Раздел 7. русское искусство 18 века.

7. 1. Искусство первой трети 18 века. Реформы Петра Первого в области изобразительного искусства.

Дать представление о крутом переломе, европеизации русского искусства, решительном сдвиге от средневековья к новому времени в результате реформ Петра I; о портретной живописи петровских пенсионеров и зодчестве Петербурга как ярком проявлении нового в искусстве. Раскрыть суть реформ Петра I в области художественного образования: приглашенный в Россию деятель искусства обучал русских учеников; основной метод обучения - работа «с образца», образцами, которыми были произведения античности и нового времени; совершенствование мастерства русских учеников в зарубежной поездке; формирование идеи создания Академии художеств.

Рассказать о появлении проектирования в архитектуре и его значимости для распространения творческих идей (гравюры Зубова); о формировании нового идеала города – регулярно и рационально спланированном едином архитектурном ансамбле; об отказе от радиально- кольцевой схемы в пользу прямоугольной сети улиц, главных проспектов, сходящихся в одной точке, образуя «трезубец»; о появлении нового типа зданий; о барокко как ведущем стиле искусства. Познакомить с деятельностью в России французского архитектора и инженера Жана-Батиста Леблона, который разработал проект планировки Петербурга. Рассмотреть черты барокко в произведениях Доменико Трезини (соборе Петропавловской крепости, здании Двенадцати коллегий, Гостином дворе. Познакомить с художественным языком Франческо-Бартоломео Расстрелли.

Самостоятельная работа: сделать в тетради запись о реформах Петра

I, перечислить основные черты русского искусства первой половины XVIII

века, название произведений и имена авторов.

7.2. Петровские пенсионеры.

Рассказать о творческом пути художников Никитина И.Н., и Матвеева А. Раскрыть какое влияние оказала пенсионерская поездка на последующее творчество. На примере творчества художников показать развитие реалистического портрета в русской живописи и скульптуре XVIII века. Образ Петра I Никитина. Портретное творчество пенсионеров, развивающих в своем творчестве типичность портрета, перерастающая в социальную характеристику.

Самостоятельная работа: провести анализ одного из портретов.

7.3. Искусство середины 18 века. Стиль Рококо.

Творчество Вишнякова Г.Я.

Дать понятие стиля Рококо, каким образом он нашел свое воплощение в русском искусстве. Познакомить с творчеством художника Вишнякова. Показать как обстановка в искусстве середины 18 века оказала влияние на развитие портретного жанра. В портретах соединены резко контрастные черты: в нем ощущается еще живая русская средневековая традиция –и блеск формы парадного европейского искусства XVIII в.

Самостоятельная работа: проанализировать "Портрет Сарры Фермор".

7.4. Творчество Аргунова И.П.

Рассказать о биографии талантливого крепостного художника, воплотившего в своих портретах поэтичные образы людей из народа. Раскрыть как в 80-е годы под влиянием нового направления – классицизма – манера Аргунова меняется: формы становятся скульптурное, контуры четче, цвет локальнее. В изображении «Неизвестной крестьянки в русском костюме» с его пластичностью форм, простотой, ясностью композиции. Как «Калмычка Аннушка» предвосхищает детские портреты русских художников второй половины 19 века.

Самостоятельная работа: зарисовать русский национальный костюм "Портрет неизвестной в русском костюме"

7.5. Творчество Антропова А.П.

Познакомить с творческой биографией художника. Показать как при всех реалистических находках Антропова в его письме много от традиций живописи предыдущего столетия, что все эти черты в той или иной степени всегда свойственны художникам после петровской поры, не получившим академической выучки, вместе с тем это-то в большой степени и составляет своеобразие живописи середины века, определяет ее специфику. Антропов, как и Вишняков, имел большое влияние на живопись последующего периода. который старался изображать свои модели предельно правдиво в соответствии с жизнью.

Самостоятельная работ: провести анализ портрета Петра Третьего.

7.6.Искусство конца 18 века.

Творчество Рокотова Ф.С

Рассказать о творческом кредо художника. о том, что Рокотов создал портрет-тип, соответствующий гуманистическим представлениям передовой дворянской интеллигенции о чести, достоинстве, «душевном изяществе». Этот просветительский идеал Рокотов создавал именно в Москве, в среде глубоко и широко мыслящих просвещенных людей его окружения, вдали от официального духа столицы, жизнью в которой он тяготился. Одухотворенность образов, изысканность мастерства и вместе с тем очень простая композиция, скромные размеры характерны для портретов Рокотова. Загадочность женских образов и глубокий психологизм мужских.

Самостоятельная работа: выявить в творчестве художника черты различий между женским и мужским портретами.

7.7.Творчество Левицкого Д.Г.

Одним из величайших художников XVIII столетия, сумевшим наиболее полно выявить основные особенности и принципы, сам дух живописи своего века, был Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735–1822). Левицкий –создатель и парадного портрета (недаром говорили, что он запечатлел в красках весь «екатеринин век», переписал всех екатерининских вельмож), и великий мастер камерного портрета. В каждом из них он является художником, необычайно тонко чувствующим национальные черты своих моделей, независимо от того, пишет он царедворца или юную «смолянку» . Самостоятельная работа: найти разницу в трактовке образов между парадными портретами и интимными портретами.

7.8.Сентиментализм.Творчество Боровиковского В.Л.

Дать понятие направления "Сентиментализм", его влияние на русское искусство второй половины 18 века, каким образом воплотился в творчестве художника.

Самостоятельная работа: выполнить художественный анализ мужского портрета кисти художника.

7.9. Классицизм в русской живописи.

Обратиться к истокам возникновения классицизма; рассмотреть особенности данного направления во всех видах искусства; раскрыть законы, правила, принципы классицизма как направления (от латинского «classicus», т.е. «образцовый») предполагающего устойчивую ориентацию нового искусства на античный лад. Классицизм осуществляет преемственность и с эстетическими концепциями эпохи Возрождения, которые ориентировались на античность. Классицизм имел в России несколько духовных и эстетических истоков: сильное французское влияние в моде, образовании, в быту. Знакомство нового поколения с системой взглядов французских энциклопедистов и предреволюционных философов Франции. Становление классического образования в России, которое включало знакомство с культурной античной традицией и античными авторами, знание латыни. Появление в России копий и подлинников античного искусства из Европы.

Зачет. Проверка выполнения домашних заданий. Ответы на вопросы по теме "Русское искусство 18 века" и "Западноевропейское искусство 5-17 веков", работа со зрительным рядом.

4 год обучения первое полугодие

Наши рекомендации