Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:
- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;
- овладениюими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;
- обобщениюполучаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;
-расширениюи обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;
- совершенствованиюумения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;
- формулированиюсобственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;
- приобретениюумения и навыков работы с различными источниками информации.
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует:
- овладениюучащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;
- определениюсферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;
- совершенствованиюумений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.
Требования к уровню подготовки учащихся основной школы
Класс
Обучение музыкальному искусству должно обеспечить учащимся возможность:
• понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
• иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;
• знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;
• уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная;
• владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;
• анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
• раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
• развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);совершенствовать умения и навыки самообразования.
Тематическое планирование
№ | Раздел, тема | Кол. часов | Основные виды деятельности |
Мир образов вокальной и инструментальной музыки | Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора. Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония. Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки). Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. | ||
Мир образов камерной и симфонической музыки | Жизнь — единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта. Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. |
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
План | факт | |||
Удивительный мир музыкальных образов | 06.09 | |||
Образы романсов и песен русских композиторов | 13.09 | |||
Два музыкальных посвящения | 20.09 | |||
Портрет в музыке и живописи | 27.09 | |||
«Уноси мое сердце в звенящую даль...» | 04.10 | |||
Музыкальныйобраз и мастерство исполнителя | 11.10 | |||
Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов | 18.10 | |||
Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения | 25.10 | |||
Мир старинной песни | 01.11 | |||
Народное искусство Древней Руси | 15.11 | |||
Русская духовная музыка | 22.11 | |||
В. Г. Кикта. «Фрески Софии Киевской» | 29.11 | |||
Симфония «Перезвоны» В. Гаврилина. Молитва | 06.12 | |||
«Небесное и земное» в музыке И. С. Баха | 13.12 | |||
Авторская песня: прошлое и настоящее | 20.12 | |||
Джаз - искусство XX века | 27.12 | |||
Вечные темы искусства и жизни | 17.01 | |||
Могучее царство Ф. Шопена. Вдали от родины. Могучее царство Ф. Шопена | 24.01 | |||
Могучее царство Ф.Шопена. Инструментальная баллада. | 31.01 | |||
Ночной пейзаж | 07.02 | |||
Инструментальный концерт .А. Вивальди «Времена года» | 14.02 | |||
Инструментальный концерт. Итальянский концерт. Инструменталь ный концерт | 21.02 | |||
Космический пейзаж | 28.02 | |||
Образы симфонической музыки. «Метель» Г.В.Свиридова. «Тройка», «Вальс» Образы симфо-ническойму- зыки Образы симфо-ническойму- зыки | 07.03 | |||
Образы симфонической музыки «Метель» Г.В.Свиридова. «Весна и осень», «Романс» Образы симфо-ническойму- зыки Образы симфо-ническойму- зыки | 14.03 | |||
Образы симфонической музыки «Метель» Г.В.Свиридова. «Венчание», «Над вымыслом слезами обольюсь» Образы симфо-ническойму- зыки Образы симфо-ническойму- зыки | 21.03 | |||
Симфоническое развитие музыкальных образов | 04.04 | |||
Программная увертюра Л. ван Бетховена «Эгмонт» | 11.04 | |||
Увертюра-фантазия II. И. Чайковского «Ромео и Джульетта» | 18.04 | |||
Мир музыкального театра. Балет «Ромео и Джульетта" Мир музыкаль- ного театра Мир музыкаль- ного театра Мир музыкаль- ного театра | 25.04 | |||
Мир музыкального театра. Мюзикл «Вейтсайдская история» Мир музыкаль- ного театра Мир музыкаль- ного театра Мир музыкаль- ного театра | 02.05 | |||
Мир музыкального театра. Опера «Орфей и Эвридика». Рок-опера «Орфей и Эвридика» Мир музыкаль- ного театра Мир музыкаль- ного театра Мир музыкаль- ного театра | 09.05 | |||
Промежуточная аттестация за курс 6 класса Мир музыкаль- ного театра Мир музыкаль- ного театра Мир музыкаль- ного театра | 16.05 | |||
Образы киномузыки | 23.05 |
.