Синтаксическая адекватность.

Третий аспект рассмотрения информации - синтаксический, при ко­тором текст произведения характеризуется со стороны его структурной организации. Все многообразие организации журналистских текстов, «собираемых» из этих элементов, определяется в соответствии с задача­ми, решаемыми журналистом, их набором, интенсивностью представле­ния элементов, порядком расположения в тексте.

Набор элементов может быть как полным - S (d, p, v, n), так и предель­но редуцированным - S (d), причем промежуточных вариантов состава существует весьма и весьма много.

Интенсивностьпредставления элементов в тексте также может быть самой различной:

- от сбалансированной типа S (d, p, v, n)

- до акцентиро­ванной типа S (d, d, d, p).

Порядок,логика развертывания повествования также могут иметь множество вариантов: S (d-p-v-n); S (p-d-v); S (d-v); и т.д. и т.п.

Основанием для формирования той или иной структуры текста служит ре­шение семантических и синтаксических вопросов в связи с найденным обос­нованием прагматической адекватности текста. Все зависит от реальных по­требностей данной аудитории в информации, способностей «потребителя» Для активного восприятия информации и ее творческой переработки.

Так, например, зная, что информация не только «складируется» в со­знании, но и «работает» в нем, важно доверять аудитории и передавать ей информацию такого объема и характера, чтобы не было вредной избыточ­ности. В условиях активной переработки информации аудиторией даже чисто дескриптивное произведение при столкновении с накопленной ин­формацией может явиться причиной выработки других типов информа­ции (валюативной, нормативной). И наоборот, когда журналист не учиты­вает способности выработки аудиторией новой, дополнительной, «прибавочной» информации, возможны дисфункциональные результаты, такие как недоумение и раздражение, вызванные вредной избыточностью информации, подозрение в недостаточном профессионализме журналис­та и т.д. (о чем уже шла речь выше).

8. СИСТЕМА ЖАНРОВ В ЖРНАЛИСТИКЕ. ЭВОЛЮЦИЯ ЖАНРОВ. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗМЕНЕНИЕ ЖАНРОВОЙ СПЕЦИФИКИ. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ.

СИСТЕМА (от греч. sysntema - целое, составленное из частей; соединение), множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

ЖАНР (франц. genre) (иск.), исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства; тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания. Понятие "Ж. " обобщает черты, свойственные обширной группе произв. к.-л. эпохи, нации или мирового искусства вообще.

Строгое разделение по жанрам существует лишь в теории и, в определенной степени, в информационных материалах. Вообще жанрам свойственно взаимопроникновение, и на практике границы между ними часто размыты (особенно в так называемых «бульварных» изданиях).

Газетные жанры отличаются друг от друга методом литературной подачи, стилем изложения, композицией и даже просто числом строк. Условно их можно разделить на три большие группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические. Главная цель информационного материала, будь он газетным, радийным или телевизионным, – сообщить о факте (в ежедневных изданиях и выпусках во главу угла ставится «свежий» факт – новость). Факт для журналистики - без фактов журналистика немыслима.

Информационные жанры.

1. Хроника - факт без подробностей. Небольшие (порой из одной – двух фраз) сообщения, не имеющие заголовка. Чаще публикуются подборками.

2. Заметка (информация).Содержит сам факт и некоторые подробности. Состоит из десяти–тридцати строк, имеет собственный заголовок. Чаще публикуется в подборке. Расширенная информация предполагает более широкое и подробное изложение событий. Возможны: историческая справка, сравнение, характеристика героев и т.д. Включает в себя вступление и концовку. Содержит 40-150 строк, заголовок.

· Событийная заметка (информация) – фактологическое описание.

· Анонс - заметки, представляющие собой превентивные сообщения о будущих все­возможных культурных мероприятиях, выставках, концертах

· Аннотация - предметом отображе­ния в котором выступает определенное, уже состоявшееся инфор­мационное явление (прежде всего — это книги, статьи). Цель пуб­ликации данного типа заключается не столько в том, чтобы известить аудиторию о появлении, существовании какого-либо но­вого издания, сколько в том, чтобы описать кратко его качества. В аннотации сообщается об основных, «узловых» моментах возникшего феномена (его названии, авторе или авторах, издателе или постановщике, теме, содержании, времени появления, цели со­здания).

· Мини-рецензия - представляет собой оценочную заметку, предметом которой выступает какое-то информационное явление (книга, кинофильм, пьеса и т.д.). Цель публикации данного типа заключается в том, чтобы сообщить читателю о впечатлении, по­лученном ее автором в ходе знакомства с отображаемым предме­том.

· Блиц-портрет - содержит краткие сведения о человеке с целью дать аудитории первичное представление о его личности.

· Мини-обозрение – это фактологическая заметка, только предметом отображения выступает не одно какое-то событие, действие, явление, а их совокупность.

· Мини-история - предмет отображения - какая-то семейная, любовная, профессиональная или иная жизненная интрига, построенная на взаимоотношениях людей. Такого типа заметки ориентиро­ваны на небольшой объем информации, сопровождающей, как правило, цветные фотографии.

· Мини-совет - обычно предстает в виде какого-то короткого совета, рекомендации.

3. Информационное интервью - изложение фактов от имени того, с кем ведется беседа. В полной мере информационным интервью получается тогда, когда акцент сделан на вопросах «что?», «где?», «когда?». Цель – проинформировать читателя о предмете авторского интереса, но отнюдь не проанализировать этот предмет. Предполагает совместное творчество: журналист предвосхищает вопросы читателей, тщательно готовится к интервью, непременно владеет ситуацией. Необходимо указать, с кем ведется беседа (фамилия, имя, отчество, служебное или общественное положение), тему разговора, каким образом получено интервью (в личной беседе, по телефону, по факсу и т.д.).

4. Информационный отчет - по заданию редакции журналист рассказывает о том, что видел и слышал. Размер материала зависит от значимости события. Общий отчетсодержит изложение фактов в хронологическом порядке, тематический – освещает 1-2 наиболее важных вопроса, отчет с комментариями – изложение основных событий и высказывание совей точки зрения.

5. Зарисовка - обобщение фактов и описание обстановки. Короткий, живой и образный рассказ о своих впечатлениях.

6. Информационное обозрение - важнейшие события жизни города, завода, школы и т.п. за определенный период (сводки, итоги).

7. Информационный репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста-очевидца или действующего лица. Дать аудитории возможность увидеть описываемое событие гла­зами очевидца (репортера), т.е. создать «эффект присутствия». Репортаж сочетает в себе элементы всех информационных жанров (повествование, прямая речь, красочное отступление, характеристика персонажей, историческое отступление и т.д.). Репортаж желательно иллюстрировать фотоснимками. Репортаж бывает: событийный, тематический, постановочный.

8. Блиц-опрос - симбиоз журналистики и социологии. Представление коллективного мнения по одному или нескольким специально выбранным проблемам, темам, вопросам.

9. Некролог - не путать с извещением о кончине. Некролог - это рассказ о этапах жизни умершего со словами прощания и скорби.

10. Информационная корреспонденция - отличается от заметки бо­лее детальным и более широким освещением предмета. Таким пред­метом обычно выступает какое-то единичное событие, явление, действие. Причем публикация такого жанра может включать в себя не только фактологическое описание предмета, но и некоторые элементы оценки, предписания, прогноза и пр. Вместе с тем автор информационной корреспонденции не ставит перед собой задачу выявить взаимосвязи описываемого предмета, проникнуть в суть его. Основное для него — сообщить некоторые лежащие на повер­хности параметры отображаемого явления.

Аналитические жанры

Аналитические жанры это широкое полотно фактов, которые трактуются, обобщаются, служат материалом для постановки определенной проблемы и ее всестороннего рассмотрения и истолкования.

1. Аналитический отчет.Предметом аналитического отчета являются выступления, доклады, речи участников всевозможных собраний, заседаний, съездов, сле­тов, конференций и т.п. Но он, в отличие от информационного не констатирует ход собраний людей, а отображает внутреннюю связь выступлений, докла­дов, речей. Цель - показать взаимосвязь тех или иных суждений, оценок, вы­водов, предложений, содержащихся в речах выступавших, с ре­альными проблемами, ситуациями, процессами, существующими в данный момент в жизни города, района, страны. И, уже исходя из такого соотнесения, вынести оценку выступлениям участников того или иного форума, определить их значимость для города, рай­она, страны.

2. Аналитическая корреспонденция. Содер­жит в себе сообщение о событии, явлении. Одна­ко само сообщение не является самоцелью. Оно лишь дает пред­ставление о событии, предваряющее его истолкование. Истолкование представляет собой выяснение причин события, явления, определение его значимости, ценности, прогнозирова­ние его развития и т.д. В силу этого автор аналитической коррес­понденции неизбежно использует теоретические методы позна­ния — анализ, синтез, индукцию, дедукцию и др.

3. Аналитическое интервью.Кроме того, содержит и анализ факта, отве­чая при этом на вопросы: почему? Каким образом? Что это значит? и т.д. Роль автора аналитического интервью заключается прежде все­го в том, что своими вопросами он задает прежде всего направление анализа, который обычно осуществляет само интервьюируемое лицо

4. Аналитический опрос.Есть общее с развернутым комментарием. В одном тексте объединяются нескольких подробных ответов на один и тот же вопрос.

5. Беседа.Журналист-собеседник является равноправным, наряду со сво­им партнером по коммуникативному акту, создателем содержа­ния будущего текста. Употребляется тогда, когда обсуждаемый предмет не поддается момен­тальному и однозначному истолкованию, но требует спокойного всестороннего, глубокого своего рассмотрения, аргументирован­ного и квалифицированного «препарирования».

  1. Комментарий.Цели:
    • направлять внимание аудитории на важные новые факты, выходящие на первый план общественной жизни, оценивать их;
    • ставить комментируемое событие в связь с другими, выяв­лять причины этого события;
    • формулировать прогноз развития комментируемого собы­тия;
    • обосновывать, как правило, с помощью примеров, необхо­димые способы поведения или решения задач.

7. Социологическое резюме.Тип публикации, которая содержит краткое изложение итогов каких-либо социо­логических исследований, на которые авторы резюме обычно не указывают («выжимку» из них). Аналитическое начало в публика­циях такого рода обеспечивается прежде всего содержанием самих исследований, которые, как это понятно, нацелены на анализ действительности. Кроме того, автор резюме может не просто пуб­ликовать их в той последовательности, в которой они изложены в самом исследовании, но и определенным образом соотносить те или иные социологические данные и таким путем дополнительно комментировать их, что также выступает одной из ступеней ана­литического осмысления предмета отображения в резюме.

8. Анкета.Анализ анкеты. Жанр позволяет удовлетворять потребность ауди­тории в знании того, как реагируют на те или иные общественные ситуации, процессы, явления определенные социальные группы, поскольку именно такое знание позволяет выбирать правильные ориентиры в собственном поведении и оценке действительности.

9. Мониторинг.«Слежение» за каким-либо явлением, систематически по­вторяющийся «замер» одних и тех же параметров в определенной сфере деятельности. Мониторинг дает возможность увидеть, так сказать, «срез» како­го-то явления, прежде всего в виде совокупности статистических данных, которые «обнаруживают» сиюминутную тенденцию раз­вития этого явления.

10. Рейтинг.Цель публикации подобного рода заключа­ется в том, чтобы осуществить определенную «ранжировку» сход­ных явлений по какому-то конкретному признаку. Эта цель достигается прежде всего за счет применения традуктивных мето­дов — аналогии и сравнения.

11. Рецензия -это жанр, основу которого составляет отзыв (прежде всего — критический) о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики и т.п.

12. Статья -жанр, предназна­ченный прежде всего для анализа актуальных, общественно значи­мых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономер­ностей. Это обобщение и анализ фактов и явлений. Если в корреспонденции события рассматриваются от частного к общему, то в статье все происходит наоборот – от общего к частному. Статья берет факты в глобальных масштабах, анализирует их, поднимая до научно обоснованных выводов.

· Общеисследовательская статья –общезначимые, широкие вопросы.

· Практико-аналитическая статья –актуальные практические про­блемы промышленности, сельского хозяйства, предприниматель­ства, культуры, науки, образования, бизнеса, финансов. В этих статьях анализируются конкретные проблемы, события, действия, ситуации, связанные с практическими задачами, решаемыми в той или иной сфере деятельности, отрасли производства и пр.

· Полемическая статья –спор, короче.

13. Журналистское расследование. Рассказ о процессе поиска ответов на актуальные вопросы, разбора скандальных событий, криминальных историй, когда журналист собирает и анализирует факты автономно от соответстсвующих служб и органов или вкупе с другими специалистами.

14. Обозрение.Основной метод обозрения заключается в том, чтобы с помо­щью глубокого рассмотрения определенной совокупности фактов, объединенных временем, пространством, познакомить аудиторию с происходящими в обществе процессами, сложившимися ситуа­циями, возникшими проблемами.

15. Обзор СМИ.Промышленный шпионаж.

16. Прогноз.Предсказание того, как будут развиваться события. Аналитичности в этот метод добавляет то, что используются три аналитических метода:

· Метод Экстраполяции –проецирование основной тенденции развития какого-то явления на будущее.

· Метод аналогии - на основе совпадения ряда основных призна­ков делается вывод о том, что и все другие признаки сравниваемых явлений совпадают.

· Метод сценариев - Подобный метод исходит из того, что слож­ные ситуации, процессы развиваются под воздействием ряда фак­торов. При наличии определенных условий преобладающим может оказаться влияние одного из факторов, а значит — возможны и разные результаты этого влияния.

17. Версия.Моделирование собственного суждения по поводу уже имеющегося хода событий или явления, предположение, основывающееся на их детальном изучении (подкрепленное порой неординарными аргументами).публикация базируется на неполных доказатель­ствах, на предположениях автора. Версия исключает категоричность выводов, заключений.

18. Эксперимент.Искусственная, специально организованная самим жур­налистом предметно-практическая ситуация. Об этом должно быть указание в тексте.

19. Письмо.«Дорогая редакция…».

20. Исповедь. Предметом является внутренний мир авторов этих публи­каций.

Наши рекомендации