Будьте всегда здоровы на радость детям и внукам, на радость всем нам.

Благодарю за внимание.

МЫ – ЗА ИНТЕГРАЦИЮ СО ВСЕМИ СТРАНАМИ,

В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ С РОССИЕЙ

Ответы на вопросы корреспондента журнала

«Российская Федерация»

(июнь 1996 года)

- Эмомали Шарипович, как известно, Республика Таджикистан в нынешнем году празднует пятую годовщину своей независимости. Разумеется, внутренняя война и ее тяжелые последствия ограничили возможности дальнейшего развития страны. Несмотря на это, процесс развития продолжается, и уже можно говорить о некоторых тенденциях. Каковы на Ваш взгляд, эти тенденции?

- Прошедшие годы были очень трудным периодом. Таджикистан пережил трагические события своей истории. Нам удалось, однако, ценой больших жертв и огромных усилий восстановить деятельность органов власти и наладить соблюдение законности и порядка.

Одновременно в Таджикистане продолжался процесс конституционных реформ. Народ, приняв на всенародном референдуме новую Конституцию страны, по своей воле избрал Президента республики и высший орган законодательной власти – Маджлиси Оли. Тем самым была заложена прочная основа для построения истинно демократического общества. Это – путь, избранный народом, и мы никогда не свернем с него. Реально оценивая обстановку и осознавая всю ответственность, я уверенно заявляю, что мы достигнем своих целей, поскольку в своей работе мы опираемся на опыт развитых стран мира и достижения человеческой цивилизации в области обеспечения прав и свобод человека.

Наряду с этим следует сказать, что молодые ростки демократии и рыночной экономики в Таджикистане нуждаются в бескорыстной и доброжелательной поддержке и заботе со стороны мирового сообщества.

В этой связи мы, прежде всего, рассчитываем на помощь и поддержку Российской Федерации и других стран Содружества независимых государств. Наши отношения со странами Содружества строятся на принципах взаимовыгодного сотрудничества и добрососедства. Мы стремимся к всесторонней интеграции в рамках СНГ и укреплению хозяйственных связей с входящими в него государствами. Развитие прочных двусторонних отношений с Россией было и будет первоочередным направлением. На мой взгляд, именно Россия и только Россия может быть гарантом мира и стабильности в нашем регионе.

- В организованных СМИ и в политических кругах России в связи с затянувшимся внутренним конфликтом в Таджикистане строятся различные прогнозы относительно будущего страны. Каково Ваше мнение по данному вопросу?

- Действительно, в нашей стране есть проблемы, связанные с развитием государственности. Однако это внутренние проблемы Республики Таджикистан. К сожалению, решительно избранный нами путь построения демократического, и, прежде всего светского общества, которое не только защищает, но и развивает на новой основе сложившиеся традиционные многосторонние братские связи со странами СНГ и особенно с Россией – нашим главным стратегическим союзником, не всем по душе. Народ определил будущее страны, и это четко и ясно отражено в Основном Законе (Конституции) Республики Таджикистан. Наш народ решил построить такое государство, в котором все люди равноправны, а их свобода и безопасность обеспечивается законом.

- Известно, что положение народного хозяйства Таджикистана нельзя признать удовлетворительным. Ведь разом снизилось производство хлопка-волокна, первичного алюминия, продукции предприятий машиностроения и легкой промышленности. Скажите, разработало ли руководство республики конкретную программу преодоления кризиса?

- Программа преодоления кризиса, которую разработало руководство страны, на мой взгляд, является абсолютно конкретной. Ее главной целью являются поэтапный переход всех субъектов хозяйствования на цивилизованные рыночные отношения и создание различных форм собственности, в том числе частной. Именно этот принцип лежит в основе «Программы экономических реформ Республики Таджикистан в 1996 году, в 1996-1997 годах и до 2000 года», которую разработало правительство, а парламент утвердил.

Уделяя особое внимание положению в сельскохозяйственной отрасли, правительство одобрило программу, которая всесторонне определяет направления реформ в отрасли. В этих документах предусмотрены этапы и сроки разгосударствления и приватизации собственности, либерализации внешней торговли, реформы банковской деятельности и органов государственного управления.

В настоящее время создана правовая основа для обеспечения реформ. Принято множество законодательных и нормативных актов, а в некоторые из них внесены серьезные изменения. В этой связи можно в качестве примера привести поправки, внесенные в Закон «О налогообложении». Данный закон стимулирует зарубежных инвесторов вкладывать средства в экономику Таджикистана и предусматривает для них ряд льгот. Кроме того, для ускорения процесса реформ принят ряд указов Президента. Так, согласно одному из них, в личное пользование населения страны выделено 50 тысяч гектаров земли. Для нашей горной страны это в определенной степени имеет революционное значение. Передавая землю в распоряжение ее истинного хозяина – дехкан, мы тем самым обеспечиваем себя различными видами продовольствия и ежегодно сможем получать от 700 до 800 тысяч тонн зерна. Это позволит в ближайшие годы вдвое сократить закупки зерна в зарубежных странах. Отменена государственная монополия на экспорт практически всех видов продукции, в том числе хлопка-волокна, первичного алюминия и изделий из него. Отменены экспортные пошлины, установлен новый порядок стимулирования производства редких металлов и переработки драгоценных камней. Этот перечень можно продолжить.

На мой взгляд, введение в стране в 1995 году национальных денег стало новым важным шагом по пути установления реальных рыночных отношений. Сегодня предпринимаются эффективные меры по повышению курса национальной валюты.

Основными приоритетными направлениями народного хозяйства страны являются гидроэнергетика, то есть строительство больших и малых гидроэнергостанций, добыча полезных ископаемых, переработка металлов, аграрный сектор и переработка его продукции. Эти отрасли определены с учетом наличия богатых природных ресурсов. В этой связи в качестве примера можно привести мобилизацию всех средств и возможностей на строительство Сангтудинской ГЭС. Ее сооружение находится под постоянным контролем Президента. Однако оппозиция до сих пор не выдвинула никаких конкретных предложений по спасению экономики страны от опасности кризиса.

- Процесс экономической интеграции бывших советских республик все более развивается: Российская Федерация, Белоруссия, Казахстан и Кыргызстан подписали соглашение о дальнейшей интеграции; Российская Федерация и Белоруссия еще больше расширили свои отношения, практически встали на путь создания Союза Советских Республик. Каковы намерения и планы руководства Республики Таджикистан в этом вопросе?

- Я неоднократно подчеркивал, что руководство Таджикистана не только поддерживает процесс интеграции стран СНГ, но и рассчитывает на ее развитие и расширение во всех областях, то есть в области экономики и политики, обороны, культуры, взаимного обмена информацией и т.д. Мы готовы обсудить любые договоры и соглашения в этой сфере и присоединиться к ним на выгодных условиях. Это, прежде всего, связано с созданием единого экономического пространства. Мы успешно работаем, в первую очередь с Российской Федерацией, над унификацией законов, без чего интеграция невозможна. Сегодня практически все наши законодательные и нормативные акты позволяют принять Таджикистан в члены таможенного и платежного союзов стран СНГ.

Хотелось бы особо сказать о документах, подписанных между Таджикистаном и Россией в сентябре прошлого года в Москве. К их числу относятся «Соглашение между правительством Республики Таджикистан и правительством Российской Федерации об основных принципах и направлениях экономического сотрудничества до 2000 года», «Соглашение об основных принципах создания финансово-промышленных групп» и ряд других соглашений.

К настоящему времени в Душанбе подписано «Соглашение между правительством Республики Таджикистан и правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области культуры, науки, техники, образования, здравоохранения, информации, спорта и туризма». Я считаю, что процесс интеграции должен развиваться на основе двусторонних и многосторонних соглашений и договоров. Мы считаем их основой реального и добровольного союза суверенных государств бывшего Советского Союза, которая отражает сегодняшнюю действительность.

- Решение каких важнейших вопросов отношений России и Таджикистана могло бы способствовать их сближению?

- Республика Таджикистан, будучи заинтересованной в развитии и расширении интеграции со странами Содружества, готова сотрудничать со всеми, в первую очередь с Россией. Нам, в частности, необходимо скоординировать свою работу в области финансов и банковской деятельности (создание совместных банков) с целью передвижения денег на территориях обеих стран, таможенной деятельности (присоединение Таджикистана к таможенному союзу), экономического сотрудничества (расширение экономической интеграции со странами СНГ), строительства крупнейших объектов народного хозяйства с привлечением инвестиций, военных вопросов (защита общих рубежей СНГ) и т.д.

- Как строятся отношения Таджикистана с его соседями – странами СНГ?

- Нет нужды говорить об исторических духовных и человеческих связях с народами Средней Азии – нашими ближайшими соседями. Я полностью уверен в том, что восстановление традиционных братских связей и налаживание взаимовыгодного сотрудничества между нашими странами будет во многих отношениях способствовать выходу стран региона из нынешней тяжелой политической и экономической ситуации и обеспечению мира и стабильности.

- Эмомали Шарипович, на ваш взгляд, отвечают ли требованиям политические и экономические структуры сотрудничества стран СНГ?

- На мой взгляд, нынешние политические и экономические структуры сотрудничества стран СНГ не отвечают требованиям или вовсе не работают. Известно, что есть и другие негативные факторы, которые мешают интеграции наших стран в рамках СНГ. Я, прежде всего, имею в виду отсутствие таможенного, финансового, банковского союзов государств-участников Содружества. Создание этих союзов могло бы способствовать решению наших многочисленных общих проблем. Для обеспечения эффективного сотрудничества необходимо использовать те экономические связи, которые раньше существовали между нашими республиками. Эти связи надо совершенствовать с учетом современных условий.

- Большое ли значение имеет личное внимание государственных деятелей к решению многочисленных межгосударственных проблем?

- Разумеется, личное внимание и взаимопонимание государственных руководителей в решении той или иной проблемы имеет огромное значение. Как Президент Таджикистана я встречаюсь с руководителями многих государств и государственными деятелями мира. С большинством из них у меня сложились хорошие рабочие отношения. Людей, независимо от того, какой пост или должность они занимают, я оцениваю, прежде всего, с позиций их искренности и доброжелательности.

- Некоторые СМИ иногда публикуют сообщения об ограничении прав русскоязычного населения Таджикистана. По этой причине многие люди покинули страну. В то же время всем известен их вклад в развитие и прогресс Таджикистана. Какие меры принимает правительство страны для обеспечения уважения прав человека?

- Сегодня в масштабах страны такой проблемы нет. В последние годы значительная часть представителей русскоязычного населения покидает Таджикистан по личным причинам.

Руководство Таджикистана, будучи заинтересованным, в скорейшем спасении страны от угрозы кризиса, предпринимает конкретные меры по сохранению ценных специалистов, среди которых немало и русскоязычных специалистов. В стране принимаются эффективные меры по более полному удовлетворению культурных запросов наций и народностей, проживающих в Таджикистане. Так, парламент республики ратифицировал соглашение между правительствами Таджикистана и Российской Федерацией о двойном гражданстве. В столице страны создан совместный Таджикско-Российский Славянский Университет. Национальные общины страны, подписав Договор об общественном согласии в Таджикистане, вносят активный вклад.


Наши рекомендации