Публицистический стиль
Публицистический стильречи представляет собой функциональную разновидность литературного языка и широко применяется в различных сферах общественной жизни: в газетах и журналах, на телевидении и радио, в публичных политических выступлениях, в деятельности партий и общественных объединений. Сюда же следует добавить политическую литературу для массового читателя и документальное кино.
В различных учебных пособиях по стилистике публицистический стиль именуется также газетно-публицистическим, газетным стилем, общественно-политическим стилем. Название "публицистический стиль" представляется более точным, поскольку иные варианты названия более узко определяют сферу его функционирования. Название "газетный стиль" объясняется историей становления данного стиля: его речевые особенности оформились именно в периодических печатных изданиях, и прежде всего в газетах. Однако сегодня этот стиль функционирует не только в печатных, но и в электронных средствах массовой информации: его было бы также справедливо назвать "телевизионным" стилем. Другое название - общественно-политический стиль - точнее указывает на тесную связь обсуждаемого стиля с общественной и политической жизнью, но здесь стоит вспомнить, что данный стиль обслуживает и неполитические сферы общения: культуру, спорт, деятельность общественных организаций (экологических, правозащитных и др.).
Название публицистического стиля тесно связано с понятием публицистики, которое является уже не лингвистическим, а литературным, поскольку характеризует содержательные особенности относимых к ней произведений.
Публицистика - род литературы и журналистики; рассматривает актуальные политические, экономические, литературные, правовые, философские и другие проблемы современной жизни с целью повлиять на общественное мнение и существующие политические институты, укрепить или изменить их в соответствии с определенным классовым интересом (в классовом обществе) или социальным и нравственным идеалом.
Экстралингвистические факторы: сфера общения: массовая, форма сознания - массовое, речь может быть как диалогичной, так и монологичной, презентация - как устная, так и письменная, речь преимущественно подготовленная. Степень официальности зависит в большей степени от характера СМИ.
Одной из важных функций данного стиля является и н ф о р м а ц и о н н а я.
Другая немаловажная функция а г и т а ц и о н н о п р о п а г а н д и с т с к а я — или, шире, — в о з д е й с т в у ю щ а я(формирование мировоззрения читателя, создание определенного общественного мнения, убеждение читателя в правоте авторской позиции.)
Публицистика выполняет и п о п у л я р и з а т о р с к у юфункцию — сообще ния о новых научных открытиях, о новинках техники, пробле мах экономики, забытых или переосмысленных фактах истории и т.п. Отсюда обращение к средствам научной речи, которые проявляются не только в статьях, популяризирующих на учные знания, но и в материалах, представляющих анализ и обобщение политических,
Подходы к определению художественного стиля (М.Н. Кожина, Д.Н. Шмелев, О.А. Крылова, Ю.А. Бельчиков и др.). Характер художественной речи и ее место среди других разновидностей литературного языка.
Художественно-изобразительный, художественно-беллетристический). Один из функциональных стилей, характеризующих тип речи в эстетической сфере общения: словесных произведениях искусства. Конструктивный принцип художественного стиля – контекстуальный «перевод» слова-понятия в слово-образ. Специфическая стилевая черта – художественно-образная речевая конкретизация. Художественный стиль имеет общий для всех его жанров принцип использования языка, обусловленный образным мышлением автора в процессе творчества, эстетической функцией. Имеются две точки зрения на правомерность выделения художественного стиля среди других функциональных стилей: 1) необходимость выделения художественного функционального стиля (В.В. Виноградов, Р.А. Будагов, И.Р. Гальперин, Б.Н. Головин, Э.Г. Ризель, К.А. Долинин, М.Н. Кожина, О.Б. Сиротинина, Й. Мистрик, К. Гаузенблас, М. Елинек и мн.др.; 2) категорическое неприятие точки зрения, ориентированной на выделение художественного стиля как одного из функциональных стилей (Л.Ю. Максимов, А.К. Панфилов, Н.А. Мещерский, Д.Н. Шмелев, В.Д. Бондалетов и др.). Аргументация против выделения Х.с. как одного из функциональных опирается на так называемую его многостильность, использование в художественной литературе языковых средств разных функциональных стилей; 2) отсутствие специфических языковых примет; 3) наличие эстетической функции; 4) неправомерность объединения понятий «литературный язык» и «язык художественной литературы». С функциональной точки зрения нельзя говорить о многостильности художественной литературы, т.к. использование отдельных языковых средств других функциональных стилей не определяет тот или иной функциональный стиль. Главное, как используются эти средства и каковы их стилистические функции, в какой речевой организации они выступают. В художественной речи используются языковые средства других стилей, но не сами стили как таковые. Таким образом, с функциональной точки зрения многостильности в художественных текстах нет. Наличие эстетической функции у художественного стиля как раз и составляет его специфику, является одним из существенных стилеобразующих признаков художественного функционального стиля. С. Сятковский считает художественный стиль генотипным (инвариантным) по отношению к фенотипической (вариативной) природе языка художественных произведений. Говоря о статусе художественного стиля, можно противопоставить его нехудожественным стилям и разговорному стилю тоже. Подобная триада представлена в чехословацкой стилистике. К.А. Долинин выделяет стиль художественной литературы на основе: 1) функции и 2) сферы деятельности. Х.с.р. предполагает существование индивидуальных стилей, без которых художественная литература немыслима. Но при этом художественный стиль имеет общие принципы отбора. Х.с.р. отличается яркой эмоциональностью и особой экспрессивностью, что проявляется в широком употреблении наиболее выразительных и эмоционально окрашенных языковых единиц всех уровней: фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса.
Кожина(из учебника)
Художественный стиль в целом отличается от других функциональных стилей и тем, что если последние, как правило, характеризуются какой-либо общей стилевой окраской, то в художествен ном — многообразная гамма стилевых окрасок используемых языковых средств. Однако это не «смешение стилей». Поскольку каждое средство в художественном произведении мотивировано содержанием и стилистически, все вместе они объединяются общей, присущей им эстетической функцией. Отличие художественной речи также в том, что она обращается к использованию не только строго литературных, но и внелитературных средств языка — просторечия, жаргонов, диалектов и т.д. Однако и эти средства применяются не в их первичной функции, а в эстетической. ЛЕОНОВ Так, помрачение и расстройство наступают в природе.
В художественной речи наблюдается широкая и глубокая метафоричность, богатые возможности синонимики, многозначности, разнообразных стилевых пластов лексики. Все средства, в том числе нейтральные, призваны служить здесь выражению системы образов, поэтической мысли художника. В каждом конкретном случае из всего арсенала языковостилистических средств уместным, единственно необходимым в данном контексте оказывается лишь одно, избранное средство (имеются в виду истинно поэтические творения). Причем в понятие высоких качеств художественной речи и непременных ее свойств входят неповторимость и свежесть выражения при создании образов, яркая их индивидуальность. Кроме того, художественная речь отличается не только образностью, но и явной эмоциональностью, в целом же — эстетически направленной экспрессивностью. Художественная речь, во многом принципиально отличаясь от научной и официальноделовой, сближается, однако, по ряду признаков с публицистической (эмоциональность, а в собственно лингвистическом аспекте — использование многообразных языковых единиц, возможность столкновения разностильных средств в тех или иных стилистических целях). Кроме того, художественная речь, обычно осуществляемая в письменной форме, вместе с тем близка по некоторым своим чертам устной разговорнообиходной и широко использует ее средства. Близость этих последних функциональных стилей проявляется в высокой степени эмоциональности, разнообразии модальных оттенков у языковых единиц и в отношении к литературной норме, а именно в возможности использования внелитературных средств (хотя в каждом из этих стилей — в разном объеме и составе этих средств и с разными целями). Художественная речь широко вбирает в себя не только лексику и фразеологию, но и синтаксис разговорной речи, отражая 396 и в известной мере олитературивая его, например в сказе. Одна ко это отражение отнюдь не фотографическое. Устная живая речь попадает в художественное произведение, подвергаясь определенному отбору и обработке, а главное, подчиняется эстетической функции.
По вопросу соотнесения понятий "литературный язык" и "язык художественной литературы" следует сказать,что они безусловно не тождественны. "Язык художественной литературы" – это одна из разновидностей лит.языка, т.е. эти понятия соотносительны как общее, родовое, и видовое. Использование языка в эстетическойфункции не превращает его в какую-то новую субстанцию, не аннулирует его коммуникативной функции(напротив, эстетическая функция существует на базе коммуникативной). Язык, представленный в худож.текстах, является образцом лит. языка (общенародный язык шлифуется и обрабатывается в "лабораториях"писателей), поэтому он широко используется в качестве иллюстративного материала в грамматиках исловарях. Очень удачно по затронутому вопросу выразился Ю.А. Бельчиков: "Язык художественнойлитературы, будучи явлением искусства, не утрачивает своей лингвистической субстанции", он "обязательноориентирован на нормы литературного языка". Нельзя забывать, что "эстетическая функция – это функцияязыковая" (Д.Н. Шмелев)