Вставьте пропущенные буквы, в скобках напишите проверочное слово, где это необходимо.

I. Ж…сткий диван, искусственный ш…лк, мельничный ж…рнов, утлый ч…лн, лесная трущ…ба, чугунная реш…тка, крепкая беч…вка, купить по деш…вке, ч…порный человек, спелый крыж…вник, тяж…лый ож…г, подж…г сарая, ож…г руку, борьба с саранч..й, отправиться за багаж…м, идти с нош…й, быстрый скач…к, забавная собач…нка, смешной медвеж…нок, парч…вая скатерть, камыш…ваяя крыша, ноч…вка в лесу, вооруж…нное нападение, асфальтированное ш…ссе, ш…коладный цвет, буржуазный ш…винизм.

II. Тихий ш…рох, говорить общ…, выступать горяч…, боч…нок с водой, искусный ж…нглер, опытный ш…фер, деш…вый товар, двойной ш…в, вертеть трещ…тку, печ…ные яблоки, холщ…вый меш…к, мягкая ш…рстка.

III. Ц…кольный этаж, ц…канье копыт, получить письмец…, идти с отц…м, погрозить пальц…м, молодц…ватый вид, отличный танц…р, танц…вать мазурку, гарц…вать на лошади, облиц…вка стен, облиц…вать здание, склониться над колодц…м, пунц…вые губы.

6. Повторите правописание наречий; отличие союзов чтобы, зато, также, тоже от местоимений и наречий; правописание корней –равн-/ -ровн-, -лаг-/-лож-, -скак- (-скач-)/-скоч-; правописание страдательных причастий прошедшего времени; правописание не с причастиями. Вспомните правила постановки знаков препинания при прямой речи; правила постановки запятой перед союзом и в сложносочиненном предложении. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Пр…хотливо извива…щаяся линия м…ршрута ползет по карте (в)след за нами и врезается (в)глубь Владимирских земель.

Два паренька лет по двенадцати едут с нами за во…чиков. Одного зовут Коля другого Николай. Так они просили называть их что (бы) не было пута… ицы. Они рове...ники, одного р...сточка, оба (русо)головые, бойкие, смышле...ые. Кажется и разница вся между ними только в произношении их то(же) одинаковых имен. Чу…твуется что Коля и Николай (не) твердо знают дорогу и волнуются как (бы) не завезти чужих людей куда (не) надо.

Устраивайтесь как следует (по) хозяйски предл...гает Коля. Мальч...нки уходят в кусты и возвращаются с двумя охапками (не) давно накош...ной травы перемеш…ной с цветами. Они разравнивают ее по телеге. Едем (не) спеша. На подъеме в гору я спрыгнул с телеги и пошел (по)тихоньку (с)зади Коля с Николаем то (же) соскочили.

Так и едем: (по)ровному месту на телеге, в гору пешком, а с горы трусц..й и даже (в) скач… .

Плывут (на) встречу перелески осталась (по) зади стари…ая роща и (в) скоре мы в…жаем в самый настоящий лес перепута…ый (на) столько что без топора и не пробра…ся. Это, (в ) сущности, (не) просто лес а поле битвы (не) прекращающ…ся (не, ни) днем, (не, ни) ночью.

Чем дальше мы ехали (в) глубь леса по у…кой дороге по которой до нас (в) ряд ли кто проехал в пред…дущие два месяца тем тревожней переш… птывались Коля и Николай. (Не)ожиданно перед нами возникла (не) широкая, но глубокая к…нава из которой т…рчали два облома...ых сколь…ких бревна.

Обязанности распр…делились так я тянул лошадь(под) уз…цы Коля правил а Николай понукал упира…щуюся лошадь.

(В) сторону! вдруг (не)своим голосом закричал один из мальчиков. Инст...нктивно я отпрянул (в) сторону и в то (же) мгновение на ур..вне моего лица мелькнуло в воздухе кова...ое лошади...ое копыто.

Нужно было обладать отнюдь (не) мальчишеской опытностью, что (бы) пр…угадать прыж..к лошади и (во) время пр...дупредить о нем.

А лошадь уже как н..(в) чем н.. бывало стояла на том берегу, утопая в разноцветь... и разнотравь… .

Через (пол)часа мы в...ехали в Дубки, то (есть) попали на моще…ую дорогу соединяющую Владимир с Кольчугин...м. (От) сюда хорошо было огляну...ся (на) зад. До г…ризонта спло... р...ст…лались леса черные (в) близи и (темно) синие (в) дали. Там, (по) зади, прот…нулась (не)зримая ниточка пройд…ного нами пути.

(По Вл. Солоухину.)

7. Выполните тест по синтаксису и пунктуации.

7.1. Пунктуация – это:

1. Учение о правильном написании слов и морфем.

2. Наука о выразительной и красивой речи.

3. Раздел грамматики, изучающий строй языка, строение и значение синтаксических единиц.

4. Система правил, в которых описываются современные нормы пунктуационного оформления письменного текста.

5. Правила произношения слов и словосочетаний, постановки ударения.

7.2. Запятая в предложении «Засыпьте пропасть невежества, и вы уничтожите притон преступлений» служит для:

1. Выделения части сложного предложения;

2.Выделения обособленных членов предложения.

3.Оформления сравнительного оборота;

4. Оформления вводных слов и конструкций.

7.3. Впервые знаки препинания были использованы:

1. Александром Македонским;

2. Дионисием Фракийским;

3. Аристофаном Византийским;

4. Феофаном Греком;

5. Юлием Цезарем.

Наши рекомендации