Вставьте букву о или ё в корне слова, укажите проверочное слово

Практическое занятие № 1

Тема: Орфография.

Правописание чередующихся гласных, согласных в корне. Гласные после шипящих и ц в корне. Употребление прописных букв в именах собственных. Правописание приставок.

Цель: рассмотреть определенные типы орфограмм, случаи их функционирования в письменной и устной речи, закрепить изученный теоретический материал на практике.

Основные понятия: орфограмма, гласные и согласные буквы, имя собственное, прописная буква, приставка.

План

1. Принципы русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционно-исторический, дифференцирующий).

2. Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

3. Непроверяемые безударные гласные в корне слова.

4. Чередование гласных и – е; а – о; им (ин) – а(я) в корне слова.

5. Гласные после шипящих:

- употребление букв ы, э, ю, я;

- буквы е (ё)/о в корнях слов;

- буквы е (ё)/о в суффиксах;

- буквы е (ё)/о в окончаниях.

6. Гласные после ц:

- употребление букв э, ю, я;

- буквы и/ы после ц;

- буквы е/о после ц.

7. Прописная буква в именах собственных.

8. Правописание приставок пре-, при- , приставки на -з-, -с-.

Рекомендуемая литература

Основная

1. Валгина Н.С. Орфография и пунктуация: справочник : учебник – М.: Высш.школа, 1996. – 336 с.

2. Валгина Н. С. Современный русский язык : учебник для филологических направлений и специальностей вузов / Н.С. Валгина, Д.Э. Розенталь, М.И. Фомина; под. ред. Н.С. Валгиной. – М., 2003. – 528 с.

3. Полный справочник по орфографии и пунктуации : правила, примеры, комментарии / Т.В. Вахрушева, Н.М. Ким, Е.В. Попова и др.; под ред. О.Л. Соболевой. – М., 1999. – 496 с.

4. Розенталь Д.Э. Русский язык : учебное пособие [Электронный ресурс] / Д. Э. Розенталь. – М. : Оникс, 2010. – 448 с. – Режим доступа : http://www.mathsolution.ru/books/2710

5. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию [Электронный ресурс] / Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. – Режим доступа : http://www.tepka.ru/rozental_2/index.html

6. Розенталь Д.Э. Современный русский язык [Электронный ресурс] / Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. – Режим доступа : http://www.tepka.ru/rozental/index.html

Дополнительная

1. Лопатин В. В. Орфографический словарь русского языка [Электронный ресурс] / В. В. Лопатин. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 374 с. – Режим доступа : http://www.gramota.ru/slovari/info/

2. Новый орфографический словарь-справочник русского языка / отв. редактор В.В. Бурцева. – М., 2000. – 757 с.

3. Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь : учебник / А.Н. Тихонов. – М., 2002. – 702 с.

4. Федосюк М.Ю. Русский язык для студентов-нефилологов : учеб. пособие / М.Ю. Федосюк, Т.А. Ладыженская, О.А. Михайлова, Н.А Николина.– 2-е изд., испр. – М., 2002. – 256 с.

Контрольные вопросы

1. Что включает в себя понятие «орфография»?

2. Что такое орфографический принцип?

3. Назовите и кратко охарактеризуйте основные орфографические принципы.

4. Сформулируйте правила правописания букв о и е после шипящих в корне слова.

5. Сформулируйте правила написания букв о и е после шипящих в суффиксах и окончаниях

различных частей речи.

6. Назовите случаи, когда после шипящих под ударением пишется е.

7. Какие гласные пишутся после ц?

8. Как пишутся приставки, оканчивающиеся на з?

9. Какие значения имеет приставка при-?

10. Назовите основные значения приставки пре-.

11. Для чего используется прописная буква?

12. Перечислите случаи, когда названия пишутся с прописной буквы.

Задания для практической работы

Вставьте пропущенные буквы, при необходимости проверив написание по орфографическому словарю.

Р_гламент, кр_терий, л_квидация, дил_тант, трансп_рант, н_тариус, экстр_вагантный, пров_кация, р_ферент, комп_стировать, д_зертир, прив_легия, п_р_ферия, вин_грет, ак_омп_н_мент, ст_пендия, экзам_натор, инв_нтарь, прив_редливый, эст_када, п_ролон, диф_рамб, д_рижер, див_денды, эксп_римент, в_стибюль, п_риметр, квал_фикация, мер_диан, н_тация, п_мпезный, аф_ризм, ант_гонизм, апл_дисменты, к_рифей, доск_нально, тр_пеция, пат_логия, рез_нанс, ан_нимный, кр_терий, ин_циалы, ж_нглер в ц_рке, привл_кательный п_лисадник, обл_чать пороки, пор_ждать полем_ку, ди_п_зон, к_мпл_мент, к_нт_нент.

2. Вставьте безударную гласную в корне, подобрав проверочное слово. Например: просв_щать – свет; запеч_тлеть – печать.

Обог_щать, посв_щать, просв_титель, прим_рять противников, прим_рять костюм, зап_здать, прив_дение, раздр_жать, вообр_жать, вып_лить из ружья, ст_рожил огород, ст_рожил города Тюмени, зак_лить здоровье, зап_вать водой, св_ла гнездо, подр_жать старшим, подр_жать от страха, св_тая простота, ст_сненый в средствах, см_тение, см_тенный в кучу мусор, разв_вающиеся флаги, разв_вающиеся страны, отв_рять окно, отв_рить макароны, спл_титься, обн_женный, ув_жение.

Домашнее задание 3. Вставьте пропущенные буквы в корнях с чередующимися гласными.

Пог_релец, подг_ревший, несг_раемый, скл_нение, накл_ниться, покл_нение, затв_рять, сотв_рить, ск_чок, подск_кать, выск_чить, ск_кун, заск_чить, проск_кать, ск_чкообразный, пл_вец, пл_вчиха, пл_вучесть, з_ря, з_рница, оз_рение, к_сание, к_сательная, прик_саться, прик_сновение, к_саюсь, нач_нать, прин_мать, вн_мание, р_вные величины, выр_вненное поле, р_внина, р_весник, подр_вняться (при построении), выр_вняться в ряд, пор_внялся с лошадью, р_вняли с землей, м_кать сухарь в чай, обм_кнуть перо в чернильницу, непром_каемый плащ, пром_кательная бумага, отбл_ставший, бл_снуть, соб_рать, соб_ру.

Вставьте букву о или ё в корне слова, укажите проверочное слово.

Ж_лудь, ш_пот, ж_лчь, зач_с, пш_нник, беч_вка, ч_лка, саж_нки, щ_лочь, печ_нка, ж_рдочка, деш_вый, пч_лка, реш_тка, щ_голь, ш_лк, кош_лка, ж_сткий, ш_ры, ш_рох, ч_каться, крыж_вник, пиж_н, ш_в, ш_кировать, ч_рствый, ч_порный, дж_нка, ч_боты, ш_фер, ж_кей, ш_винизм, обж_ра, прож_рливый.

Наши рекомендации