Эстетические принципы группы « Парнас». Поэзия Ш. Леконта де Лиля

Организационное оформление группа « Парнас» получила благодаря изданию Катюля Мендеса « Ревю фантазист» (1861). Тогда в Париже заговорили о появлении поэтов- язычников, пантеистов, творящих искусство ради искусства. Это был удобный способ отвернуться от действительности, которая многим художникам, в том числе и Флоберу, представлялась безвременьем. В группу входили такие поэты, как Катюль Мендес, Банвиль, Копе, Эредия, Продюм, Готье. В 1866 году поэты издают сборник стихов под названием « Современный Парнас», имя которого и закрепляется за новой школой. Парнас часто характеризуют как школу, утвердившую принцип « искусство для искусства», хотя, как известно, этот принцип возник гораздо раньше, даже если считать временем отсчёта возникновения Парнаса появление « Эмали и камеи» Готье и « Античные стихотворения» де Лиля, - будущих мэтров этого направления. Сами парнасцы говорили не о школе, а о содружестве поэтов, объединённых неприязнью к буржуазному утилитаризму и политиканству, стремлением отделить от него искусство. Отрицание парнасцами современных сюжетов, с другой – увлечение древностью, экзотикой, а так же требование к художнику быть бесстрастным и утверждение, что « он должен проявить себя лишь в совершенстве созданных им форм». Это наглядно проявляется в тяготении к форме, когда поэтическое произведение пишется, прежде всего, чтобы привлечь звучностью, яркостью зрительных образов или чувственных ассоциаций.

Леконт де Лиль один из представителей парнасской школы. Поражение революции 1848 года становится ещё одним разочарованием его судьбы, - разочарованием в народе, после чего он полностью посвящает себя « чистому искусству».

В 1852 году выходит сборник « Античные поэмы» с предисловием, в котором поэт говорит о кончине «лирической поэзии романтиков» и рождении новой литературы. Первое издание сборника состояло из 31 произведения, основная их часть посвящена Древней Греции, перед которой преклоняется Лиль. Наиболее известные из поэм – « Елена», « Хирон», « Ниоба». Кроме греческих, сборник включал так же и индийские мотивы, ведь Восток всегда интересовал поэта. Он был убеждён, что в экзотике рождается вдохновение.

В 1862 году Лиль издаёт свои « Варварские поэмы», посвящённые на этот раз культурам прямо противоположным цивилизации греков и римлян. В этом сборнике мифы примитивных народов интересуют автора не менее, чем классические образцы Эллады. Он обращается к библейским сюжетам, к мифам Древнего Египта, Персии и Полинезии. Особое место занимают легенды народов Севера.

Жизненный путь Лиль завершает в зените славы, став членом Французской Академии, куда приходит на место ушедшего Гюго. Посмертно выходит сборник « Последние поэмы».

Несмотря на то, что парнасцы стали объектом нападок и критики со стороны многих художников, они значительно обогатили французскую поэзию, однако « искусство ради искусства» не имело долгой жизни.

Теофиль Готье 1811-1872] - французский писатель. В первый период своего творчества примыкал к группе романтиков, сторонников Виктора Гюго. Принимал активное участие в бравурных выступлениях романтической молодежи, в частности, в защите пьесы Гюго "Эрнани". Творчество Г. первого периода - типично романтическая поэзия всего "необычайного", "чудовищного", "гигантского". Первый сборник стихотворений Г. вышел в 1830 ("Poesies"); успеху его повредили политические события. В плане индивидуалистической юношеской поэзии Г. были и стихотворные сборники - "Альбертус" и "Комедия смерти" и романы - "Мадмуазель Мопэн", "Фортунио" и др. "Альбертус" - характерный образец вычурного романтического стиля: эксцентрический сюжет, утрированные метафоры и антитезы. В "Комедии смерти" много мотивов демонического романтизма, характерная кладбищенская тематика - могилы и лунный свет. Однако в указанных произведениях и в новеллах с экзотическими и фантастическими по преимуществу сюжетами встречаются необычные для романтиков пластические изображения пейзажа или предметов, зачастую переданные в различных живописных стилях. Среди романтиков Г. особенно культивировал "живописное изображение". Он стремился "показать" предмет. Лучший стихотворный сборник Г. - с характерным названием "Эмали и камеи" - относится уже к парнасскому периоду его творчества. Стихотворения этого сборника - мастерские пластические этюды - уголки пейзажа, натюрморт и т. п. Это - "этюды от руки. Отныне Г. стремится к "оптическому ритму", пространственному принципу композиции, которые являлись обычными для парнасцев. с 50-х гг., Готье в своем декларативном стихотворении "Искусство" говорил о мастерстве, считая основным достижением искусства преодоление материала, устанавливая аналогию между поэзией и пластическими искусствами: "Ваяй, шлифуй, чекань медали. Бодлер, посвящая Г. свои "Цветы зла", назвал его "непогрешимым поэтом", "магом словесного искусства". Парнасская поэтика Г. была им намечена и в предисловии к "Цветам зла" Бодлера. В нем он выступает против "поэзии сердца" романтиков, в защиту "бесстрастной поэзии", против романтической теории непроизвольного вдохновения и, отрицая искусственное возбуждение (гашиш, морфий и т. п.), бывшее в моде у демонических романтиков 30-х гг., говорит о волевом начале поэтического творчества и принципе труда в искусстве. Г. был одним из ярких представителей теории "искусства для искусства"; он боролся против "утилитаризма" в поэзии: "все, что полезно, - говорил он, - уродливо".

17)Место Ш.Бодлера в истории французской литературы. Сборник «Цветы зла»: структура, проблематика, особенности поэтики.
Это один из загад.и противореч.фр. поэтов. Уже в детстве в его душе зарод. чувство одиночества. Он любит мать и не восп-ет отчима (отец умер, когда ему было 6 лет). Мать и отчим были категорически против выбора Шарлем писат. проф-и. 1842 г. он начинает жить самос-но, постоянно в долгах, Он – эгоист, как дети или больные. В письмах к возлюбленной Жанне Дюваль (актриса театра «Пантеон») он сообщает о страданиях, которые выльются в культ. На Б. оказал влияние и г. – Париж, арх-ра, пейзаж, жизнь, уродство и красота, контрасты нищеты и богатства, преступления и порока. С Б.фр. поэзия обретает европ. масштаб. Рембо почитает Бодлера как самого великого поэта. Тв-во Ш.Б. форм-ся поэт. трад-ми 30-40-х гг, тесно связано с романт. напр-ем этой эпохи: принцип дуализма, первостеп. внимание челов. личности, его привлекает культ гения и эстетика безобразного, обоснованная в теории гротеска. Любой хороший поэт д. б. всегда реалистом. Б. не привлекает лит-ра откровений: «чувст-ти сердца» он предпоч.чувств-ть «воображения», способность, управляемую с помощью разума.В начале 50-х гг во Фр-и форм-ся течение «Совр.Парнас». Б. привлекает работа Т.Готье над глагольными формами: он получает урок строгости и формал. сов-ва. Но он ищет свой путь: в статье «Школа язычников» (1852) Б. выступает за искусство, в котором мир явлен в движении духа, челов.чувств и интеллекта. Только такое иск-во жизнеспособно. Особое место в форм-и лит-но-эстетич. взглядов Б. принадлежит амер. ром-ку Э.А.По. Б. переводит на фр. язык его новеллы, пишет 2 очерка В нем он видит образец, эстетич. ориентацию для себя. «Я полюбил его, потому что он похож на меня». Эстетика Б.занимает промежуточное положение между поэзией романтической и Б. ценит в поэзии воображение, но только оно должно быть сознательным. Гл. ф-цию в его поэзии вып-ет разум, интеллект. Свою программу Б. сформ-вал в раб. «»Эстетич. редкости» и «Роман. Иск-во». Писательство XIX в порождено цивилизацией, кот. приближ-ся к старости, утратившей наивность. Эта «предзакатность» накладывает отпечаток на вкусы: проявляется интерес к красоте увядания, к сочетанию пылкости и печали. Отсюда предпочтение мастерски сделанному. Б. пересматривает Аристотелеву установку – подражание природе как важнейшая задача худ-ка. Природа является всего лишь «словарем», снабжающим писателя темами и мотивами. Воображение может высветить в привычном образе свежесть, соединить несоединимое. Эти идеи воплощены в сонете Бодлера «Соответствия». Поэт улавливает и облекает в слова ощущения, порождающие все новые и новые ассоциации, воплощаясь в звуки, запахи, краски. «Соответствия» должны воспроизводить весь мир в единстве, единстве «таинственности и глубины». 1857 публикация сборника «Цветы зла». Книга вызвала судебное разбир-во, признана безнрав. из-за неожид. тем и образов. Б. посвятил сборник Т.Готье. Название оксюморонного типа: одно понятие как бы исключает другое- двойств-ь в восприятии мира, божест. и сатан. начало. Это книга исповедальная. В ней 6 частей, связ-х между собой. В 1-й - «Сплин и идеал» (94 стих-я) - показано величие и ничтожность чел-ка, противоречия мира. Настроение «тоски», «скуки» появляется от жизни, пораженной злом, от «хищнического века». Боль поэта пронизывает все части сборника. Душ разлад и муки получают необычное худ. оформ-е. Вед. тема - страдания, одиночество, беспомощность в мире. Сплин (страдание) рождает образы, кот. разрушают привычные стереотипы. В этот раздел включаются и фил-кие стих-я. В сонете «Соответствия» Б. размышляет о сущности бытия, его тайнах и связях между этими тайнами. Особое место в занимают стих-я об искусстве: «Альбатрос», «Продажная муза».Влюч. три любовных цикла, посвященные 3 женщинам, сыгравшим роль в жизни поэта (Жанне Дюваль, Аполлонии Сабатье, Мари Добрен). Бодлер использует ужас.образы. («Падаль»-посвящено Ж.Дюваль изобр-ся разлаг-ся труп). Завершают «Сплин и идеал» стих-я, выражающие мрачное состояние духа Б., «Алхимия страдания», «Ужасное соответствие. Во 2 разделе - «Парижские картины» - город отражает уродство поэта, но пред-ся ему зачаров.местом, порожд. мечты. Его привлекает «пейзаж» бол. города. Поэт наблюдает одновременно звезду в небе и лампы свет. Жизнь людей драматична и вызывает сострадание. Стих-е «Лебедь» нач-ся с изображения трагич. судьбы троянской царицы Андромахи, потерявшей во время войны мужа и сына. Б потрясен ее горем, силой ее страданий это – экспозиция. Поэт возвр-ся в совр- Париж и вспоминает одну из прогулок по городу: из клетки зверинца вырвался на свободу прекрасный лебедь: Лебедь и Андромаха – попранная любовь и отнятая свобода. В 3 разделе – «Вино» - алкоголь, являет собой одно из средств достижения утрач. рая. 4-й раздел, наз-ся «Цветы зла». В 9стих-ях Б. исследует пороки и грехи плоти, сюда входит «Каин и Авель». Б. призывает «род Каина», прозябающий в голоде, нищете, восстать против «рода Авеля», живущего в богатстве и роскоши.В 6 разделе, - «Смерть» - поэт пускается в последнее «путешествие» в надежде на спасение, но оно невозможноПревращая вещи в строки, цвета, жесты, Б. стан-ся род-ком целого ряда худ.течений совр-ти. Тв-во Б. было новаторским для своего времени. В его поэзии присутствует проблематика и ср-ва выражения символизма и поэзии XX века. Б.умер в 46 лет больной на руках матери

18) Теория «соответствий» Бодлера, ее роль в сборнике «Цветы зла».
Она не является изобретением Б, но он дал ей послед. поэтич выражение. Основа - принцип ед-ва мира, многообр. связей ее элементов. Об этом . рассуждали романтики: Новалис - «Человек есть источник аналогий во Вселенной». Гофман - «В том бредовом состоянии, кот. предшествует забытью я нахожу известное соотв-е между цветами, звуками и запахами…». У Г.а со звуком связаны и архитектурные образы (музыка Баха – и зодчество). Б находил подтверждение своей теории «соответствий» (или аналогий) в мист. теории Э.Сведенборга, в ТВ-ве Гофмана, По, Бальзака, Гюго, в живописи Э.Делакруа, в музыке Р.Вагнера. Между чувствами и соответ-ми им родами искусств есть «взаимная аналогия», выражаемая с помощью «символов» или «иероглифов». В поисках «всеобщей аналогии» Бодлер исходит из общепсих-х предс-й: «Красное – цвет крови, цвет жизни… зеленое – это цвет природы. Имеются тысячи желтых и красных оттенков». В основе б-х «соответствий» лежат конкр., реал. связи вещей, идей, чувств, разл. родов иск-в, их выражающих. Бодлер выделяет 3 типа «соответствий». 1) Когда одно чувство (звук) вызывает др., кот. относится к др.области восприятия (цвет, вкус). Это связь – аффективно-ассоц-ная (основанная на душ. волнении). Здесь возможно появление многоч-х метафор. Сонет «Соответствия» ком-рует этот тип. В центре сонета – тема таинств. соответствий видимой природы и невидимых сущностей. Здесь гофман. ряд «цветы – звуки – музыка» повторяется, но не в точности, предлагается своя цепочка «соответствий» «запах – звук – цвет». Мягкому звуку гобоя соответствует запах травы и запах тела ребенка. Этот ряд выражает идею чистоты. Переводчики подключают собств. ассоциации. 2) перетекающие друг в друга чувств. впечатления обладают суггестивной силой (суггестия = внушение): они пробуждают воспоминания («Аромат» - запах ладана в церкви или аромат саше по сложной ассоциации вызывает в памяти любовную сцену) и пробуждают воображение, фантазию («Экзотической аромат») 3) сам «природный», психофизический мир (мир вещей, чувств. впечатлений от них и эмоц.переживаний) оказывается знаком, отзвуком, «отражением» неявной духовной «сверхприроды». Этот тип «соответствий» присутствует в сонете «Соответствия»: «В бензое, в мускусе и в ладане поет Осмысленных стихий сверхчувственный полет».

20). Особенности развитя реал-ма в англ.лит-ре. Влияние просветит.и романт.худ.с-мы на форм-е викториан.р-на.
Причина своеобр-я – это классич.буржуаз.страна, с быстрым развитием промыш-ти и колониал.захватами. На тв-во пис-лей оказали влияние истор.обств-а и идеологич.борьба. защитник капит.строя – Мальтус, кот.видит причины бедствий в росте населения – его критикует диккенс в «Рожд.историях» и Бронте в «Дж.Эйр». Бентам – культ собств-ти – необх.условие бурж.воспитания. Макколей поддерж.колониал.политику. Првление Виктории (1837-1902) – эпоха процветания А. Но офиц.т-зр-я не соотв-ет истине – конфликт богатых и бедных. Протетариев и буржуазии. Нац.спец-ка в подчеркнутом интересе к нравств.эстетич.проблемам. герои задум-ся люди, тонко чувств-ся. Место д-я Лондон и его изобр-е носит соц.хар-р. осн.жанр р-н. Почти все произ-я написаны в 47048 гг. Усилено драматич. И лирич.начало, внимание интеллекту и дух.жизни героев. Появл.массовая лит-ра – сенсац.р-н (М.рид, У.Коллинз). Тв-во Остин – сввяз.звено м-ду просветит.и реал.-мом. С просветит.трад-ей связано тв-во сестер Бронте,Теккерея и Диккенса – представление о возмож-ти воспитания чел-ка. При хороших обст-вах чел.может занять подобающее место в общ-ве. Особ-ти взаимовлияния ром-ма и реал-ма.: 1) жанр истор. р-на разраб. В.Скоттом и его открытия исп-ли фр.и рус.пис-ли. Но в Англии развитие этого жанра идет вопреки В.Скотту: они перенесли историю во с власть сем-но личных отн-ний (нравств.аспект «История Генри Эсмонда» теккерей, «Властитель Баландре» Стивенсон) 2). Проявл.готическая трад-я. Атрибут – мрач.замок, превра-ся в дом с коридорами и лестницами, где чел.чувствует себя беспомощно. Взаимод-е фант-ки и психол.начала (гроз.перевал). Иносказат. пейзаж (Р-ны Диккенса и с-р Бронте). Романтич.поэтику не принимали лишь Д.Остин и Теккерей.

Наши рекомендации