II. Словарно-орфографическая работа. 2. средства, квартал, одновременно, творог (творог)
1.
2. средства, квартал, одновременно, творог (творог), договор, торты, сторожа, недруг, недуг.
III. Вспомните, как определяется вид глагола.
• Задание. Закончите предложения, подставив соответствующий смыслу глагол.
1. (Читать, прочитать.) Вечером я долго… Ты уже… книгу?
2. (Писать, написать.) Сегодня я… письмо дедушке. Я давно не… ему.
3. (Выпить, пить.) Я всегда… теплое молоко. Ты… молоко, которое оставила мама?
4. (Готовить, приготовить.) Мы всегда… к ужину жареный хлеб. Сегодня мы… вареный картофель.
5. (Наступить, наступать.) Неожиданно… тишина. … темные осенние дни.
6. (Ехать, приехать.) Кто… на экскурсию? К нам… гости.
7. (Опоздать, опаздывать.) Ты всегда… Мы не рассчитали время и… на поезд.
8. (Приносить, принести.) Обыкновенно брат… газеты. Сегодня газету… отец.
IV. Углубление изученного.
Глаголу одного вида может соответствовать глагол другого вида с одним и тем же лексическим значением. Такие глаголы образуют видовую пару:
Совершенный вид | Несовершенный вид |
Вычертить Вспахать Объединить Достигнуть Проиллюстрировать Удвоить Соорудить | Вычерчивать Вспахивать Объединять Достигать Иллюстрировать Удваивать Сооружать |
Подумайте! Какие морфемы используются при образовании глаголов одного вида от глаголов другого вида? (Приставки, суффиксы. Обратить внимание на чередование гласных и согласных в корне.)
V. Образуйте от данных глаголов формы несовершенного вида при помощи суффиксов -ива-, -ыва-, -ва-.
Опоздать на поезд; оглядеться вокруг; вылить воду; развить мысль; дать совет; рассказать новости; заработать деньги; затронуть вопрос; перечитать рассказ; встать рано; издать стихи.
VI. выполнение упражнений 647, 648, 649 (устно), 646 – письменно, самостоятельно.
VII. Работа по развитию речи.
Выполнить упражнение 650.
Домашнее задание:упражнения 652.
Урок 15.
Буквы е – и в корнях с чередованием
Цель: сообщить о чередовании гласных е – и в корнях; о способах действия при выборе условий написания орфограммы № 24.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. зрительный диктант.
Ошибка, процесс, трасса, чувствовать, агентство.
Слова записаны на доске или на карточках.
– Объяснить орфограммы в словах, запомнить их. Затем слова закрыть и написать их по памяти. Слова открыть, сравнить запись.
III. Наблюдения над материалами учебника, с. 256–257. Знакомство с орфограммой № 24 на с. 257.
IV. Вставьте недостающие буквы, обозначьте орфограмму графически.
Уб_рать – уб_ру; нат_рать – нат_р; зап_реть – зап_рать; выт_реть – выт_рать.
– Можно ли написание е – и в корнях проверять ударением?
V. Записать предложения, выделить орфограмму № 24.
П о с л о в и ц ы. 1. Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя глазки собирает. 2. Кто раньше встает, тот грибки собирает, а сонливый да ленивый идут после за крапивой. 3. Счастье тому бывает, кто в труде да в ученье ума набирает. 4. Скупой запирает крепко, а потчует редко. 5. Язык без ног, но далеко пробирается.
З а г а д к и. 1. Весной цвету, летом плод даю, осенью не вяну, зимой не умираю. (Сосна.) 2. По воде идет, крыльями упирается, водой умывается. (Лодка.)
VI. Выполнение упражнения 652.
VII. Объяснительный диктант.
1. Герасим вбежал в каморку и заперся. (И. Тургенев.) 2. Дорога забирала в горы. (А. Гайдар.) 3. Палящая жара простиралась над степью. (К. Паустовский.) 4. Толкнули Жилина в сарай и заперли дверь. (Л. Толстой.)
домашнее задание:упражнение 653.
Урок 16.
Буквы е – и в корнях с чередованием
Цель: закрепить умения применять орфограмму № 24.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Словарный диктант.
Собираться в поход, стереть с доски, растирание красок, замереть от страха, выжигание по дереву; опереться на друга; степь расстилается; класс заперли; природа замерла; кабинет запирается; огонь блеснул; все замирает; маяки зажигаются.
III. Выборочный диктант.
• Задание. Из диктуемых предложений выписать слова с орфограммой № 24.
1. Долго Иван-царевич по лесу пробирается. 2. Вывели молодцы коней, стали себе оружие выбирать. 3. Велел старик сыновьям настилать мосты кленовые. 4. Дошел солдат до деревни, постучал в крайнюю избу, дверь отперла старуха. 5. Пока змей глаза протирал, Иван сбил ему три головы. 6. Молодой купец приставил одного брата угли разжигать. 7. На третью ночь собирается в дозор Ванюша. (Из русских народных сказок.). 8. Стоит дуб, вершиной в облака упирается. 9. Вечером соберутся дед Кокованя, сиротка Даренка, кошка Муренка, и весело им. (П. Бажов.)
IV. Выполнение упражнений 654, 656 с комментированием.
V. Свободный диктант.
Кладовая бурундука
1. В норке у бурундука комнатки. В одной он живет, в другую убирает запасы на зиму.
2. Вот ранним летним утром выбегает бурундук из норки, взбирается на пенек и начинает умываться. В лучах утреннего солнца блестят черные полоски на его спинке.
3. Пора на работу! Бурундук рыскает по лесу, подбирает почки, орехи и уносит к себе в кладовую. Здесь у него уже много запасов.
4. Наступает зима, замирает жизнь в лесу. Бурундук спокойно засыпает в норке. Иногда он проснется, переберется из комнатки в кладовую, поест и опять спать.
По В. Брагину.
домашнее задание: упражнение 655.
Урок 19.
Время глагола
Цели: сообщить об образовании временных форм от глаголов совершенного и несовершенного видов; учить определять временные формы глаголов.
Ход урока