Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета

Культурология является межпредметной дисциплиной, интегрирующей знания, полученные в основной общей школе на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы, истории, обществознания, а также при изучении общеобразовательных дисциплин, в первую очередь «мировой художественной культуры», на 1-м курсе факультета непрерывного образования. Она не только выявляет связи внутри гуманитарного цикла, но обуславливает востребованность знаний из математики, естествознания.

Курс культурологии в колледже нацелен на ознакомление с выдающимися достижениями европейской культуры и искусства в различные исторические эпохи. Он не содержит полного перечисления всех явлений европейской художественной культуры, но дает возможность через отдельные наиболее выдающиеся памятники архитектуры, изобразительного искусства, литературы, музыки, театра, либо творчество одного мастера показать социокультурные доминанты эпохи, ее основные художественные идеи.

Распределение материала осуществляется по территориальному принципу: выделяются два культурно-географических ареала – Западная Европе и Россия. Это позволяет показать, какой системой ценностей оперируют народы указанных ареалов, являясь носителем прежде всего христианской религиозной и культурной традиции, при помощи какой системы координат они улавливают мир, какой миропорядок выстраивается у них в голове. Вместе с тем в программе курса выдерживается логика исторического линейного развития европейской культуры от культуры античного мира до культуры XXI века.

Развивающий потенциал курса культурологии на ступени среднего профессионального образования состоит в более глубоком постижении нюансов современного мировосприятия представителей иных культур, адекватной оценки их взглядов и вкусовых пристрастий, мотивации их поступков и модели поведения, результатом чего становится более эффективное взаимодействие с людьми и успешное функционирование в обществе. При этом ключевая роль отводится развитию способности студентов понимать логику исторического развития мировоззренческих процессов и порожденных ими различных художественных систем и стилей.

Курс культурологии позволяет осознать уникальный социокультурный опыт европейского человечества, роль России в культурном процессе; учит студентов воспринимать окружающий мир как “мир миров”, в котором любой культуре и любому позитивному суждению есть место; способствует развитию духовной личности, расширению кругозора, формированию позитивных жизненных ориентиров и собственной мировоззренческой позиции.

Особенностью курса культурологии является его непосредственная связь с задачами профилизации гуманитарного образования студентов. При изучении основных этапов развития европейской культуры особое внимание уделяется изучению сюжетов, посвященных месту, роли права в культуре. Предполагается, что курс культурологии станет основой для более углубленного изучения роли и места права, суда в художественной культуре Европы, отечественной культуре на старших курсах в рамках специальных курсов.

В связи с этим предполагается развитие у студентов умений и навыков, личностных качеств и мотивации, необходимых для успешного продолжения обучения в высшей школе.

Учитывая мировоззренческий характер дисциплины, особый упор делается на использование самостоятельной работы студентов, ориентированной на расширение кругозора и активное участие студентов в освоении достижений культуры. В этой связи программа предусматривает виды деятельности, которые помогали бы студентам более тонко воспринимать и анализировать произведения искусства, интерпретировать и давать эстетическую оценку явлениям и процессам художественной культуры, приобретать опыт исследовательской и творческой деятельности.

Цели

Изучение культурологии на ступени среднего профессионального образования направлено на достижение следующих целей:

• воспитание художественно-эстетического вкуса и культуры восприятия произведения искусства, толерантности, уважения к европейским и отечественным культурным традициям;

• развитие чувств, эмоций, образного, ассоциативного, критического мышления;

• освоение систематизированных знаний о закономерностях развития культурно-исторических эпох, стилей, направлений в искусстве; о ценностях, идеалах, эстетических нормах на примере наиболее значимых произведений; о специфике языка разных видов искусства;

• овладение умением анализировать художественные произведения и вырабатывать собственную эстетическую оценку;

• использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Реализация программы по культурологии предполагает особую значимость межпредметных связей, прежде всего с основами философии, историей, религиоведением.

Место предмета в учебном плане

Рабочий учебный план факультета непрерывного образования по специальности Право и организация социального обеспечения отводит для обязательного изучения учебной дисциплины “Культурология” в 2012/2013 учебном году 85 часов в III-ем семестре, в том числе 57 часов аудиторных занятий: лекции – 38 часов, семинары – 19 часов.

28 часов отводится для самостоятельной работы студентов.

Аттестация знаний студентов проводится в форме зачета.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование и развитие у студентов общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебной дисциплины “Культурология ” являются:

o умение мотивированно организовывать познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результат1) и самостоятельно выбирать критерии для сравнительного анализа, сопоставления и оценки культурных явлений различных эпох;

o приобщение к творческой, учебно-исследовательской, информационно-коммуникативной деятельности, в русле которых формируются навыки выдвигать гипотезы и овладевать элементарными приемами исследования, получать нужную информацию по различным источникам (текст, таблица, аудиовизуальный ря5), использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для систематизации информации и создания базы данных;

o участие в публичных выступлениях, аргументированно обосновывая доказательства (в том числе от противного) и соблюдая этику поведения в диспуте; понимание ценности образования для развития личностной культуры, критической самооценки, готовности учитывать интересы и мнения других людей; умение давать личностную оценку явлениям современной жизни, четко определяя свою гражданскую позицию.

Курс культурологии ориентирован на подтверждение осознанного выбора студентами дальнейшего образования и выбора профессиональной деятельности юриста.

Ожидаемые результаты обучения по данной программе в наиболее общем виде могут быть сформулированы как:

o способность студентов ориентироваться в современных научных понятиях и информации культурологического содержания;

o владение некоторыми элементами исследовательского метода;

o умение использовать культурологические знания в повседневной жизни и ситуациях общественной дискуссии.

В результате изучения культурологии в наиболее обобщенном виде студент должен

Знать/понимать

o особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры;

o шедевры мировой художественной культуры;

o основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;

o роль знака, символа, мифа в художественной культуре;

Уметь

o сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;

o понимать основные культурологические и искусствоведческие термины и пользоваться ими;

o осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области культуры и искусства;

o уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам культуры;

o уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии)

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:

o определения путей своего культурного развития; профессионального самоопределения;

o ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе;

o организации личного и коллективного досуга;

o самостоятельного художественного творчества.

Наши рекомендации