I. Синтаксическая «пятиминутка»

1. Выделите грамматические основы в предложениях.Из распахнутых ворот солнце красное идёт. (С. Маршак.) Мой сад с каждым днём увядает. (А. Майков.) У щенка на чёрной спинке тают белые снежинки. (С.Михалков.) Ты ходишь в школу, в третий класс. (С. Михалков) Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком. (С. Есенин)

II. Повторение главных и второстепенных членов предложения. Слово учителя. Все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого, называются второстепенными. Второстепенные обычно распространяют главные члены предложения, но могут относиться и к другим второстепенным членам. В предложении с одним главным членом второстепенные относятся к нему.

- Предупреждение ошибочного представления о второстепенных членах как о незначительных, необязательных;

- сопоставление предложений с одинаковым составом главных членов и различными второстепенными членами (Я люблю лето; Я люблю зиму) – смысл изменяют второстепенные члены; стр. 147 «Сравните!»

- Теоретическийматериал настр. 147.

- выделение в предложениях второстепенных членов, которые поясняют главные члены и другие второстепенные члены, составление схем упр. 435 – 437.

- Записать предложения, выделить грамматическую основу. Охарактеризовать предложения по наличию второстепенных членов. Гаврила чувствовал себя раздавленным этой мрачной тишиной и красотой. Он снова молчит, точно задремал; думает о чём-то, смотрит в окно, скосив глаза, маленький и острый весь. Иногда он долго и молча разглядывал меня, округлив глаза, как будто впервые заметив. Между тучами и морем гордо реет Буревестник, чёрной молнии подобный. Разве умерло моё уважение к Егору, моя любовь к нему, товарищу, память о работе мысли его? (М. Горький)

III.Самостоятельная творческая работа. Напишите небольшой рассказ «Зимние забавы», используя, в случае необходимости, опорные слова. Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу. Выделите в предложениях второстепенные члены. Время года, найти, развлечение, по душе, играть, снежки, бегать, коньки, лыжи, эстафета, кататься, санки, горка, соревнования, снеговик, фигурки, снег, конкурс.

IV. Итог урока.Вспомните, что вам известно о членах предложения, расскажите. Свой рассказ иллюстрируйте примерами.

- Прочитайте предложения. Сопоставьте их. В роли каких членов предложения выступают выделенные слова? Недавно в нашем доме поселился чёрный кот. – В наш дом привели чёрного кота. Вдоль дороги тянулась полоса леса. – Я шёл вдоль дороги, где тянулась полоса леса. Раскидистый дуб возвышался на опушке леса. – На опушке леса я увидел раскидистый дуб.

V. Д. з.Упр. 438, § 56.

Тема: Дополнение. 1 час.

Цели урока:Дать понятие о дополнении как второстепенном члене предложения. 2. научить находить дополнение в предложениях. 3. Закрепить понятие о второстепенных членах предложения.

Ход урока

I. Проверка дом. задания. Вопросы учителя.

  1. Какие члены предложения называются главными?
  2. Что обозначает подлежащее? Что обозначает сказуемое?
  3. Какими частями речи может быть выражено подлежащее и сказуемое?
  4. Как называются остальные члены предложения?
  5. Какие второстепенные члены предложения вы знаете?
  6. Как называется предложение, которое состоит только из главных членов?
  7. Найти словосочетания «сущ. (гл. сл.) + прил.»

1) едем направо;

2) в синюю высь;

3) тоскуешь по дому;

4) помощь друга;

5) слушаю песню.

8. Найти словосочетания «сущ. (гл. сл.) + сущ.»:

1) беседуем за столом;

2) густых ёлок;

3) резкого ветра;

4) на вершине ели;

5) учиться с желанием.

9. Найдите словосочетания «глаг.(гл. сл.)+ сущ.»:

1) подарить книгу;

2) на дальней прогулке;

3) вода заполнила;

4) поговорить по душам;

5) росли стебли.

Проверка 438 упр.

II. Работа по теме урока.

  1. Работа в рубрике «Понаблюдайте!» на стр. 148.
  1. Чтение теоретического материала.
  1. Слово учителя. Дополнение – это второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей. Дополнение может быть выражено теми же частями речи, что и подлежащее, так как и подлежащее и дополнение обозначают предметы.
  1. Запись предложений под диктовку, выделить грамматические основы, найти дополнения, указать, чем они выражены. Осень дышит чарой скошенных лугов. (В, Брюсов) Смотри, как роща зеленеет, палящим солнцем облита, а в ней какою негой веет от ветки и куста. (Ф. Тютчев)
  1. Выполнение упр. 439.
  1. Упр. 440. Какими частями речи выражены дополнения.
  1. Упр. 443. Составление предложений по схемам.
  1. Заполнение таблицы, упр. 444.
  1. Найти дополнения. За твою широту, за твою красоту я люблю тебя. Родина светлая. (С. Островой.) Самолёт тяжеловесный рассекает свод небесный. (В. Берестов) Носит белка месяц целый про запас грибы в дупло. (Е, Головин) Всё лицо и руки залепил мне снег. (И. Суриков) Мороз в окно глядит и дышит, и на стекле узоры пишет. (С Дрожжин) Грамматика на даёт таланта, но даёт таланту большую силу. (В. Белинский)
  1. Вставка опущенных в предложении дополнений. Запись на доске:

У каждого дела

Запах особый:

В булочной пахнет

__________ и _____________.

(чем?) (чем?)

Мимо столярной

Идёшь мастерской –

_____________ пахнет

(чем?)

И свежей _________ .

(чем?)

Пахнет маляр

_______ и ________.

(чем?) (чем?)

Пахнет стекольщик

Оконной ____.

(чем?)

Слова для справки:тесто сдоба, доска, скипидар, стружка, краска, замазка.

III. Итог урока. Найти лишнее понятие в цепочке. (Устно с классом). Существительное, союз, глагол.

Прилагательное, дополнение, междометие.

Определение, сказуемое, частица.

Какими новыми сведениями пополнили знания о дополнении?

IV. Д. з. Упр. 442, 445. § 57.

104-105 уроки Определение часа

Цели уроков: 1. дать понятие определения. 2. Сформировать умение находить определение в предложении.

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания, беседа о дополнениипо вопросам упр. 445. Составьте предложения, используя данные в скобках слова с нужными предлогами в качестве дополнений. Катя тревожилась (брат), переживала (он). Друзья особенно беспокоились (капитан), тревожились (он). Сами игроки были уверены (успех), не сомневались (он).

Наши рекомендации