Раздел 3: русское искусство периода романтизма и натурализма

Тема 7. Искусство русского романтизма (первая половинаXIX века)

Общественно-политическая атмосфера рубежа XVIII-XIX веков: французская революция (1789-93) и «наполеоновская эпопея». Отечественная война 1812 года, ее влияние на подъем национального самосознания и формирование «романтического духа». Сложение оппозиции академического и романтического искусства в русской культуре. — Романтическая портретная живопись: O.А. Кипренский (1782-1836). «Портрет Е.В. Давыдова» (1809) как «программное» изображение героя-патриота; другие работы: «Портрет Е.С. Авдулиной» (1822), «Портрет А.С. Пушкина» (1827). — Историческая живопись: искусство К.П. Брюллова (1799-1852); картина-манифест «Последний день Помпеи» (1830-33). Портретное творчество Брюллова: «Портрет брата А.П. Брюллова» (1823), «Портрет великой княгини Елены Павловны» (1830), «Портрет Ю.П. Самойловой» (1839-40), «Портрет Н.В. Кукольника» (1836), «Автопортрет» (1848). — Ф.А. Бруни (1801-1875) — главный представитель «академизированного романтизма»; его произведения: «Смерть Камиллы, сестры Горация» (1824), «Медный змий» (1828-41). — А.А. Иванов (1806-1858), преломление философской и религиозной проблематики в картинах: «Явление Христа Марии Магдалине» (1835), «Явление мессии (Явление Христа народу)» (1838-58). Новаторские живописные искания Иванова, воплотившиеся в этюдах и в «Библейских эскизах» (1840-50-е гг.). — Противоречивый характер и «недовыраженность» русского романтизма; достижения в исследовании человеческой души; русский и европейский романтизм.

Литература

Алленов М.М. Александр Андреевич Иванов. — М.: Изобразительное искусство, 1980;

Ацаркина Э.Н. Карл Павлович Брюллов: жизнь и творчество. — М.: Искусство, 1963;

Ванслов В.В. Эстетика романтизма. — М.: Искусство, 1966;

Верещагина А.Г. Федор Антонович Бруни. — Л.: Художник РСФСР, 1985;

Виноградов И.(сост.) Александр Иванов в письмах, документах, воспоминаниях. — М.: XXI век — Согласие, 2001;

Орест Кипренский: новые материалы и исследования. Сб. статей. Науч. ред. Е.Н. Петрова. — СПб.: Искусство-СПБ, 1993;

Орест Кипренский: переписка, документы, свидетельства современников. Под ред. Я.В. Брука; сост., комм. Я.В. Брука, Е.Н. Петровой. — СПб.: Искусство-СПб., 1994;

Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. Опыт сравнительного исследования. — М.: Советский художник, 1980;

Турчин В. Эпоха романтизма в России: к истории русского искусства первой трети XIX века. Очерки. — М.: Искусство, 1981.

Тема 8. Ранняя натуральная школа («русский бидермейер»; 1810-1850-е гг.)

Понятие «искусства бидермейера»: это — «частный случай» романтизма, противостоящий антикизированному академизму, акцентирующий частную жизнь индивида, но с упором на ценности упорядоченного быта, уют семейного очага. С романтизмом его связывает поиск «национальных корней»; отсутствуют: «катастрофизм», экзальтация, пафос. — П.А. Федотов (1815-1853); эволюция творчества от «бидермейеровских» акварелей до образов социальной сатиры: «Свежий кавалер» (1846), «Сватовство майора» (1848); романтический «ужас повседневного бытия» в поздних работах «Офицер и денщик» (1851), «Игроки» (1851-52). — А.Г. Венецианов (1780-1847). Сцены из крестьянской жизни как альтернатива академическому искусству и «национальный идеал»: «Гумно» (1822), «Спящий пастушок» (1823), «Захарка» (1825), «Жнецы» (кон. 1820-х гг.). Школа Венецианова: крепостной художник Г.В. Сорока (1823-1864), поэтическое чувство природы в его пейзажах («Озеро Молдино» 1840-е гг.). — «Венециановско-федотовское направление», «младшие» художники бидермейера: К.А. Зеленцов (1790-1845), А.В. Тыранов (1808-1859), Ф.М. Славянский (1819-1876), А.Г. Денисов (1811-1834) и др.

«Бидермейеровская» портретная живопись: В.А. Тропинин (1776-1857). Черты лиризма, интимности в «Портрете сына» (1818), бытовая приземленность в «Портрете А.С. Пушкина» (1827). Портреты-типы: «Кружевница» (1823), «Казначейша» (1841). Другие портретисты этого направления: С.К. Зарянко (1818-1870);Н.Л. Тютрюмов (1821-1877). — Аналогии «бидермейеровскому подходу» в живописи стран Европы.

Литература

Алексей Гаврилович Венецианов: статьи, письма; современники о художнике. Сост. Л.В. Корнилова. — Л.: Искусство, 1980;

Кирсанова Р. Павел Андреевич Федотов: комментарий к живописному тексту. — М.: Гос. институт искусствознания — НЛО, 2008;

Коваленская Н.Н. Русский жанр накануне передвижничества; в кн.: Из истории классического искусства. — М.: Советский художник, 1988;

Леонтьева Г.К. Алексей Гаврилович Венецианов. — Л.: Художник РСФСР, 1980;

Петинова Е.Ф. Василий Андреевич Тропинин. — Л.: Художник РСФСР, 1987;

Сарабьянов Д.В. П.А. Федотов и русская художественная культура 40-х годов XIX века. — М.: Искусство, 1973;

Григорий Сорока 1823-1864: каталог выставки. Сост. К.В. Михайлова. — Л.: ГРМ, 1975.

Тема 9. Русская натуральная школа (1850-1870-е гг)

Господство естественнонаучных представлений в русской эстетической мысли середины XIX века; влияние позитивистской философии, трудов П.-Ж. Прудона (книга «Искусство, его основания и общественное значение», рус. пер. 1865). Н.Г. Чернышевский (1828-1889) об общественной миссии искусства. Представление о «натуральной школе». — «Бунт 14-ти» (1863); С- Петербургская художественная артель; организация Товарищества передвижных художественных выставок (1870), его Устав и программа. — В.Г. Перов (1834-1882); антиклерикальные и социально-критические мотивы в картинах «Чаепитие в Мытищах» (1862), «Проводы покойника» (1865), «Последний кабак у заставы» (1868). «Портрет Ф.М. Достоевского» (1870) — психологическое раскрытие характера, конгениальное мышлению писателя. «Охотники на привале» (1872) — переход к концепции картины как «куска жизни». — И.Н. Крамской (1837-1887), идейный вождь «натуральной школы». Влияние ранней фотографии на искусство Крамского; лучшие работы: «Портрет Л.Н. Толстого» (1873), «Портрет А.С. Суворина» (1881), «Неизвестная» (1883); портреты крестьян: «Полесовщик» (1874), «Мина Моисеев» (1883). Религиозное полотно «Христос в пустыне» (1872) — духовный автопортрет поколения русской интеллигенции. «Малые передвижники»: К.А. Савицкий (1844-1905), Н.А. Ярошенко (1846-1898).

«Натуральная» историческая живопись; «стиль трубадур» в академической школе — В.Г. Шварц (1838-1869); К.Д. Флавицкий (1830-1866): «Княжна Тараканова» (1863-64). Эволюция от романтизма к натурализму у Н.Н. Ге (1831-1849): от «Саула у Аэндорской волшебницы» (1859) и «Петра I, допрашивающего царевича Алексея» (1872) — к поздним «Распятиям» (1892-94), призванным «потрясти страданием Христа». — Русский и европейский натурализм.

Литература

Николай Николаевич Ге. Письма, статьи, критика, воспоминания современников. Сост. Н.Ю. Зограф. — М.: Искусство, 1978;

Гольдштейн С. И.Н. Крамской: жизнь и творчество. — М.: Искусство, 1965;

Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. — В 2-х тт. — М.: Искусство, 1965;

Леняшин В.А. Василий Григорьевич Перов. — Л.: Художник РСФСР, 1987;

Рогинская Ф.С. Товарищество Передвижных художественных выставок. Исторические очерки. — М.: Искусство, 1989;

Сарабьянов Д.В. История русского искусства второй половины XIX века [Учебное пособие]. — М.: изд-во МГУ, 1989;

Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России середины XIX века. — М.: Искусство, 1991;

Типология русского искусства второй половины XIX века. Сб. статей п/ ред. Г.Ю. Стернина. — М.: Искусство, 1979.

Тема 10.«Национальная школа» в русской живописи:

(второй этап натурализма: 1870-1890-е гг.)

Второй этап развития «позитивного» мышления: преобладание социологических взглядов и материалистическая трактовка общественно-исторического процесса; влияние трудов Г. Спенсера (1820-1903). — И.Е. Репин (1844-1930), его творческая эволюция. «Бурлаки на Волге» (1871-73), «Крестный ход в Курской губернии» (1881-83) — галереи социальных типов; отклик на современные политические конфликты: «Арест пропагандиста» (1880-89), «Не ждали» (1883-89). Портретное творчество: «Портрет В.В. Стасова» (1883), «Портрет М.П. Мусоргского» (1883), «Портрет Л.Н. Толстого (в кресле)» (1887). Исторические полотна: «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885), «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878-92): позднеромантические мотивы и социология истории. «Торжественное заседание Государственного Совета» (1901-03), этюды: «маэстрия» живописной манеры. Репин и импрессионизм. — В.Д. Поленов (1844-1927); образы русской природы в ранних работах: «Московский дворик» (1878), «Бабушкин сад» (1878). «Христос и грешница» (1888): историзм образов; палестинские этюды и другие работы цикла «Жизнь Христа». — В.И. Суриков (1848-1916): национальная история как «народное дело». «Утро стрелецкой казни» (1881), «Меньшиков в Березове» (1883) — «хоровое начало» и психологизм. «Боярыня Морозова» (1887), «Покорение Сибири Ермаком» (1895), «Переход Суворова через Альпы» (1899) — проблема русской национальной идентичности. — Галерея национальных героев в скульптуре М.М. Антокольского (1843-1902): «Иван Грозный» (1871), «Петр I» (1872), «Ермак» (1891) — В.В. Верещагин (1842-1904); «ориенталистские» картины «Двери Тамерлана» (1872-73), «Представляют трофеи» (1871-72), «Торжествуют» (1872) — цивилизаторская роль России. «Балканский цикл»: «Перед атакой» (1881), «Скобелев под Шипкой» (1890) — переход исторического жанра в «политический». — К.Е. Маковский (1839-1915): эволюция от «бидермейеровского» бытового жанра («Дети, бегущие от грозы» 1872) к «национальной экзотике»: «Боярский свадебный пир в XVII веке» (1883), «Поцелуйный обряд» (1895). — Поздний «космополитический» академизм: Г.И. Семирадский (1843-1902): «Фрина на празднике Посейдона» (1889); В.С. Смирнов (1858-1890): «Смерть Нерона» (1888). — Место русского искусства в ряду национальных «возрождений» и «романтизмов» в европейских странах второй половины XIX века.

Литература

Грабарь И.Э. Репин. Монография в 2-х тт. — М.: Искусство, 1963-1964;

Кеменов В.С. Историческая живопись Сурикова. — М.: Искусство, 1963;

Лебедев А.К., Солодовников А.В. Василий Васильевич Верещагин. — Л: Художник РСФСР, 1987;

Лясковская О. Илья Ефимович Репин. — М.: Искусство, 1962;

Маковский С. Портреты современников. Художественная критика. — М.: Аграф, 2000;

Минченков Я.Д. Воспоминания о передвижниках. Изд. 6-е. — Л.: Художник РСФСР, 1980;

Нестерова Е.В. Константин Егорович Маковский. — СПб.: Художник России, 2003;

Пленники красоты. Русское академическое и салонное искусство 1830-1910-х гг. — М.: изд. Гос. Третьяковской галереи, 2004;

Василий Дмитриевич Поленов. Елена Дмитриевна Поленова. Хроника семьи художников [Письма, дневники, воспоминания]. Сост. Е.В. Сахарова. — М.: Искусство, 1964;

Репин И.Е. Далекое близкое. Изд. 9-е — Л.: Художник РСФСР, 1986;

Рогинская Ф.С. Товарищество Передвижных художественных выставок. Исторические очерки. — М.: Искусство, 1989;

Стасов В.В. Избранные сочинения, в 3-х тт. — М.: Искусство, 1952.

Тема 11. Русский пейзажXVIII-XIX веков как стилеобразующий жанр

Пейзаж как наиболее «искусственный» жанр: транскрипция впечатлений согласно стилевым конвенциям эпохи. Типы пейзажа на рубеже XVIII-XIX вв.: «идеальный», «ведута» и «питторескный» (фиксация световых эффектов; связь с эстетикой «возвышенного» как превосходящего масштаб и силы человека). Русские пейзажисты XVIII века: Ф.М. Матвеев (1758-1826) и его «идеальные виды»; Ф.Я. Алексеев (1753-1824) — виды Петербурга (ранняя ведута). Построение пространства по системе трех планов: коричневого, зеленого и голубого. — Романтический пейзаж: И.К. Айвазовский (1817-1900) — связь с эстетикой «питтореска»; «Сотворение мира» (1840-43), «Девятый вал» (1850), «Черное море» (1881), «Прибой» (1897) — декоративность и эффекты света. Романтизированный национальный пейзаж у Ю.Ю. Клевера (1850-1924): «Красная Шапочка» (1874), «Лесные дебри» (1895). — Эволюция А.К. Саврасова (1830-1897) от романтизма к «национальной идее»: «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду» (1851), «Грачи прилетели» (1871), «Проселочная дорога после дождя» (1878). — Пейзажи И.И. Шишкина (1832-1898): скрупулезность деталей и богатырский размах; «Рожь» (1878), «Среди долины ровные» (1883), «Утро в сосновом бору» (1889), «Корабельная роща» (1898). — Эксперимент в творчестве Ф.А. Васильева (1850-1873): введение центрально-фокусного изображения в картине «Вид на Волге. Барки» (1870); «Мокрый луг» (1872), «Болото в лесу. Осень» (1873). — А.И. Куинджи (1842?-1910); пейзаж как «обман глаза»: «Лунная ночь на Днепре» (1880), «Радуга» (1905). — И.И. Левитан (1861-1900): эволюция от «сюжетного» пейзажа («Владимирка» 1892) к «пейзажу настроения» («Сумерки. Стога» 1899; «Озеро. Русь» 1900). Левитан и импрессионизм. — Вывод: освобождаясь от назидательно-дидак­тических задач, пейзаж становится полем стилистических исканий. Соотношение развития русского пейзажа с главными вехами европейской живописи, вплоть до импрессионизма.

Литература

Кларк К. Пейзаж в искусстве. Пер. с англ. — СПб.: Азбука-классика, 2004;

Архип Куинджи из собрания Русского музея [Авт. статьи и летописи жизни и творчества художника И.Н. Шувалова]. — СПб.: Palace Editions, 2007;

Лясковская О.А. Пленер в русской живописи XIX века. — М.: Искусство, 1966;

Мальцева Ф.С. Федор Александрович Васильев. — М.: Искусство, 1984;

Мальцева Ф.С. Алексей Кондратьевич Саврасов. — Л: Художник РСФСР, 1984;

Петров Вс. Исаак Ильич Левитан. — СПб.: Художник России, 1992;

Пимоненко В.Н. Пейзажная живопись. — СПб: Художник России, 1994;

Турчин В. Судьба пейзажа моралистического, дидактического и символического в эпоху пленера //[Журнал] Искусствознание. — 1999, № 2;

Шувалова И.Н. Иван Иванович Шишкин. — Л: Художник РСФСР, 1990;

Федоров-Давыдов А.А. Русский пейзаж XVIII-XX веков: исследования, очерки. — М.: Искусство, 1986.

Тема 12. Русский модерн: стилистические поиски ведущих мастеров 1880-1890-х гг.

Колебание устоев позитивизма в последние десятилетия XIX века; живопись выражает стремление переделать мир по законам красоты (эстетическая утопия). Сюжет и рассказ уступают место стилю — заведомо искаженному, но гармоничному, целостному видению. — В.М. Васнецов (1848-1926): от «передвижнических» социальных мотивов («С квартиры на квартиру» 1876) к образам национального фольклора («Аленушка» 1881, «Витязь на распутье» 1882, «Три богатыря» 1898). Натуралистическая трактовка сверхъестественных элементов («Иван-царевич на Сером Волке» 1889) и черты стиля модерн в поздних картинах («Сирин и Алконост, песнь радости и печали» 1896). Религиозные росписи в Свято-Владимирском соборе в Киеве (1885-95). — М.А. Врубель (1856-1910): сложение типа декоративного панно («Богатырь» 1898, «Пан» 1899). Тема «демона»: кризис позитивистского «психологизма» и поиски «сверхчеловека» («Демон поверженный» 1902). «Мозаичная» техника живописи Врубеля. — В.А. Серов (1865-1911): пленерные поиски («Девочка с персиками» 1887), парадные портреты («юсуповская серия» в ГРМ, 1902-03). Прихотливая «модерновая линия» в поздних работах («Портрет И.Л. Рубинштейн» 1910). — Борьба импрессионистских и «модерных» тенденций в живописи К.А. Коровина (1861-1939). — Русские мастера и европейский стиль Art Nouveau.

Литература

Виктор Михайлович Васнецов: письма, дневники, воспоминания, суждения современников. Сост. Н.А. Ярославцевой. — М: Искусство, 1987;

Врубель: Переписка. Воспоминания о художнике. Изд. 2-е. Сост. Э.П. Гомберг-Вержбинская и др. — Л.: Искусство, 1976;

Грабарь И.Э. Валентин Александрович Серов: жизнь и творчество. — М.: Искусство, 1965;

Константин Коровин вспоминает... Сост. И.С. Зильберштейн и В.А. Самков. — М.: Изобразительное искусство, 1990;

Короткина Л.В. Васнецов: письма, новые материалы. П/ ред. В.А. Леняшина. — СПб: АРС, 2004;

Леняшин В.А. Портретная живопись В.А. Серова 1900-х годов. — Л.: Художник РСФСР, 1986;

Сарабьянов Д.В. Стиль модерн: истоки, история, проблемы. — М.: Искусство, 1989;

Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX – начала XX века. — М.: изд-во МГУ, 1993;

Валентин Серов в переписке, документах и интервью. В 2-х тт. — Л.: Художник РСФСР, 1985;

Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX-XX веков. — М.: Искусство, 1970;

Суздалев П.К. Врубель. — М.: Советский художник, 1991;

Тарабукин Н.М. Михаил Александрович Врубель. — М.: Искусство, 1974.

Наши рекомендации