Раздел I. Русское искусство начала 18 в.

Тема 1. Общая характеристика русского искусства 18 в. Периодизация, историография.

Влияние исторических факторов на развитие русской художественной культуры. «Европеизация» России и процесс секуляризации искусства. Переход от Средневековья к Новому времени. Расцвет русской культуры в 18 в. Русское просветительство. Источники развития отечественного искусства 18 в. Наследие средневековой культуры. Переработка достижений западноевропейской культуры. Приобщение к общеевропейскому классическому наследию. Роль различных видов искусства. Вопросы синтеза искусств. Воплощение высоких идеалов в изобразительных искусствах. Художественное образование. Образование Академии художеств. Место русской архитектуры, живописи и скульптуры 18 в. в мировой художественной культуре.

Вопросы периодизации и стилистической эволюции искусства 18 в. От «нарышкинского барокко» до романтических тенденций. Периодизация по царствованиям. Противоречивость искусства петровского времени. Синхронизация русского искусства с западноевропейским при Екатерине II. Разница в стилевом и стадиальном развитии Москвы, Петербурга и провинции. Региональные архитектурные и живописные школы. Вопрос «запаздывания» провинции.

Тенденции историографии. Литературные и архивные источники. Концепции «славянофилов» и «западников» в 19 в. Изучение русской культуры 18 в. П.Н. Петровым, Н.П. Кондаковым, Н.П. Собко, Д.А. Ровинским, членами объединения «Мир искусства». Первые выставки портрета 18 в. Советское и постсоветское искусствознание об искусстве 18 в. Современные тенденции в изучении русской культуры 18 в.

Тема 2. Архитектура Москвы начала 18 в.

Специфика архитектуры конца 1790-х - первых лет 18 столетия. «Нарышкинское барокко» и «петровское барокко». Переходный период к зодчеству Нового времени. Церковное зодчество. Разнообразие конструктивных типов: «восьмерик на четверике» (Воскресения Словущего в Васильевском, 1704-06), традиционные бесстолпные храмы (Никола Большой крест, 1694-97, не сохранился), «украинские» трехчастные (Троицы в Троице-Лыково, 1698-1704), «украинские» крестообразные (Казанской Богоматери в Узком, 1698-1704), крестообразные (Рождества Богородицы в Марфино, 1701-07), четырехлепестковые (надвратная церковь Тихвинской Богоматери в Донском монастыре, 1713-14), многолепестковые (иконы Знамения Божией Матери в Перово, 1699-1705), восьмерик от земли (Николая в Полтево, 1706-07), ротондальные (Николая в Троекурово, 1699-1706; Рождества Богородицы в Подмоклово). «Голицынское» (церковь в Дубровицах, 1690-97) и «строгановское барокко» (церковь Рождества Богородицы в Нижнем Новгороде, 1697-1703). Древнерусская традиция и роль увража как источника для архитектуры этого периода.

«Протестантское» влияние в «петровском барокко». Тип церквей с малым восьмериком на четверике: Петра и Павла с на Новой Басманной улице (1705-13), Николая в Воронеже (1712-20). Переработка типа «восьмерик на четверике»: церкви Успения в Таболово (1705-16), Троицы в Свиблово (1708), Иоанна Воина на Якиманке (1709-13). Характерные мотивы: «полукружие» в завершении фасада, волюты, элементы ордера. Меншикова башня (церковь Архангела Гавриила, 1701-1707) – уникальность ее объемно-планировочного решения. Творчество И.П. Зарудного. Церковь-колокольня Исаакия Далматского в Степановском (1702-32).

Многообразие архитектуры провинции: традиционные столпные храмы (Успенский собор в Астрахани, 1698-1710), бесстолпные с венчанием по сторонам света (Троицкий собор в Верхотурье, 1703-09), «восьмерик на четверике» (Петра и Павла в Казани, 1723-26).

Новые черты в гражданской архитектуре (ордер, регулярность, симметрия, анфилада). Сухарева башня (1692-1701). Лефортовский (Петровский) дворец (1697-1699, Д.В.Аксамитов). Трехчастная композиция и традиции клетского зодчества. Главные ворота и боковые корпуса, пристроенные М. Фонтана (1707) – один из первых примеров строгого использования ордерных правил в Москве. Дом М.П. Гагарина на Тверской (1707-08, не сохранился). Усадьба адмирала Ф.А. Головина на Яузе - первый регулярный ансамбль в Москве. Арсенал в Кремле (1702-1736, Д. Иванов, Х. Конрад, М. Чоглоков) и реконструкция его первоначального облика. Триумфальные ворота по поводу петровских викторий. Вопросы синтеза архитектуры, живописи, музыки и драматургии в устройстве шествий, празднеств и фейерверков. Роль Москвы в укоренении новых архитектурных принципов.

Наши рекомендации