Раздел 9. РУССКОЕ ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА

9.1.Критический реализм. Творчество Перова В.Г.

Дать представление о состояние искусства после реформ 60-х годов и поражения России в Крымской войне; о формировании представлений об

эффективности прямой критики действительности с целью устранения ее пороков; о формирования понятия об искусстве как «учебнике жизни»; о поисках положительных начал и ценностей жизни в творчестве художников передвижников. Метод критического реализма лег в основу всех произведений художественной культуры России середины и второй половины XIX века. Принцип правдоподобия – основополагающий. Творчество Василия Перова. «Проповедь в селе», «Сельский крестный ход на Пасхе» (1861), «Чаепитие в Мытищах», «Последний кабак у заставы». Центральная тема искусства 60-х - тема обесценивания всех ценностей жизни, где все: от религии до семейных уз – стало предметом корысти.

Самостоятельная работа: провести сравнительный анализ картин "Крестный ход на Пасху" и "Последний кабак у заставы"

9.2. Передвижники.

Познакомить с изменением направленности искусства в 70-е годы. Рассказать о деятельности художника Крамского и критика Стасова, мецената П.М.Третьякова. Учреждение молодыми художниками выставочной организации «Товарищество передвижных художественных

выставок» (1871). Рассказать о «бунте 14» в Академии художеств и появлении идеи свободного от официальной опеки искусства. Передвижники решились выйти на свободный рынок и способствовали расширению эстетических представлений русского общества в целом. Познакомить со своеобразием жанров в творчестве передвижников.

Самостоятельная работа: найти и перечислить жанровые картины в творчестве передвижников.

9.3.Пейзаж в творчестве передвижников.

Сформировать представление об эстетике нового реалистического пейзажа второй половины XIX века, которая возникает на пути критического переосмысления традиций академического и романтического пейзажа; о переходе от изображения исключительных видов и явлений к поэзии, рожденной из прозы, из опыта повседневного общения с природой.). Петербургская и московская школы. Живописный метод А. Саврасова. Блестящая техника лиричных пейзажей В. Поленова и Ф. Васильева. Роль Шишкина в развитии реалистического эпического пейзажа. Эффекты света и цвета в картинах А. Куинджи. Совершенство пейзажей И. Левитана. Просмотр фильма из цикла "Третьяковская галерея". Самостоятельная работа: перечислить в тетради основные произведения художников-пейзажистов; сделать описание понравившегося пейзажа.

9.4.Евангельская тема в творчестве передвижников.

Рассказать, какое важное место в творчестве многих передвижников занимали евангельские сюжеты, переживаемые с исповедальной откровенностью и глубиной. Крамской («Христос в пустыне», 1872), Ге («Что есть истина?», 1890) и др. художники стремились не создать иллюстрации к Священному Писанию, а подойти к разрешению актуальных нравственных и философских вопросов. Евангельские сюжеты соответствовали повествовательным тенденциям русского искусства 1860—1880-х гг., его известной литературности. Одновременно обращение к религиозной тематике и связанным с ней глубинным нравственным и бытийным проблемам способствовало преодолению некоторых ограниченных сторон творчества передвижников и их современников, порой — излишнего натурализма и морализаторства, заставляя останавливаться на многозначной недосказанности.

Самостоятельная работа: сделать презентацию по теме урока.

9.5.Творчество Репина И.Е.

Дать представления о том, что высшие достижения реализма второй половины XIX века в живописи связаны с творчеством Репина; познакомить с жизнью и творчеством, выявить особенности творческого почерка и тематики произведений; сделать анализ самых значительных произведений; познакомить с графикой художника. «Бурлаки на Волге», «Протодьякон», «Крестный ход в Курской губернии», «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди», «Не ждали», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», графические и живописные портреты: «Портрет М. П. Мусоргского», «Портрет Л. Н. Толстого». Сделать вывод о том, что подлинным источником творчества художника была современная ему действительность. Самостоятельная работа: перечислить в тетради основные произведения художника; раскрыть содержание одного из наиболее понравившихся произведений.

9.6. Русская история в творчестве Сурикова В.И. и Васнецова В.М.

Дать представления о развитии исторического жанра в творчестве передвижников: от реальной истории к истории легендарной, фольклорной,

окрашенной патриотическим энтузиазмом; о том, что высшие достижения

реализма второй половины XIX века в историческом жанре связаны с деятельностью Василия Сурикова; познакомить с былинным характером

картин Виктора Васнецова. Рассказать о происхождении художника из среды казаков, которые осваивали сибирские просторы, о детских впечатлениях,

которые сформировали мировоззрение художника и послужили основой его

творчества. Рассмотреть главные картины В. Сурикова: «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меньшиков в Березове», «Покорение Сибири

Ермаком», «Степан Разин». Сделать переход от композиции Сурикова «Степан Разин», основанной на фольклорных традициях, к рассмотрению

творчества Виктора Васнецова. Анализ картин «После побоища Игоря

Святославича с половцами», «Богатыри», «Аленушка». Рассказать о том, что

появившаяся в картинах художника способность наделять пейзаж и детали

эмоциями пригодилась ему при создании декорации к «Снегурочке». С тех

пор к декорации стали предъявлять те же требования, что и к живописной

картине.

Самостоятельная работа: сделать зарисовки народных и исторических костюмов 17-18 веков.

4 год обучения второе полугодие

Наши рекомендации