Публицистический стиль

Публицистическийстиль характеризуется многочисленными переходными (межстилевыми) влияниями. Основные его подстили:

- газетно-публицистический (язык газеты);

- агитационный (воззвание, призывы, листовки, прокламации и т. д.);

- официальный политико-идеологический (партийные постановления и т. п.);

- массово-политический.

Жанрами публицистического стиля являются выступления на собраниях политического характера, передовая статья, теоретико-политическая статья, идеологическая консультация, международный обзор, корреспонденция, репортаж, фельетон, памфлет, морально-этическая статья, очерк, спортивные обозрения и др.

Публицистика как сфера массовой коммуникации имеет и другие разновидности:

- радиопублицистика,

- кинопублицистика,

- телепублицистика.

Выделяется и такая специальная сфера, как ораторская речь, – особый публицистический подстиль, представляющий собой сложное взаимодействие письменно-публицистической и устно-публицистической речи.

Публицистический стиль выполняет две основные функции – информационную и воздействующую. Информационная функция неотделима от функции воздействия.

Важнейшими лингвистическими признаками публицистического стиля является тесное взаимодействие выразительных, эмоционально воздействующих речевых средств и стандартных, широко употребляемых именно в данном стиле средств языка.

Лексика:

1) использование разговорных слов и выражений (орава (вместо «толпа»),

загораться (вместо «увлекаться»));

2) типичные газетные обороты речи (выйти на передовые рубежи, ветера

ны труда);

3) общественно-политическая лексика (общество, свобода, приватизация, гласность, демократия);

4) новые понятия, слова и словосочетания, отражающие социальные и политические процессы в обществе (финансовое оздоровление, альтернативные выборы, новое политическое мышление);

5) научная терминология, выходящая за рамки узкоспециального употребления (принтер, дефолт, холдинг, инвестиция);

6) речевые стандарты, клише (работники бюджетной сферы, коммерческие структуры);

7) употребление социально окрашенных слов-синонимов (политика агрессии и провокаций, пиратский курс);

8) сочетание слов, несовместимых по своей семантике или стилистической окраске (проповедник кнута, апостол невежества).

Морфология:

1) отвлечённые существительные с суффиксами -ость, -ство, -ние, -ие

(личность, сотрудничество, осуждение);

2) образования с русскими и старославянскими приставками (межпартийный, всеобщий, сверхмощный);

3) словообразовательные суффиксы -а-ция, -ра, -ист, -ант (диверсант, расист);

4) иноязычные приставки – обычно в словах общественно-политического

характера анти-, архи-, де-з-, контр-, про-, пост-, транс- (антифашист, посткомммунистический, гиперинфляция);

5) образования с эмоционально-экспрессивными аффиксами -щина, -ичать, ультра- (бытовщина, ультраправый, важничать);

6) сложные слова (взаимовыгодный, добрососедский, многосторонний), аббревиатуры (АО, СНГ, ОМОН);

7) страдательный залог глагола (Пакистан относится);

8) страдательные причастия прошедшего времени глагола (меры приняты, переговоры завершены).

Синтаксис:

1) монологическая речь, диалог, прямая речь;

2) приёмы экспрессии: необыкновенный порядок слов (инверсия), риторические вопросы, обращения, побудительные и восклицательные предложения;

3) односоставные предложения – номинативные, неопределённо- и обоб-

щённо-личные, безличные (Нам сообщают);

4) важную стилеобразующую функцию выполняют заголовки и зачины

(Изыскать резервы!).

Синтаксис рекламных текстов прост, в нём используются номинативные, неполные предложения, часты обращения, побудительные конструкции, однородные члены, характерно употребление вопросительных и восклицательных предложений.

Публичная речь

Публичная речь– это особая форма речевой деятельности в условиях непосредственного общения, речь, адресованная определённой аудитории, ораторская речь.

Учёный – лингвист В.В. Виноградов писал: «Ораторская речь – особая форма драматического монолога, приспособленного к обстановке общественно – бытового или гражданского «действа».

Различают:

  академическое красноречие  
           
доклад научный обзор вузовская лекция научно-популярная лекция научное сообщение
                   
  судебная речь  
     
прокурорская (обвинительная)   адвокатская (защитника)
             
социально-политическая речь
           
доклад на съезде, совещании, собрании, конференции парламент-ская митинго-вая диплома-тическая военно-патриоти-ческая
                   

Особенности публичной речи:

- наличие обратной связи (наблюдение за аудиторией и в соответствии с её реакцией корректирование своей речи);

- устная форма общения;

- сложная взаимосвязь между книжной речью и её устным воплощением (устный текст готовится с учётом его произнесения);

- использование различных средств общения (вербальные и паралингвистические (невербальные: интонация, громкость, темп и т.д.) средства коммуникации).

Наши рекомендации