Публицистический стиль

1. Место публицистического стиля в системе функциональных стилей

современного русского литературного языка.

2. Сфера применения, функции, стилевые черты публицистического

стиля.

3. Лексико-фразеологические черты публицистического стиля.

4. Грамматические черты публицистического стиля.

5. Подстили и жанрово-ситуативные стили публицистики.

6. Публицистический стиль и язык художественной литературы.

ЗАДАНИЯ

1.Заполните в таблице раздел “Публицистический стиль”

(см. Приложение № 1).

2.Определите жанры приведенных текстов. Каковы их языковые особенности?

1) СЕКРЕТЫ ГОЛОСА

Ученые-физиологи и Российского университета дружбы народов установили, от чего зависят дикторские возможности человека. Раньше считалось, что характеристики звука зависят в первую очередь от колебаний голосовых связок, состояния гортани и постановки голоса. Но эксперименты, проведенные на студентах, показали: куда важнее параметры дыхательной системы – объем легких и проходимость трахеи. От умения правильно вдыхать воздух и точно регулировать давление под голосовыми складками и зависят лучшие свойства голоса. Ученые считают, что хорошая дикция и правильная речь – залог не только профессионального, но и социального благополучия.

2) УЧАСТНИКАМ X КОНГРЕССА МАПРЯЛ

Приветствую участников и гостей X конгресса Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы!

Открывающийся Конгресс – неординарное событие в жизни российской и мировой культурной и филологической общественности. Особое значение имеет то, что он является юбилейным, десятым конгрессом и знаменует собой тридцать пятую годовщину деятельности организации, объединяющей специалистов в области изучения и преподавания русского языка, литературы и культуры во всем мире.

Русский язык – язык русской нации, язык межнационального и международного общения, входит в число мировых языков, является одним из официальных и рабочих языков ООН и ЮНЕСКО. В России с 1991 года русский язык пользуется статусом государственного языка Российской Федерации.

Во второй половине XX века русским языком как родным, неродным или иностранным владело, по некоторым подсчетам, до 500 млн. человек. Мы гордимся тем, что на планете в той или иной мере русским языком владеет около полумиллиарда человек. Это не только бесспорная языковая культурная ценность, но и фактор внешнеполитической активности нашей страны.

До середины 80-х годов русский язык по количеству владеющих им как родным и неродным занимал пятое место в мире (после китайского, хинди и урду вместе взятых, английского и испанского языков), его изучали в более чем 100 государствах мира. Начиная со второй половины 80-х годов количество изучающих русский язык за пределами Российской Федерации значительно сократилось, однако в последние годы отмечается некоторый рост количества изучающих русский язык как неродной.

Упрочение позиций русского языка, на котором говорят миллионы людей в нашей стране и за ее пределами, продвижение его как одного из мировых отвечает стратегическим интересам России и ее национальной безопасности. Функционирование русского языка как мирового, распространение его за рубежом требует согласованных действий государственных и общественных организаций в самой России, а также представителей нашей страны во всем мире. Огромное значение имеет подвижнический труд специалистов, для которых русский язык не является родным. Во многом благодаря им сокровища русской культуры становятся достоянием новых, молодых поколений во многих странах мира.

Символично, что местом проведения такого знаменательного события стал именно Санкт-Петербург, город, отметивший свой трехсотлетний юбилей. Мне как коренному петербуржцу и выпускнику Санкт-Петербургского университета это особенно приятно отметить.

Мы благодарны всем тем, кто преподает русский язык и литературу, всем тем, кто связал свою жизнь с научными исследованиями в области русистики, всем тем, кто изучает нашу культуру, тем самым способствуя распространению знаний о нашей стране и культуре.

В заключение хотелось бы пожелать успехов участникам Конгресса в их многотрудной, но плодотворной деятельности.

( Президент Российской Федерации В.В.Путин , 2003 г.)

3. Используя словари, дайте краткое толкование слов. Составьте с ними предложения.

Дайджест, диссидент, инфраструктура, консолидация, конфронтация, презентация, рейтинг, эскалация, технократия, менталитет.

4. Составьте словосочетания или предложения, в которых данные ниже слова приобрели бы переносное значение и явились средством усиления образности речи.

Агония, аккорд, ас, балансировать, барометр, вирус, дуэт, заморозить, истерия, марафон, рецепты, рычаги, инфляция, атмосфера.

5.Проанализируйте синтаксические и стилистические особенности

заголовков газетных статей. К каждой модели дайте новые примеры.

1) Уральская сова 2) Охота на звезду. 3) Душечка-подушечка. 4) Рыбак пробил головой 30-сантиметровый лед. 5) Одноногий спортсмен выиграл лыжную гонку. 6) “12 стульев”: Гайдай забраковал 22 Остапа. 7) Как из 30 Валентин выбрать любимую. 8) Возможна ли прививка от инфаркта? 9) О какую ось трется “русский медведь”? 10) В мумиях нет ничего “чудесного”! 11) Целуются все! 12) Горький осадок сталинградского котла.

6.Охарактеризуйте структурные и языковые особенности заметки. Дайте название предложенной заметке, используя: а) одно слово; 2) словосочетание; 3) сочетание слов; 4) разные типы предложений.

Необычное ДТП произошло на одной из улиц Тольятти. Ребятишки лепили снеговика на тротуаре, который водители почему-то никак не хотели признавать за пешеходную зону. И тут на горизонте показался новенький “Мерседес”. Его владельца неожиданное препятствие вывело из себя, и он потребовал убрать с дороги это безобразие. Но перепуганная его криками ребятня убежала прочь. Тогда хозяин “мерина” решил наказать малышей – разогнался посильнее и врезался в снеговика. Лучше бы он этого не делал: оказалось, что комьями снега детишки облепили массивную железную трубу, оставшуюся от фонарного столба… А не езди по тротуарам!

(Ирина Аракчеева, “Комсомольская правда” 31.01.2003)

7. Найдите, объясните и исправьте ошибки в употреблении слов.

1) Лопаткин – один из самых эффектных директоров.

2) Цены на лекарства в этом году будут поистине лошадиными.

3) Пока картами оборудуют только пенсионеров (о пластиковых

банковских карточках социального страхования).

4) Деми Мур возмужала, отказалась от вызывающей бритоголовости и

наконец сыграла настоящую мать.

5) Бедность – большой комплекс. У нас полстраны им владеет.

6) Мы работаем по всем азимутам внешней политики.

7) Пиво вызывает мужское бесплодие. Если вы пьете много пива, то

рискуете остаться без наследства.

8) Вы четыре раза завоевывали 1-е место. И никто не смог переплюнуть

эту цифру.

9) Очень часто вожделенную должность получает не тот, кто ей реально

соответствует, а тот, кто умеет себя преподать.

10) Среди гимнастов были Хоркина, Немов, Бондаренко и другие имена.

8. Найдите, объясните и исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов, крылатых слов, пословиц.

1) Если автомобиль ранен не как Мересьев и еще способен ходить на своих ногах, его владелец не смахивает на передовика бандитской группировки, а у вас нет ни сил, ни настроения привлекать к интимному недоразумению ДПС, не договориться ли полюбовно?

2) Так начинается порочный круг, разорвать который очень трудно.

3) Вот и молчат девицы, как рыбы в воде.

4) Драка такая, что перья скрипят.

5) Древние египтяне уделяли внешней красоте большое значение.

9. Найдите, объясните и исправьте ошибки в образовании морфологических форм слов и в употреблении различных частей речи.

1) Счастливицы, отобранные французами из 300 манекенщиц во время кастинга, бегают в бигудях и хлопают только что накрашенными ресницами.

2) На встречи, проходимые в центре города, собралось масса народу.

3) Цунами обрушился на Приморье.

4) Двусмысленность, пронизывающая рекламные тексты, разрушает моральные и этические нормы, складывающиеся веками.

5) Ее последний муж был сыном Али Хана, одного из самых богатейших особ 20- го века.

10.Найдите, объясните и исправьте ошибки в построении предложений.

1) Мы задумываемся не только над тем, чтобы обувь была удобной, но и хотим, чтобы она была модной.

2) Президент поразил местные власти не только знанием цифр, но и секретов животноводства.

3) О том, что сегодня россиянин боится сотрудников милиции больше, чем бандита, а отдельные звенья милицейских систем служат крышей криминальных структур, ни для кого не секрет.

4) Мода украшать садовые участки началась с появления мыльных опер. Глядя на многогектарные усадьбы богачей, началось создание райских уголков на шести сотках.

5) Т.Михайлкова и с Лазурного берега продолжает руководить и обсуждать предстоящий финал конкурса моды.

11.Отредактируйте предложения.

1) Осадков очень сильных мы не ожидаем, температура не будет очень холодной.

2) Завтра будет заявлено о тех решениях, которые к вам на ум пришли сегодня.

3) Наше время не располагает такой возможностью.

4) За эти годы обо мне именно такой образ создали.

5) Проигрыш его блока был заранее спрогнозирован.

6) Сафари в Аравийской пустыне – самое волнующее приключение, которое испытывают туристы.

7) Их главная задача – построить экономическую стабильность своей семьи.

8) На конференцию приехали семьсот женщин со всей России. В ходе работы я заметила, что женщины как бы делятся на две части.

9) Однако нельзя давать проблемам время для усугубления.

10) Лесоповал происходит при попустительстве местных властей, что вдохновило прокуратуру на возбуждение десятков уголовных дел.

12.Напишите заметку о любом интересном событии из жизни вашего университета, семьи, ваших друзей.

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ

Информационные жанры

1) Жанр репортажа. 2) Жанр интервью. 3) Жанр отчета. 4) Жанр хроники.

Аналитические жанры

5)Жанр беседы. 6) Жанр статьи. 7) Жанр корреспонденции. 8) Жанр рецензии.

9) Жанр обзора. 10) Жанр обозрения.

Художественно-публицистические жанры

11) Жанр эссе 12) Жанр очерка 13) Жанр фельетона. 14) Жанр памфлета.

Реклама

15) Особенности радиорекламы 16) Особенности рекламы по ТВ.

17) Особенности печатной рекламы 18) Особенности интернет-рекламы

19) Интернет-журналистика

20) Современная спортивная журналистика

21) Современная детская журналистика

22) Современное российское политическое красноречие.

Требования к докладу

Регламент – 10 минут.

Текст доклада должен быть напечатан и сдан преподавателю.

Работа должна включать

1) тему, ФИО исполнителя, год написания;

2) план;

3) основной текст (объем основного текста – 6-7 страниц);

4) список использованной литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. – М., 1978. – С.95-118.

2. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М.: Рольф, 1999.

3. Голуб И.Б. Новый справочник по русскому языку и практической стилистике. М., 2007.

4. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1993. – С.182-200.

5. Кожина М.Н., Дускаева Л.Р., Салимовский В.А. Стилистика русского языка. – М., 2010. – С. 342-391.

6. Москвин В.П. Стилистика русского языка. М., 2006. – С. 610-624.

7. Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи. – М., 2007. – С. 21-50.

8. Стилистика и литературное редактирование. – М., 2004. – С.114-126, 135-169.

9. Стилистический энциклопедический словарь русского языка. – М., 2003.

ТЕМА № 8

РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ

1. Соотношение понятий разговорный стиль и разговорная речь.

2. Сфера употребления, функции, стилевые черты разговорного стиля.

3. Фонетические особенности разговорного стиля.

4. Лексико-фразеологическое своеобразие разговорного стиля.

5. Морфологические особенности разговорного стиля.

6. Синтаксические особенности разговорного стиля.

ЗАДАНИЯ

1.Заполните в таблице раздел “Разговорный стиль”

(см. Приложение № 1).

2.Каждое из данных слов употребите в стилистически нейтральном и в разговорно окрашенном значениях.

Дергать, загореться, подбросить, толковать, висеть, провести, наука, ребенок, сила, фрукт.

3.В данных примерах отметьте отклонения от правдоподобия в целях выражения субъективной экспрессии.

1) – Давай я сумку понесу. – Да не надо – она ничего не весит.

2) Вылезай сейчас же из воды – ты весь посинел!

3) – Нет ли чего-нибудь почитать? – Вон сколько книг, смотри. – Да я их уже все наизусть знаю.

4) Опять где-то котенка подобрал! Тысячу раз я ему говорила, чтобы никакой живности в дом больше не приносил!

5) Молчит, а у самого в глазах слезы по кулаку.

4.Определите функции частиц. Трансформируйте высказывания, удаляя частицу или заменяя ее синонимическим средством (союзом, вводным словом и т.д.). Определите семантические сдвиги, связанные с такой трансформацией.

1) Как жаль, что мы не созвонились заранее. Мы ведь не знали, что ты уже вернулась из отпуска.

2) Куда ты собрался идти? У тебя же температура!

3) Не замерзла? Пальтишко-то у тебя, смотрю, легкое.

4) – А чего это Наталья не встает? – Пусть уж выспится – полночи сегодня над книгами просидела.

5) – Ты с ней говорил? – Ну говорил. – Ну и что? – Ничего. Не договорились.

5.В данных высказываниях замените выделенные сочетания фразеологизмами со словом глаз.

1) Что-то Петр к нам давно не приходит. Может, он уехал куда-нибудь?

2) Этот шкаф всю комнату портит – очень мне надоел.

3) Такие яблоки вчера мне из Грузии прислали – красота необыкновенная!

4) Мы с приятелем инкрустацией по дереву занимаемся. Но по-разному. Он все рассчитает, рисунок перекопирует, потом точно дерево подбирает. А я – без всяких точных расчетов. В результате: я ему завидую, он – мне.

5) Знаешь что? Сейчас Сергей должен ко мне прийти. Ты не обидишься, если мы сразу ко мне в комнату уйдем? Нам очень надо поговорить наедине.

6) Ночь нас в лесу застала: темнота – ничего не видно!

7) – Рита, по-моему, я ничего не знаю! Что учила, все начисто забыла. Как буду отвечать?.. – Ну, это ты от страха преувеличиваешь. Возьмешь билет, посидишь минут пять и начнешь вспоминать.

6.Восстановите полную форму данных ниже редуцированных разговорных фраз. Скажите, в каких случаях восстановить пропущенные члены предложения легко вне ситуации общения, а в каких “отсутствие” ситуации заставляет предположить несколько вариантов.

1) С зелеными балконами – это ваш?

2) Напротив живет – замуж выходит.

3) Где у вас полотенце руки вытирать?

4) В синем халате всегда с ним кокетничает.

5) За мной в очках и женщина с ребенком.

6) Придут из соседней квартиры и две мои школьные подруги.

7) Не видели с детской коляской?

7.Замените бессоюзную связь предложений союзной. Раскройте стилистический эффект такой замены.

1) Нет, сегодня я к тебе не приеду – времени нет.

2) А статью ты писал – уже закончил?

3) Посмотри книжку – на столе лежит.

4) Закончите делать уроки – включу телевизор, а до этого – ни-ни!

5) Такой интересный очерк – все так и хватали друг у друга газету!

8.Проанализируйте записи устной речи, отметьте фонетические, словообразовательные, лексические и синтаксические особенности.

1)– Опять холодно / дождь.

2) Может быть / не пойдешь?

3) Да нет / не могу / надо.

4) Зонт возьми / на столике лежит.

5) А ты чо, не идешь?

6) Не-е-е-т // не пойду я / ну ее / эту погоду // еще промокать.

1) - Алё! Эт ты?

2)Угу.

3)Ну что / сделал?

4)А то.

5)Так быстро?

6)Ну уж и быстро // не быстро…

7)Вот-вот / не быстро // это так некоторым кажется / которые уже сделали // а вот некоторым…

8)Ну да / некоторые / они все знают // как же – как же.

9)И чего / приезжать мне забирать?

10)Давай приезжай // а то уйду я скоро.

11)Ну давай / я мигом. Будь!

12)И ты. Чао какао!

9. Найдите слова и конструкции, характерные для устной речи, в письменном тексте. Отметьте элементы разговорного синтаксиса, в том числе порядка слов. Определите стилистическую роль этих элементов.

1) Вы русский поэт, но американский эссеист. Не создает ли это какого-

нибудь раздвоения личности? Не идет ли ваша “русскость” постоянно

на убыль?

2) Дело в том, что в истории русской литературы не так уж легко найти пример, когда бы писатель был литератором в двух культурах, но двуязычие – это норма, вполне реальная норма: Пушкин, в конце концов…

3) Но Пушкин не стал известен как французский поэт.

4) Совершенно верно. Он не стал известен как французский поэт, но как автор писем он был ничуть не хуже своих французских современников. Итак, Пушкин, Тургенев, два языка – это норма. Я знаю массу людей, для которых написать одно и то же на двух языках вполне возможно. Стихи труднее, но тоже возможно. Возьмите Беккета, Джойса, кого угодно, почему русские хуже?

(Из интервью с И.Бродским)

10. Дайте стилистическую характеристику элементов разговорного стиля в

устных телевизионных текстах публицистического стиля. Переделайте

предложения по законам письменной речи.

1) И вот еще одно стихотворение, которое я бы хотел остановиться особо. 2) Если мне продолжить вот тут вот некоторые аспекты, то тут следующие письма. 3) У нас есть, сейчас мы открыли такой театр, в котором все спектакли играются двумя-тремя актерами и при этом собирают полный зал. 4) Кстати, они крутятся вокруг одной и той же темы, эти вопросы. 5) Неотложные вопросы надо решать, ну, вы знаете эти вопросы. Это прежде всего продовольственные вопросы, жилищная программа у нас решается очень плохо. 6) Я ходил все время думал о новом романе, о том, как писатель неожиданно отразил совсем недавние события. 7) Жаль, обычный человек не может высказаться прийти на вашу передачу. 8) Минута в минуту проводились все эти пробные вылеты проигрывались в диспетчерской. 9) У кого не собрали деньги на домофон, соберите сами. 10) Благородная задача каждого военного врача – оказать помощь, кто окажется подвержен инфекции.

Наши рекомендации