Пластическая радость красоты. Акмеизм и Парнас

Мария Рубинс

ISBN: 5-7331-0274-8
Год издания: 2003
Издательство: Академический Проект

Традиция экфрасиса, или словесного описания предметов изобразительного искусства уходит в глубь веков к Анакреонту и Гомеру. Автор прослеживает взаимодействие между словом и образом, которое на протяжении веков принимало в русской культуре самые разнообразные формы. Обсуждается целый ряд античных, русских и французских литературных произведений, вдохновленных пластическими искусствами, при этом главное внимание уделено наследию акмеистов и парнасцев, что позволяет раскрыть одну из важных граней русско-французских литературных связей.

Искусство и мысль Толстого. 1847-1880

Донна Орвин

ISBN: 5-7331-0349-3
Год издания: 2006
Издательство: Академический Проект

Книга канадской исследовательницы Донны Орвин представляет собой попытку реконструкции тех идей, которые легли в основу произведений, создававшихся Толстым в юности и в зрелые годы. Анализ взглядов Толстого и их эволюции в 1850-1870 гг. проводится на материале важнейших произведений писателя этого периода, прежде всего, автобиографической трилогии, "Севастопольских рассказов", "Казаков", "Войны и мира" и "Анны Карениной". По мнению автора, ключ к смыслу каждого из сочинений - в понимании задач, которые ставил перед собой их создатель. Орвин стремится прояснить исходный смысл толстовских произведений и тем самым облегчить современному читателю их понимание и возможность учиться у них. Как показано в монографии, философские размышления Толстого не являются "привеском" к художественной материи его текстов, но составляют самую их сердцевину, определяют их построение. При этом, как и у большинства русских мыслителей, занимавшие Толстого проблемы были в своей основе этическими, а не метафизическими. Им владела сверхрациональная потребность понять собственную жизнь и судьбу, а, поняв, контролировать их. В то же время Орвин убедительно демонстрирует глубокую укорененность философствования Толстого в современных ему идейных исканиях и тенденциях. Полемизируя со своими предшественниками (среди которых Б.М.Эйхенбаум, И.Берлин, Г.С.Морсон и др.), исследовательница стремится учесть и использовать выработанный ими концептуальный аппарат.

Демонтаж красноречия. Риторическая традиция и понятие поэтического

Рената Лахманн

ISBN: 5-7331-0218-7
Год издания: 2001
Издательство: Академический проект

Книга профессора университета Констанц Р.Лахманн посвящена в основном литературе XVII—XVIII вв., тем нормам и канонам, которым следовали русские и польские авторы в своем творчестве, той трансформации, которой подвергались традиции античной

Иное лицо романтической поэзии

Диана Грин

ISBN: 978-5-7331-0362-4, 978-5-901562-92-5
Год издания: 2008
Издательство: Академический Проект, ДНК

В монографии "Иное лицо романтической поэзии" предлагается по-новому взглянуть на русскую литературную историю XIX века. Если признанные поэты (во главе с Пушкиным) творили в рамках традиционной, "мужской" романтической эстетики, представлявшей поэта "бардом" и победителем (в том числе и на любовном поприще), природу - как мать или любовницу, музу - как идеализированную женщину, то русские женщины, пытавшиеся создавать романтические произведения, были вынуждены заново "изобретать" актуальные романтические "правила", чтобы иметь возможность выразить себя как женщин и как поэтов. Сопоставляя поэзию четырнадцати поэтов-мужчин и четырнадцати поэтов-женщин, Диана Грин возрождает и переосмысливает творчество выдающихся женщин XIX века, тщательно анализируя главенствовавшие тогда "мужские" модели восприятия и методы формирования литературной репутации ("канона"). Отдельные главы посвящены поэтическому творчеству Евдокии Ростопчиной, Надежды Хвощинской и Каролины Павловой. В Приложении печатаются стихотворения шести женщин-поэтов, извлеченные в значительной своей части из архивных собраний.

31. Унаследованный дискурс. Парадигмы сталинской культуры в литературе и кинематографе "оттепели"

Александр Прохоров

ISBN: 978-5-7331-0361-7
Год издания: 2008
Издательство: Академический Проект

Книга посвящена культуре оттепели - периода советской истории от смерти Сталина до начала 1970-х гг. В то время как большинство исследований оттепели рассматривают этот период как материализацию метафоры, заложенной в его наименовании, - оттепель как таянье сталинских снегов, - данное исследование пытается проанализировать диалектическую связь между сталинской культурой и культурой оттепели. Несмотря на внешние изменения в культуре и политике, многие ключевые метафоры, которые определяют основные повествовательные модели оттепели, остались теми же, что и в сталинской культуре: "положительный герой", "семья" и "война". На материале литературы и кинематографа оттепели, рассматривается, как писатели и режиссеры пятидесятых и шестидесятых годов прошлого века переосмыслили основные тропы сталинской культуры, оставив в неприкосновенности их определяющую значимость. Показано, как в ироническом дискурсе конца оттепели сама значимость этих тропов начинает размываться и ставиться под вопрос, открывая тем самым дорогу совершенно новым культурным моделям.

Наши рекомендации