки в лексическом значении слов, уместно использовать слова в собственной речи;
– использовать высказывания речевого этикета, владеть культурой диалога, телефонного разговора, производственных мероприятий;
– самостоятельно работать с лингвистической справочной литературой, периодикой.
3. Программа учебной дисциплины
Модуль №1
Содержательный модуль 1.
Нормы речи.
Тема 1. Введение в курс „Культура речи”. Понятие о русском языке и культуре речи.
Понятие о языке и речи. Функции языка и речи. Понятие литературного языка. Признаки литературного языка. Русский литературный язык. Понятие о культуре языка и культуре речи. Культура речи как самостоятельная дисциплина.
Вопросы к теме 1
1. Что называют культурой речи?
2. Как соотносятся понятия язык и речь?
3. Что является коммуникативными признаками речи?
4. Какие способы коммуникации называют вербальными, а какие – невербальными?
5. Какую форму языка называют литературной, какие еще есть разновидности национального языка? В чем состоит отличие от них литературного языка?
6. Как происходило становление современного русского литературного языка?
7. Какие черты характеризуют устную и письменную формы литературного языка?
8. Какую роль играют средства массовой информации в распространении литературного языка?
Вопросы к теме 2
1. Как реализуется системная целостность современного языка?
2. Какие языковые уровни существуют?
3. Какие нормы им соответствуют?
4. Что является причинами нарушения языковых норм?
5. Какую роль в этом играет билингвизм?
6. Какие существуют внелитературные формы языка?
7. Как взаимодействуют литературный язык и внелитературные формы языка?
8. Что включает в себя понятие престиж языка? Какие факторы его определяют?
9. Какие стили современного русского литературного языка выделяют?
10. Что характеризует книжные и разговорные стили?
Тема 3. Две формы речи: устная и письменная. Жанры речи. Стилистические особенности речевых жанров.
Критерии, по которым различается устная и письменная речь: создание, восприятие; содержание, жанры. Характеристики устной и письменной речи. Жанры устной и письменной речи. Коммуникативные и стилевые признаки речевых жанров. Письменная и устная речь с точки зрения речеведения. Основы русской орфографии и пунктуации.
Вопросы к теме 3
1. Какие формы речи выделяют?
2. По каким принципам различают устную и письменную речь?
3. Что характеризует устную речь?
4. Чем письменная речь отличается от устной?
5. Какие жанры устной и письменной речи принято выделять?
6. Какие выделяют коммуникативные и стилевые признаки речевых жанров?
7. Какие основные этапы формирования русской орфографии и пунктуации вы знаете?
8. Какие принципы орфографии существуют?
Модуль №2
Содержательный модуль 2.
Вопросы к теме 4
1. Что такое орфоэпия?
2. Что называют произношением и ударением?
3. В чем состоят произносительные особенности гласных звуков в русском языке?
4. Какие существуют особенности произношения гласных звуков в заимствованных словах?
5. В чем состоят произносительные особенности согласных звуков в русском языке?
6. Что характеризует ударение в русском языке?
7. Чем отличается характер ударения в русском языке от ударения в других, известных вам языках?
8. Как фонетические нормы проявляются в языковых стилях?
Тема 5. Словообразовательные нормы. Стилистическая окраска словообразовательных средств современного русского литературного языка.
Словообразование как раздел культуры речи. Словообразование в русском языке. Способы образования слов в современном русском языке. Стилистическое использование средств словообразования. Окказиональное (авторское) словообразование. Словообразование в художественных и нехудожественных текстах.
Вопросы к теме 5
1.Что такое словообразование?
2.Что называют аффиксами?
3.Какие способы образования слов существуют в современном русском языке?
4.Какие словообразовательные средства влияют на стилистическую маркированность слов?
5.Какие стилистически нейтральные словообразовательные средства существуют в современном русском языке?
6.Что называют окказиональными словообразованиями?
7.Какую стилистическую роль выполняют авторские словообразования?
Вопросы к теме 6
1. Что называют лексикой?
2. Какой раздел языкознания изучает лексический запас языка?
3. Как дифференцируют лексику русского языка по стилистическим признакам?
4. Что такое лексическая многозначность?
5. Что такое омонимы, какие виды омонимов существуют?
6. Как явление межъязыковой омонимии влияет на культуру речи?
7. Какую роль в создании образности речи играют синонимы и антонимы?
8. Что такое паронимы? Какие виды паронимов существуют?
9. Каких критериев использования лексики иноязычного происхождения необходимо придерживаться, чтобы соблюсти чистоту, точность, уместность и правильность речи?
10. Какое место в лексиконе современного русского литературного языка занимают слова пассивного состава (неологизмы, архаизмы, историзмы, окказионализмы)? Каких правил необходимо придерживаться при использовании этих групп лексики?
11.Что такое фразеология? Чем отличается фразеологическая номинация от лексической?
12.Какие существуют источники фразеологии? Как соотносятся фразеология литературного языка и фразеология народная?
13.Как явления синонимии и антонимии проявляются на фразеологическом уровне?
14.Какую роль играют фразеологизмы в создании образности речи?
15.Какие существуют фразеологические словари?
16.В чем проявляются особенности использования фразеологизмов в разных стилях речи?
17.Какие существуют особенности перевода фразеологических единиц?
18.В чем состоят особенности использования фразеологизмов в средствах массовой информации?
19.Что способствует возникновению фразеологизмов?
Модуль №3
Содержательный модуль 3.
Вопросы к теме 7
1. Почему существуют колебания в категории рода имен существительных? Как определяют род несклоняемых имен существительных?
2. В чем состоят родовые различия в личных именах существительных?
3. Как в русском языке склоняются имена и фамилии??
4. В каких случаях употребляют окончание -а (-я) в форме Р. п. ед. ч. существительных м. р., а в каких – -у (-ю)?
5. Какие существуют варианты форм В. п. одушевленных и неодушевленных имен существительных?
6. Какие существуют варианты окончаний П. п. ед. ч. имен существительных м. р.?
7. Какие существуют варианты окончаний И. п. мн. ч. имен существительных м. р.? Какие существуют варианты окончаний Р. п. мн. ч. имен существительных? Какие существуют варианты окончаний Т. п. мн. ч. имен существительных?
8. В чем состоят особенности категории числа имен существительных в русском языке?
9. Как проявляется синонимия полных и кратких форм имен прилагательных?
10. Как проявляется синонимия степеней сравнения имен прилагательных?
11. В чем состоят особенности употребления притяжательных прилагательных?
12. Как проявляется синонимия имен прилагательных и существительных в формах косвенных падежей?
13. Какие нормативные варианты сочетаний числительных и существительных существуют в русском языке?
14. Как проявляется синонимия собирательных и количественных числительных?
15. Какие правила употребления числительных в составе сложных слов существуют?
16. Какие стилистические особенности употребления личных местоимений существуют? Какие существуют правила употребления возвратных и притяжательных местоимений?
17. Как проявляется синонимия определительных местоимений? Как проявляется синонимия неопределенных местоимений?
18. Какие существуют особенности образования личных форм глагола? Как проявляется синонимия личных форм глагола?
19. Как проявляется синонимия глагольных времен и видов? Какие существуют особенности синонимичного использования глагольных наклонений?
20. Как проявляется синонимия возвратных и невозвратных глаголов?
21. Какие существуют варианты причастных форм? Какие существуют варианты деепричастных форм?
Вопросы к теме 8
1. Какие стилистические функции выполняет порядок слов в предложении?
2. Какое синтаксическое значение имеет порядок слов в предложении?
3. Как согласуется сказуемое с подлежащим, в составе которого есть собирательное существительное?
4. Как согласуется сказуемое с подлежащим, выраженном количественно-именным сочетанием?
5. Как согласуется сказуемое с однородными подлежащими?
6. В чем состоят особенности согласования определения с существительными, зависящими от числительных два, три, четыре?
7. Как согласуются приложения?
8. В чем состоит синонимия падежных форм?
9. В чем состоят стилистические особенности употребления предложений с однородными членами?
10. Какие существуют особенности использования обращений?
11. В чем состоят стилистические особенности использования вводных и вставных конструкций?
12. В чем состоят стилистические особенности использования различных способов передачи чужой речи?
13. Какие существуют стилистические особенности использования сложных предложений?
Содержательный модуль 4.
Речевое общение.
Вопросы к теме 9
1. Каково содержание понятия речевое взаимодействие?
2. Что такое речевое событие?
3. Что называют речевой ситуацией?
4. Как определялось социальное и политическое значение слова в разные эпохи?
5. Назовите основные признаки речевой ситуации.
6. Что характеризует речевое событие как основную единицу коммуникации?
7. Как взаимодействуют речевая ситуация и речевое поведение?
8. Какие виды речевых поступков существуют?
9. Что называют речевым этикетом?
10. Из каких компонентов состоит речевой этикет?
11. Какие социальные и культурные функции выполняет речевой этикет?
12. Что подлежит табуированию в речи? Почему?
Тема 10. Особенности публичной речи. Оратор и его аудитория. Подготовка публицистического выступления.
Публичное выступление как форма общественной и профессиональной деятельности. Основные принципы подготовки публицистического выступления. Виды публичного выступления. Типы ораторов: судебный, педагог-оратор, оратор-агитатор, оратор-пропагандист, оратор-государственный служащий, оратор-проповедник. Характер взаимодействия со слушателями. Психологические особенности слушателей. Возрастные, профессиональные и социальные особенности слушателей.
Вопросы к теме 10
1. Что характеризует публичное выступление как форму общественной и профессиональной деятельности?
2. Какие принципы подготовки публицистического выступления существуют?
3. Какие виды публичного выступления выделяют?
4. Какие существуют типы ораторов?
5. Какие психологические особенности слушателей необходимо учитывать при подготовке публичного выступления?
6. Что подразумевают под возрастными, профессиональными и социальными особенностями слушателей?
4. Структура учебной дисциплины «Культура речи»
Названия содержательных модулей и тем | Количество часов | ||||||||||||||||||||||||||||||
дневная форма | заочная форма | ||||||||||||||||||||||||||||||
всего | в том числе | всего | в том числе | ||||||||||||||||||||||||||||
л | п | лаб | инд | с.р. | л | п | лаб | инд | с.р. | ||||||||||||||||||||||
Модуль №1 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Содержательный модуль 1. Нормы речи, лексическое богатство. | |||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 1. Введение в курс„Культура речи и практическая стилистика”. Понятие о русском языке и культуре речи | 6 | 2 | 2 | 2 | 6 | 2 | 4 | ||||||||||||||||||||||||
Тема 2. Нормы литературного языка. Система стилей современного русского литературного языка. | 10 | 2 | 4 | 4 | 10 | - | - | 10 | |||||||||||||||||||||||
Тема 3. Две формы речи: устная и письменная. Жанры речи. Стилистические особенности речевых жанров. | 12 | 2 | 4 | 6 | 12 | - | 2 | 10 | |||||||||||||||||||||||
Всего по содержательному модулю 1 | 28 | 6 | 10 | 12 | 28 | 2 | 2 | 24 | |||||||||||||||||||||||
Всего по модулю 1 | 28 | 6 | 10 | 12 | 28 | 2 | 2 | 24 | |||||||||||||||||||||||
Модуль №2 Содержательный модуль 2. Нормы современного русского литературного языка. | |||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 4.Орфоэпические нормы.Стилистические особенности орфоэпических норм. | 10 | 2 | 4 | 4 | 10 | - | - | 10 | |||||||||||||||||||||||
Тема 5. Словообразовательные нормы. Стилистическая окраска словообразовательных средств современного русского литературного языка. | 12 | 2 | 6 | 4 | 12 | - | - | 12 | |||||||||||||||||||||||
Тема 6. Лексико-фразеологические нормы. Стилистическая градация лексических единиц. Фразеологизмы как стилистическое средство современного русского литературного языка. | 10 | 2 | 6 | 2 | 10 | - | 2 | 8 | |||||||||||||||||||||||
Всего по содержательному модулю 2 | 32 | 6 | 16 | 10 | 32 | - | 2 | 30 | |||||||||||||||||||||||
Всего по модулю 2 | 32 | 6 | 16 | 10 | 32 | - | 2 | 30 | |||||||||||||||||||||||
Модуль №3 Содержательный модуль 3. Нормы современного русского литературного языка | |||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 7. Морфологические нормы. Стилистическая нагрузка морфологических категорий. | 10 | 2 | 6 | 2 | 10 | 2 | 2 | 6 | |||||||||||||||||||||||
Тема 8. Синтаксические нормы. Стилистическое использование средств синтаксиса. | 10 | 2 | 6 | 2 | 10 | - | 2 | 8 | |||||||||||||||||||||||
Всего по содержательному модулю 3 | 20 | 4 | 12 | 4 | 20 | 2 | 4 | 14 | |||||||||||||||||||||||
Содержательный модуль 4. Речевое общение. | |||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 9. Основные единицы общения: речевое взаимодействие, речевое событие, речевая ситуация. Культура общения. Стилистические особенности различных типов общения. | 14 | 2 | 6 | 6 | 14 | - | - | 14 | |||||||||||||||||||||||
Тема 10. Особенности публичной речи. Оратор и его аудитория. Подготовка публицистического выступления. | 14 | - | 8 | 6 | 14 | - | - | 14 | |||||||||||||||||||||||
Всего по содержательному модулю 4 | 28 | 2 | 14 | 12 | 28 | - | - | 28 | |||||||||||||||||||||||
Всего по модулю 3 | 48 | 6 | 26 | 16 | 48 | 2 | 4 | 42 | |||||||||||||||||||||||
Всего часов | 108 | 18 | 52 | 38 | 108 | 4 | 8 | 96 | |||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа (дневная форма обучения)
№ п/п | Название темы | Кол-во часов |
1. | Тема 1. Введение в курс«Культура речи». Понятие о русском языке и культуре речи. | 2 |
2. | Тема 2. Нормы литературного языка. Система стилей современного русского литературного языка. | 4 |
3. | Тема 3. Две формы речи: устная и письменная. Жанры речи. Стилистические особенности речевых жанров. | 6 |
4. | Тема 4.Орфоэпические нормы. Стилистические особенности орфоэпических норм. | 4 |
5. | Тема 5. Словообразовательные нормы. Стилистическая окраска словообразовательных средств современного русского литературного языка. | 4 |
6. | Тема 6. Лексико-фразеологические нормы. Стилистическая градация лексических единиц. Фразеологизмы как стилистическое средство современного русского литературного языка. | 2 |
7. | Тема 7. Морфологические нормы. Стилистическая нагрузка морфологических категорий. | 2 |
8. | Тема 8. Синтаксические нормы. Стилистическое использование средств синтаксиса. | 2 |
9. | Тема 9. Основные единицы общения: речевое взаимодействие, речевое событие, речевая ситуация. Культура общения. Стилистические особенности различных типов общения. | 6 |
10. | Тема 10. Особенности публичной речи. Оратор и его аудитория. Подготовка публицистического выступления. | 6 |
Всего | 38 |
Самостоятельная работа (заочная форма обучения)
№ п/п | Название темы | Кол-во часов |
1. | Тема 1. Введение в курс„Культура речи”. Понятие о русском языке и культуре речи. | 4 |
2. | Тема 2. Нормы литературного языка. Система стилей современного русского литературного языка. | 10 |
3. | Тема 3. Две формы речи: устная и письменная. Жанры речи. Стилистические особенности речевых жанров. | 10 |
4. | Тема 4.Орфоэпические нормы. Стилистические особенности орфоэпических норм. | 10 |
5. | Тема 5. Словообразовательные нормы. Стилистическая окраска словообразовательных средств современного русского литературного языка. | 12 |
6. | Тема 6. Лексико-фразеологические нормы. Стилистическая градация лексических единиц. Фразеологизмы как стилистическое средство современного русского литературного языка. | 8 |
7. | Тема 7. Морфологические нормы. Стилистическая нагрузка морфологических категорий. | 6 |
8. | Тема 8. Синтаксические нормы. Стилистическое использование средств синтаксиса. | 8 |
9. | Тема 9. Основные единицы общения: речевое взаимодействие, речевое событие, речевая ситуация. Культура общения. Стилистические особенности различных типов общения. | 14 |
10. | Тема 10. Особенности публичной речи. Оратор и его аудитория. Подготовка публицистического выступления. | 14 |
Всего | 96 |
7. Индивидуальные задания
1. Русский литературный язык. Этапы развития и особенности становления.
2. Общественный характер языковых норм. Языковая норма и литературный язык.
3. Явление билингвизма. Язык и территориальные диалекты.
4. Понятие социолектов. Жаргон, сленг, арго: общее и отличное этих социолингвистических явлений.
5. Взаимодействие литературного языка и диалектов и социолектов. Т
6. Типы нормативных словарей и принципы работы с ними.
7. Характеристики устной и письменной речи.
8. Письменная и устная речь с точки зрения речеведения.
9. Произносительные особенности гласных звуков русского языка.
10. Специфика произношения гласных в словах иностранного происхождения.
11. Орфоэпические особенности согласных звуков.
12. Ударение в русском языке: характер, особенности, тенденции изменения ударений.
13. Основные группы лексики: устаревшие слова, диалектизмы, неологизмы, заимствованные и другие.
14. Источники фразеологизмов: народная речь, художественная литература, профессиональная речь и т. д.
15. Особенности категории рода имен существительных. Варианты падежных окончаний имен существительных.
16. Синонимическое использование прилагательных и существительных в формах косвенных падежей.
17. Синонимия собирательных и количественных числительных. Стилистическое использование личных местоимений.
18. Синонимия возвратных и невозвратных глаголов.
19. Стилистическое использование обращений. Функции обращений.
20. Собственно-прямая и открытая (свободная) прямая речь. Косвенная речь. Стилистическое значение прямой речи в драматургии.
21. Виды речевых поступков.
22. Типы ораторов: судебный, педагог-оратор, оратор-агитатор, оратор-пропагандист, оратор-государственный служащий, оратор-проповедник.
8. Методы обучения:
По источникам и характеру восприятия информации: словесные методы (рассказ, лекция, беседа), наглядные (показ, демонстрация), практические (произведения, переводы, выполнение упражнений). По характеру взаимодействия преподавателя и студентов: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемного изложения, эвристический, исследовательский.
Методы контроля
Устный, письменный, фронтальный, дифференцированный, текущий, итоговый.
Методическое обеспечение
Королёва Г. И. Методические указания по организации самостоятельной работы студентов всех форм подготовки и направлений специализации / Г. И. Королёва, Т. А. Дьякова, Н. Б. Литвинова, О. С. Соловьева. – Луганск : изд-во ЛГАКИ имени М. Матусовского, 2015. – 29 с.
11. Рекомендованная литература
Основная
1. Бельчиков Ю. А. Стилистика и культура речи / Ю. А. Бельчиков. ‒ 2-е изд., испр. и доп. ‒ М. : УРАО, 2002. ‒ 160 с. ‒ [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа:
http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=6798&mode=DocBibRecord
2. Богданова Л. И. Стилистика русского языка и культура речи : лексикология для речевых действий : учеб. пособ. / Л. И. Богданова. – М. : Флинта : Наука, 2011. – 248 с. ‒ [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа:
http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=15260&mode=DocBibRecord
3. Васильева А. Н. Основы культуры речи : учеб. пособ. А. Н. Васильева. – М. : Высш. шк., 1990. – 325 с.
4. Введенская Л. А. Деловая риторика : учеб. пособие / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. ‒ 6-е изд., перераб. ‒ М. : Кнорус, 2012. ‒ 416 с. ‒ [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа:
http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=15367&mode=DocBibRecord
5. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи / Л. А. Введенская, М. Н. Черкасова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. – 384 с. . ‒ [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа:
http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=6801&mode=DocBibRecord
6. Головин Б. Н. Основы культуры речи : учеб. пособ. / Б. Н. Головин. – М. : Высш. шк., 1990. – 295 с.
7. Голуб И. Б.Русская риторика и культура речи : учеб. пособие / В. Д. Неклюдов. ‒ М. : Логос, 2011. ‒ 328 с. ‒ [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа:
http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=15147&mode=DocBibRecord
8. Мизинина И. Н. Современный русский язык и культура речи / И. Н. Мизинина. – М. : ОЛМА Медиа Групп, 2011. – 240 с. ‒ [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа:
http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=15514&mode=DocBibRecord
9. Нормы русского литературного языка : учеб. пособ. по культуре речи / под ред. Л. А. Константиновой. – М. : Флинта : Наука, 2011. – 168 с.
10. Основы научной речи : учеб. пособ. для студ. нефилол. высш. учеб. заведений / Н. А. Буре, М. В. Быстрых, С. А. Вишнякова и др.; под ред. В. В. Химика, Л. Б. Волковой. – СПб. :Филологический факультет СПбГУ; М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.
11. Розенталь Д. Э .Практическая стилистика русского языка / Д. Э. Розенталь. – М. : Высш. шк., 1987. – 399с .
12. Русский язык и культура речи : учебник / А. И. Дунев, М. Я. Дымарский, В. А. Ефремов; под ред. В. Д. Черняк. – М. : Высш. шк., 2006. – 496 с.
13. Русский язык и культура речи : учебник / А. И. Дунев, В. А. Ефремов, Е. В. Сергеева, В. Д. Черняк; под ред. В. Д. Черняк. – СПб. : САГА, М. : Форум, 2006. – 368 с.
14. Солганик Г. Я. Стилистика и культура речи русского языка / Г. Я. Солганик, Т. С. Дроняева. – М. : Изд. центр «Академия», 2012. – 256 с. ‒ [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа:
http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=15163&mode=DocBibRecord
Дополнительная
1. Вартаньян Э. А. Путешествие в слово / Э. А. Вартаньян. – М. : Просвещение. 1987. – 208 с.
2. Виноградов В. В. Очерки по истории русского литературного языка XVII‒XIX вв. / В. В. Виноградов. ‒ М. : Высш. школа, 1982. ‒528 с. ‒ [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа:
http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=7897&mode=DocBibRecord
3. Войлова К.А. История русского литературного языка: учебник для вузов/ К. А. Войлова, В. В. Леденёва. ‒ М. : Дрофа, 2009. – 495 с.
4. Голуб И. Б.Риторика : учитесь говорить правильно и красиво / И. Б. Голуб. ‒ М. : Омега-Л, 2009. ‒ 405 с. ‒ [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа:
http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=5970&mode=DocBibRecord
5. Голуб И. Б. Секреты хорошей речи / И. Б. Голуб, Д. Э. Розенталь. – М. : Междунар. отношения, 1993. – 288 с.
6. Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка / К. С. Горбачевич. – М. : Просвещение, 1989. – 208 с.
7. Горшков А.И. История русского литературного языка / А. И. Горшков. ‒ М. : Высш. Школа, 1965. ‒ 194 с.
8. Иванова В. А.Занимательно о русском языке/ В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. ‒ 2-е изд. ‒ СПб : Просвещение, 1995. ‒ 303 с. ‒ [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа:
http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=17527&mode=DocBibRecord
9. Ижакевич Г. П. Русский язык / Г. П. Ижакевич, В. И. Кононенко. – К. : Рад. шк., 1989. – 256 с.
10. Колесов В. В. История русского языка в рассказах / В. В. Колесов. –
М. : Просвещение, 1976. – 175 с.
11. Мокиенко В. М.Большой словарь русских поговорок : Более 40000 образных выражений / В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина. ‒ М. : ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2007. ‒ 784 с. ‒ [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа:
http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=15607&mode=DocBibRecord
12. Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии / В. М. Мокиенко. – М. : Высш. шк., 1990. – 160 с.
13. Откупщиков Ю. В. К истокам слова / Ю. В. Откупщиков. – М. Просвещение, 1986. – 176 с.
14. Розенталь Д. Э. Русский язык. Сочинения и экзамены на отлично. Стилистика и культура речи / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб. – М. : Махаон, 2005. – 256 с. ‒ [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа:
http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=9027&mode=DocBibRecord
15. Соболевский А. И. История русского литературного языка / А. И. Соболевский. ‒ М. : Наука, 1980. ‒ 193 с.
16. Современный русский литературный язык / П. А. Лекант, Н. Г. Гольцова, В. П. Жуков и др.; под ред. П. А. Леканта. – М. : Высш. шк., 1988. – 416 с.
17. Шанский Н. М. В мире слов / Н. М. Шанский. – М. : Посвещение, 1985. – 255 с.
Словари
1. Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений русского языка / под ред. М. А. Штудинера. – М. : Рольф, 2000. – 816 с. ‒ [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа:
http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=17530&mode=DocBibRecord
2. Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений для работников радио и телевидения. – 5-е изд., переработ. и доп. – М. : Рус. яз., 1984. – 808 с.
3. Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка / З. Е. Александрова. – М. : Русск. яз, 2007. – 564 с. ‒ [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа:
http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=7793&mode=DocBibRecord
4. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. / О. С. Ахманова. – М. : Изд-во «Советское просвещение», 2014. – 576 с. ‒ [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа:
http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=11724&mode=DocBibRecord
5. Ахманова О. С. Словарь омонимов русского языка / О. С. Ахманова – М. : Рус. яз., 1986. – 448 с.
6. Ашукин Н. С. Крылатые слова : литературные цитаты, образные выражения / Н. С. Ашукин, М. Г. Ашукина. – М. : Худож. лит., 1988. – 528 с.
7. Бельчиков Ю. А. Словарь паронимов современного русского языка / Ю. А. Бельчиков, М. С. Панюшева. – М. : Русск. яз., 1994. – 456 с.
8. Бирих А. К. Словарь русской фразеологии. Историко-этимологический справочник / Бирих А. К., Мокиенко В. М., Степанова Л. И. ‒ СПб. : Фолио-Пресс, 1998. ‒ 704 с.
9. Введенская Л. А. Словарь антонимов русского языка / Л. А. Введенская. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1995. – 543 с.
10. Введенская Л. А.Современный орфографический словарь русского языка/ Л. А. Введенская. ‒ 5-е изд. ‒ М. : МарТ, 2006. ‒ 624 с. ‒ [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа:
http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=7704&mode=DocBibRecord
11. Введенская Л. А. Учебный словарь антонимов русского языка / Л. А. Введенская. ‒ 2-е изд. ‒ М. : МарТ, 2006. ‒ 320 с. ‒ [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа:
http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=7703&mode=DocBibRecord
12. Вербицкая Л.А., Богданова Н.В. и др. Давайте говорить правильно! Трудности современного русского произношения и ударения. Краткий словарь-справочник. – 4-е изд. – СПб. : Филол. ф-т СПбГУ; М. : Издат. центр «Академия», 2003. – 160 с.
13. Горбачевич К. С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке: 1200 слов. – СПб. : Норинт, 2000. – 542 с.
14. Горбачевич К. С. Словарь эпитетов русского литературного языка / К. С. Горбачевич, Е. П. Хабло. – М. : Наука, 1979. – 252 с. ‒ [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа:
http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=17348&mode=DocBibRecord
15. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / В. Даль. - М. : Рус. яз., 1999. – Т. 1 – 4. ‒ [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа:
http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=7787&mode=DocBibRecord
16. Дубровина К. Н.Энциклопедический словарь библейских фразеологизмов / К. Н. Дубровина. ‒ М. : Флинта : Наука, 2110. ‒ 808 с.
17. Жуков В. П.Словарь фразеологических синонимов русского языка: Около 730 синоним. рядов/ В. П. Жуков, М. И. Сидоренко, В. Т. Шкляров; под ред. В. П. Жукова. ‒ М. : Рус. яз., 1987. ‒ 448 с. ‒ [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа:
http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=17349&mode=DocBibRecord
18. Жуков В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка / В. П. Жуков, А. В. Жуков. - М. : Просвещение, 1989. - 429 с.
19. Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Удар