IV. Наблюдение над словами
• Задание. В чем разница написания о – е после шипящих и ц в данных существительных?
Морозцем шелк
Ключом щелкнуть
Удачей шепот
Над рощей жесткий
С плащом четкий
(В первом столбце о – е после шипящих в окончании, во втором – в корне.)
V. Повторение орфограмм № 18 (с. 221) и № 14 (с. 180).
VI. Самостоятельная работа.
• Задание. Спишите. Вставьте буквы. Расставьте знаки препинания. Слова с орфограммой № 18 выпишите в одну группу, с орфограммой № 14 – в другую.
1. Волки лисицсовы издали замчают белую шрстку и белые перья на чрных проталинах. 2. Тяжлый ком снега обрушился с вершины дерева прямо на крышу гнезда. 3. Между белыми шлковистыми волосками виднеют?ся жлтые тычинки. 4. Пять грачй летели за одним ястребом. 5. Барсук будет по ночам собрать в лесу улиток и жуков есть коренья и ловить мышей. 6. Наступила пора готовить квартиры для скворцв. 7. Один из косачй повернул голову.
В. Бианки
домашнее задание:упражнение 558.
Урок 22.
Повторение пройденного
Цель: повторить пройденное по разделу.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Синтаксические минутки.
• Задание. Назовите грамматические основы предложений. Дайте им характеристики.
1. Дул теплый ветер, в разрывах туч трепетали звезды. 2. Черные стволы буков обвивал молодой плющ.
III. Работа по вопросам учебника, с. 223.
IV. Вспомним орфограммы!
1. Учащиеся повторяют орфограммы № 16, 17, 18.
2. Запись предложений под диктовку, графическое выделение орфограмм.
1) Герасим стал боком перед дверью, толкнул ее плечом и ввалился в дом со своей ношей. (И. С. Тургенев.) 2) Байкал – самое красивое озеро в мире. 3) В газете «День за днем» мы нашли интересную статью. 4) Спят над речкою туманы, тихо шепчется камыш.
V. Повторение алгоритма определения падежного окончания существительных.
Определите склонение, падеж имен существительных, впишите окончания.
Море
Петя добрался до первой мел. Сердце у мальчика забилось от радост. У Пети в коллекцибыл всего один морской конек, а здесь их было так много. Но вдруг Петя увидел на обрывотца, который звал его. Голос отца вернул Петю к горькому чувству разлукс мор.
В. Катаев
VI. Списывание с указанием номера орфограммы над вставленной буквой.
Несет?ся клич? В самом лучшем мест_
Со всех концв, самой лучшй рощ_
Несет?ся клич? на ветк_
Во все конц: поразвесистей
– Весна пришла! готова жилплощадь!
Даешь скворцв!
Добро пожаловать, скворцы!
В. Маяковский
VII. Выполнение упражнения 561.
Домашнее задание:упражнение 562.
Урок 24.
Систематизация и обобщение знаний
по теме «Имя существительное»
Цель: систематизировать и обобщить пройденное.
Ход урока
I. Анализ текста.
Как появилась эстафета
1. В древние времена письма доставлялись эстафетной почтой. 2. От одной почтовой станции до другой ямщик гнал тройку. 3. На станции лошадей перепрягали, и новая почтовая тройка мчалась дальше.
4. Эстафетой пользовались и на востоке. 5. Там бежали скороходы. 6. У них на поясе были колокольчики, которые предупреждали о приближении почтальона.
7. В Италии почта доставлялась верховыми, а почтальоны часто меняли усталых лошадей на других вместе с седлами и стременами. 8. Так и произошло слово эстафета. 9. Корень этого слова – строффа, что на итальянском языке обозначает стремя.
10. Теперь это слово употребляется в другом значении и чаще всего встречается в словаре спортсменов.
По А. Светову.
В о п р о с: Почему об эстафете теперь чаще всего говорят спортсмены?
1. Вы познакомились с текстом, объясните выражения: «документ пойдет с эстафетой», «передай по эстафете».
2. Назовите род литературы, к которому принадлежит данный текст: проза, поэзия, драма.
3. Определите тему текста (о чем) и основную мысль (идею) текста.
4. Определите стиль текста.
5. Выявление организации (строения) текста.
6. Сколько частей в тексте? Определите микротему каждой части.
7. В каких словах гласные [я, е] раскладываются на два звука?
8. Выясните значение слов ямщик, скороход в толковом словаре.
9. Подберите антонимы к словам: приближение, усталых, синонимы – древние, бежали.
10. Укажите номера предложений, соответствующих схемам:
1) [ ]. 2) 3)[ ], и [ ].
11. Запишите слова, орфограммы в окончаниях существительных обозначьте графически.
Перепрягали на станции, на востоке, сообщить о приближении, вместе с седлами, употребляется в другом значении.
12. Морфологический разбор: от станции, на поясе, в Италии.
13. Образуйте форму р. п. мн. ч. от слов почтальоны, седло.
14. Морфемный разбор: (в) значении, колокольчики.
– Какие суффиксы существительных вы запомнили?
(-ость-, -енн-, -изн-, -к-, -оньк-, -чик-) Приведите свои примеры и запишите их. Какие из них имеют одну форму числа?
15. Синтаксически разберите предложение № 6.
Домашнее задание:упражнение 561, вопросы на с. 223.
Урок 25.
Систематизация и обобщение знаний
по теме «Имя существительное»
Цель: систематизировать и обобщить пройденный материал.
Ход урока