I. Синтаксическая разминка
Предложения записаны на доске.
Начертите схему, дайте характеристику.
1. Летом пчелы гудят.
2. Летом пчелы гудят в листве, собирают с цветков душистый мед.
3. Летом пчелы гудят в листве и собирают с цветков душистый мед.
– Что соединяет союз и в предложении?
– Какое предложение называется простым?
– Сколько мыслей выражает одно простое предложение?
II. Объяснение нового материала, с. 91–92.
III. Записать предложения на доске и в тетрадях, начертить схемы, дать характеристики.
1. Дверь каморки растворилась, и показался Герасим.
2. Девочка смотрела вслед улетающей птице, и слезы капали у нее из глаз.
3. Таял последний снег, текли ручьи.
4. Дикий виноград обрамляет окно, оно выглядит очень уютно.
– Расскажите, что вы узнали о сложном предложении? о роли союза и?
IV. Образование бессоюзных и союзных сложных предложений из двух простых.
1. Ул_тают жур_вли. Ни_кие осенние обл_ка зав_лакивают небо. 2. С неба свет лился пр_мыми потоками. В_ршины леса казались выпуклыми. 3. Был август. На бере_ках в_сели первые пож_лтевшие листья.
V. Составить предложения к тем схемам, которые обозначают сложные предложения.
VI. Проверочная работа.(Знаки препинания не поставлены).
в а р и а н т I
1. Луна сильно светила и озаряла гору. (В. Гаршин.)
2. Пришла весна закапали сосульки.
3. Командир стоит и конь под ним не шелохнется. (Б. Житков.)
4. Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвиненка. (Н. Снегирев.)
в а р и а н т II
1. Замолкнут и заснут дневные птицы и звери. (И. Соколов-Микитов).
2. Ночь прошла под большой чистой луной и к утру лег первый мороз. (М. Пришвин.)
3. Поезда еще не было слышно и мальчик огорчился. (А. Платонов.)
4. Звучит музыка и на арену цирка выходят два слона.
К л ю ч: в. I – 2, 3. в. II – 2, 3, 4.
Домашнее задание: самостоятельно составить 4–5 сложных предложений, начертить схемы.
Урок 34.
Сложное предложение
Цели: закрепление сведений о сложном предложении, полученных на предыдущем уроке; тренировка в постановке знаков препинания между частями сложного предложения.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Учащиеся зачитывают предложения, называют грамматические основы.
II. Беседа по вопросам.
1. Какое предложение называется сложным?
2. Какую роль может выполнять союз и в простом и в сложном предложениях?
3. Сколько мыслей несет простое предложение? сложное?
4. С помощью чего связываются простые предложения в составе сложного?
5. как называется предложение, если его части связаны по смыслу? если его части связаны при помощи союза?
Отвечая на вопросы, учащиеся приводят примеры.