Материально-техническое обеспечение
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ООП ООО
Планируемые результаты | 4 класс | |||
междисциплинарные программы | ||||
«Формирование универсальных учебных действий» | Личностные: ученик научится • Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «Родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д. • Уважать свой народ и другие народы, терпимости к обычаям и традициям других народов. • Освоению личностного смысла учения; выбору дальнейшего образовательного маршрута. • Оценке жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России. Ученик получит возможность для формирования: • устойчивого учебно- познавательного интереса к новым общим способам решения задач; • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. | |||
Метапредметные Коммуникативные: ученик научится • Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. • Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. • Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. • Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). • Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. • Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. • Понимать точку зрения другого • Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений. Ученик получит возможность научиться: • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников; • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Познавательные: ученик научится • Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. • Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; • отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски. • Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). • Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. • Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. • Составлять сложный план текста. • Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. Ученик получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач Регулятивные: ученик научится • Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать. • Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы. • Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. Ученик получит возможность научиться: • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. | ||||
Формирование ИКТ-компетентности | Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером. Ученик научится: • использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; • выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку); • организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере. | |||
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных. Ученик научится: • вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию; • набирать текст на родном языке; • владеть компьютерным письмом на русском языке; • набирать текст на иностранном языке, • использовать экранный перевод отдельных слов; рисовать изображения на графическом планшете; • сканировать рисунки и тексты. Ученик получит возможность научиться: • использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке. | ||||
Обработка и поиск информации Ученик научится: • подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэшкарты); • описывать по определённому алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нём, используя инструменты ИКТ; • собирать числовые данные в естественно научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики,камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей; • редактировать цепочки экранов сообщения и содержание экранов в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео и аудиозаписей, фотоизображений; • пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать основным правилам оформления текста; использовать полуавтоматический орфографический контроль; • использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; • искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; • составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок); • заполнять учебные базы данных. Ученик получит возможность научиться: • грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации. | ||||
Создание, представление и передача сообщений. Ученик научится: • создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их; • создавать сообщения в виде аудио и видеофрагментов или цепочки экранов с использованием иллюстраций, видео изображения, звука, текста; • готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации; • создавать диаграммы, планы территории и пр.; • создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация); • размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательного учреждения; • пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах. Ученик получит возможность научиться: • представлять данные; • создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель». | ||||
Планирование деятельности, управление и организация Ученик научится: • создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно- управляемых средах; • определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения; • планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира. Ученик получит возможность научиться: • проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы; • моделировать объекты и процессы реального мира. | ||||
«Чтение. Работа с текстом» | Поиск информации и понимание прочитанного. Ученик научится: • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; • определять тему и главную мысль текста; • делить тексты на смысловые части, составлять план текста; • вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака; • понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; • характеризовать явление по его описанию; • выделять общий признак группы элементов); • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; • понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста; • использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. Ученик получит возможность научиться: • использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; • работать с несколькими источниками информации; • сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников. | |||
Преобразование и интерпретация информации Ученик научится • пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно; • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую; • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос. Ученик получит возможность научиться: • делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования; • составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. | ||||
Оценка информации Ученик научится: • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; • оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Ученик получит возможность научиться: • сопоставлять различные точки зрения; • соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию. | ||||
Содержание учебного предмета
4-й класс (34 ч)
Занятия 1–2 (2 ч), стр. 4–11 учебника.
Изучение некоторых видов монументально-декоративного искусства.
Рождение монументальной живописи. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 6–7).
Что такое фреска. Особенности этой техники. Выполнение зада- ния на стр. 8 в учебнике. Фрески Джотто, Ф. Грека, А. Рублёва.
Что такое мозаика и витраж. Выполнение заданий на закрепле- ние полученных знаний в учебнике (стр. 10–11).
Занятие 3 (1 ч), стр. 12–13 учебника.
Русская икона. Помимо икон, предложенных в учебнике, можно рассмотреть и другие иконы разного времени и школ. Выполнение задания на стр. 13 в учебнике.
Желательно проводить это занятие с соответствующим музыкаль- ным сопровождением.
Занятие 4 (1 ч), стр. 14–15 учебника.
Монументальная скульптура. Выполнение задания на стр.14 в учебнике. Памятники, посвящённые Великой Отечественной войне.
Выполнение задания на стр.15 в учебнике. На этом уроке или во вне- урочное время рекомендуется проведение экскурсии к ближайшему такому памятнику.
Желательно проводить это занятие с соответствующим музыкальным сопровождением.
Занятие 5 (1 ч), стр. 16–19 учебника.
Новые виды изобразительного искусства: дизайн и фотография. Цели и задачи дизайна. Что должен учитывать дизайнер в своей работе. Выполнение заданий на стр. 16–17 в учебнике.
Виды фотографий. Художественная фотография. Выполнение задания на стр.19 в учебнике.
Занятие 6 (1 ч), стр. 20–21 учебника, стр. 6–7 рабочей тетради.
Изучение осенних пейзажей И. Левитана. Выполнение заданий на стр. 21 в учебнике. Закрепление умения работать акварельными красками: выполнение осеннего пейзажа с натуры или по воображению (стр. 6–7 рабочей тетради).
Желательно проводить это занятие с соответствующим музыкальным сопровождением и чтением стихов об осени.
Занятие 7 (1 ч), стр. 22–23 учебника, стр. 2–3 рабочей тет- ради.
Как передать объём предмета, работая цветными карандашами. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради.
Занятия 8–9 (2 ч), стр. 24–25 учебника, стр. 8–11 рабочей тетради.
Углубление понятий о светотени как о способе передачи объёма и формы предмета на плоскости. Совершенствование техники штри- ховки: выполнение заданий в рабочей тетради. Понятие о рефлексе, падающих тенях и конструкции предмета. Выполнение заданий в учебнике.
Занятия 10–11 (2 ч), стр. 26–27 учебника, стр. 4–5 рабочей тетради.
Составление композиции на заданную тему с использованием опор- ной схемы. Выполнение собственной композиции «Летние зарисов- ки». Оформление панно подходящей рамкой (рабочая тетрадь).
Занятия 12–13 (2 ч), стр. 28–29 учебника, стр. 12–13 рабочей тетради.
Зарисовки животных. От зарисовок к иллюстрации. Выполнение заданий в учебнике. Нарисовать животное (по выбору ученика).
Занятие 14 (1 ч), стр. 30–31 учебника, стр. 36–39 рабочей тетради
Занятие для любознательных (самостоятельное изучение темы). Изучение техник отмывки и гризайли. По желанию учащихся можно выполнить в процессе изучения нового материала задания на закрепление полученных знаний на стр. 30–31 учебника.
Занятия 15–16 (2 ч), стр. 32–33 учебника, стр. 14–17 рабочей тетради.
Изучение основных законов композиции на примере «Натюрморта с тыквой» А. Куприна. Выполнение в процессе изучения нового мате- риала заданий в учебнике и на стр. 14–15 или 16–17 рабочей тетради.
Занятие 17 (2 ч), стр. 34–35 учебника, стр. 28–29 рабочей тетради.
Народные промыслы. Изучение особенностей нижегородской резьбы по дереву. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий в учебнике и рабочей тетради.
Занятия 18–19 (2 ч), стр. 36–37, стр. 26–27 рабочей тетради.
Что такое линейная перспектива. Значение точки схода и поло- жения линии горизонта. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий в учебнике (стр. 37) и в рабочей тетради (стр. 26–27). Было бы очень полезно понаблюдать с учениками пер- спективные сокращения на улице (уходящая вдаль дорога, умень- шающиеся по мере удаления от зрителя предметы и т. п.).
Получение представления о воздушной перспективе.
Занятия 20–21 (2 ч), стр. 38–39 учебника и стр. 30–31 рабочей тетради.
Эти занятия проводятся перед Днём Победы. Изучение картин советских художников, посвящённых Великой Отечественной войне. Выполнение заданий на стр. 39 учебника.
Разработка макета альбома Славы. Выполнение каждым учеником своей странички альбома. Эта страничка может быть посвящена как истории семьи учащихся, так и какому-то эпизоду из истории Отечественной войны.
Коллективная работа. Создание классного альбома Славы.
Занятия 22–25 (4 ч), стр. 40–47 и 78 учебника, стр. 42–47, 75–78 рабочей тетради.
Изучение пропорций человеческой фигуры. Понятие о модуле. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на стр.
40–41 учебника и на стр. 42–43 рабочей тетради.
Коллективная работа. Создание панно «Быстрее, выше, сильнее». Изучение, как с помощью пропорций создаётся образ сказочного героя (стр. 78 учебника и стр. 44–47 рабочей тетради).
Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на стр. 40–41 учебника на стр. 44–47 рабочей тетради.
Коллективная работа. Создание панно «Сказочный мир».
Занятие 26 (1 ч), стр. 42–43 учебника, стр. 32–33 рабочей тетради. Занятие для любознательных (самостоятельное прочтение текста о китайском рисунке кистью). По желанию учащихся можно выполнить в процессе изучения нового материала задания на закрепление полученных знаний на стр. 43 учебника и на стр. 32–33 рабочей тетради.
Занятия 27–30 (3–4 ч), стр. 36–37 и 50–51 учебника, стр. 18–23 рабочей тетради.
Занятие для любознательных (самостоятельное прочтение текста о русском народном театре). Выполнение заданий в рабочей тетради.
Коллективная работа: подготовка и постановка кукольного спек- такля по сказке С. Козлова «Снежный цветок».
Занятия 31–32 (2 ч.), стр. 48–49 учебника.
Изучение истории Эрмитажа и некоторых представленных в этом музее шедеврах живописи разных стран.
На оставшихся уроках или факультативно можно выполнить задания, данные в рабочей тетради.
а) открытки или панно к праздникам (стр. 34–35);
б) дизайнерские проекты:
– настенный календарь на стр. 24–25;
– декоративный фонарь с мотивами русского плетёного орнамен- та на стр. 36–39;
в) шрифтовая композиция на стр. 48–49.
Занятия 33–34 (2 ч.) Проекты.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ:
Основная литература:
1. О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская. Изобразительное искусство. 4 класс.
Дополнительная литература:
1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2х ч. Ч.2 – 3 изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010
2. А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. 2 изд.- М.: Просвещение, 2010
3. Порудоминский, В. С. Счастливые встречи. – М., 1997.
4. Подласый, И. П. Педагогика начальной школы. – М., 2000.
5. Дорожин, Ю. Г. Филимоновские свистульки. – М., 2002.
6. Сокольникова, Н. М. Основы композиции. – М., 1996.
7. Сокольникова, Н. М. Словарь искусства. – М., 1996.
Интернет- ресурсы:
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-
collection.edu.ru
2. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа:
www.festival.1september.ru
3. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа:
www.km.ru/education
4. Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим
доступа:www.uroki/ru
5. Официальный сайт УМК «Школа 2100». Режим доступа: http://www.prosv/ru/umk/school
2100/info.aspx?ob_no=12371
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Наименование объектов и средств МТО | Количество | |
Печатные (сюжетные картинки, репродукции) - Наборы сюжетных картинок по всем разделам -Репродукции картин и художественные фотографии по разделам | Комплект Демонстрационные экземпляры | |
Технические средства обучения - Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок. - Настенная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок - Телевизор - Магнитофон - Компьютер и интерактивное оборудование - Фотокамера - Видеокамера - Видеофильмы, соответствующие содержанию курса - Мультимедийные образовательные ресурсы: тренажеры, компьютерные игры, презентации | Демонстрационные экземпляры | |
Оборудование класса - Ученические столы, стулья - Стол учительский - Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий - Уголки по технике безопасности, уголок класса | Комплект Демонстрационные экземпляры | |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
1–2 | Монументально - декоративное искусство. Рождение монументальной живописи. Что такое фреска. Что такое мозаика и витраж. | |||
Русская икона. З в е н и г о р о д с к а я находка. | ||||
М о н у м е н т а л ь н а я скульптура. | ||||
Новые виды искусств: дизайн и фотография. | ||||
На пути к мастерству. Родная природа. Поэт пейзажа. Изучаем работу мастера (И. Левитан «Печальная, но дивная пора») | ||||
Изучаем работу мастера (Д. Митрохин «Яблоки»). Твоя мастерская: использование разных видов штриховки. | ||||
8–9 | Градации светотени. Рефлекс. Падающая тень. Твоя мастерская: конструкция предмета. | |||
10–11 | Композиция на заданную тему. Оформление творческих работ. | |||
12–13 | Зарисовки животных. Твоя мастерская: от зарисовок к иллюстрации. | |||
Для любознательных: отмывка. Твоя мастерская: гризайль. | ||||
15–16 | Композиция и её основные законы. | |||
Родная история и искусство. Народные промыслы: нижегородская резьба по дереву. | ||||
18–19 | Линейная перспектива. | |||
20–21 | Родная история и искусство. Изучаем работы мастеров (А. Дейнеко «Оборона Севастополя», П. Оссовский «Салют Победы».. Занятие должно быть приурочено к Дню Победы. | |||
22–25 | Фигура человека. Пропорции. | |||
Для любознательных: китайский рисунок кистью. | ||||
27–30 | Для любознательных: родная история и искусство – русский народный театр. | |||
31–32 | Учимся видеть: Эрмитаж. | |||
33-34 | Проекты. |
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне |
1-2 | Монументально - декоративное искусство. Рождение монументальной живописи. Что такое фреска. Что такое мозаика и витраж. | Иметь представление о некоторых видах монументально-декоративного искусства (Н). Рассказывать о происхождении монументальной живописи (Н). Выполнить задания на стр. 6 (Н) и стр. 7 (П) учебника. Знать особенности фресковой живописи (Н). Изучить фрески Джотто, приведённые в учебнике (П). Рассказывать о таких мастерах фрески, работавших в Средние века на Руси, как Феофан Грек и Андрей Рублёв (Н). Иметь представление о таких техниках монументально-декоративного искусства, как мозаика и витраж (Н). Выполнить творческое задание на стр. 10 учебника (П) и ответить на вопрос на стр. 11 учебника (Н). | |
Русская икона. З в е н и г о р о д с к а я находка. | Рассказывать об истории иконы на Руси (Н). Иметь представление о звенигородских иконах, написанных Андреем Рублёвым (Н). Прослушать «Епитимью» в исполнении Ф. Шаляпина и сравнить эмоции от музыкального произведения и от икон. | ||
М о н у м е н т а л ь н а я скульптура. | Иметь представление об особенностях и задачах монументальной скульптуры (Н). Изучить памятники героям Великой Отечественной войны, приведенные в учебнике. Прослушать песню «Вставай, страна огромная» и эмоционально связать памятники с музыкой (П). После урока необходимо провести экскурсию к ближайшему памятнику героям войны и рассказать, чему он посвящён и какое настроение создаёт у зрителя. | ||
Новые виды искусств: дизайн и фотография. | Понимать задачи дизайна и уметь рассказывать о его происхождении и целях работы художников-дизайнеров. Выполнить задания на стр.16–17 учебника (П). Иметь представление о различных видах фотографии (Н). Отличать художественные фотографии от других видов этого искусства (П). | ||
На пути к мастерству. Родная природа. Поэт пейзажа. Изучаем работу мастера (И. Левитан «Печальная, но дивная пора») | Русские художники – осенние пейзажи. Подобрать к ним подходящие стихи (П). Выполнить задания на стр. 20–21 учебника. Написать осенний пейзаж по воображению или с натуры (стр. 6–7 ) рабочей тетради) (П). | ||
Изучаем работу мастера (Д. Митрохин «Яблоки»). Твоя мастерская: использование разных видов штриховки | Изучить на примере рисунка Д. Митрохина «Яблоки», как можно передать объём предмета с помощью цветных карандашей (Н). Уметь использовать различные виды штриховки для более выразительной передачи объёма (П). Выполнить задания на стр. 22 учебника и стр. 2–3 рабочей тетради. | ||
8-9 | Градации светотени. Рефлекс. Падающая тень. Твоя мастерская: конструкция предмета. | Уметь определить, откуда на постановку падает свет (Н) и как в зависимости от этого на предметах распределяется светотень. Выполнить задания на стр. 8–9 (Н) и на стр. 10–11 (П) рабочей тетради. Расширить понятие о светотени: хорошо различать, где на предметах свет, тень, полутень, блик, рефлекс и падающая тень (П). Твёрдо знать, где на предмете самое светлое место, а где – самое тёмное (П). Иметь понятие о конструкции предмета. | |
10-11 | Композиция на заданную тему. Оформление творческих работ. | Уметь составлять и использовать для создания композиции опорную схему (П). Иметь представление о значении рамки для цельности восприятия любой творческой работы (Н). Выполнить с помощью опорной схемы композицию «Летние зарисовки» и оформить работу (П). Эта работа может выполняться в парах (по желанию детей). | |
12-13 | Зарисовки животных. Твоя мастерская: от зарисовок к иллюстрации. | Иметь представление о значении зарисовок с натуры для создания более значительных творческих работ (Н). Выполнить творческое задание на стр. 29 учебника или работу «Твой пушистый друг» на стр. 12–13 рабочей тетради (П). Коллективный проект: оформить свои работы и организовать в классе выставку рисунков и иллюстраций с животными (П). | |
Для любознательных: отмывка. Твоя мастерская: гризайль. | Самостоятельно изучить материалы (П) и выполнить творческие задания на стр. 30–31 учебника (П). | ||
15-16 | Композиция и её основные законы. | Изучить на примере «Натюрморта с тыквой» А. Куприна основные законы композиции (П) и уметь их определять в натюрмортах других авторов (П). Нарисовать с натуры в любом материале простой натюрморт, стараясь следовать основным законам композиции (стр. 14–17 рабочей тетради) (П). | |
Родная история и искусство. Народные промыслы: нижегородская резьба по дереву. | Изучить особенности нижегородской резьбы по дереву (Н) и выполнить в процессе изучения материала задания на стр. 35 учебника. | ||
18-19 | Линейная перспектива. | Получить понятие о линейной перспективе: знать, как влияет на построение перспективы положение линии горизонта (Н). Знать, что такое точка схода (Н). Уметь делать простые построения перспективы (Н). Уметь находить точку схода в произведениях известных художников (П). Иметь представление о воздушной перспективе (Н). Выполнить задания на стр. 37 учебника и на стр. 26–27 рабочей тетради. | |
20-21 | Родная история и искусство. Изучаем работы мастеров (А. Дейнеко «Оборона Севастополя», П. Оссовский «Салют Победы».. Занятие должно быть приурочено к Дню Победы. | Изучить работы советских художников, посвящённые Великой Победе, и ответить на вопросы на стр. 39 учебника (Н). Коллективный проект «Альбом Славы»: разработать макет альбома, определить композицию его страниц. Каждый ученик должен создать свою страничку, которая будет затем размещена в общем «Альбоме Славы» (стр. 30–31 рабочей тетради) (П). | |
22-25 | Фигура человека. Пропорции. | Изучить пропорции человеческой фигуры, иметь представление о модуле (Н). Выполнить задания на стр. 40 учебника (Н) и на стр. 42–43 рабочей тетради (П). Сделать несколько набросков с натуры (одноклассников или родственников) (П). Коллективная работа «Быстрее, выше, сильнее», стр. 42–43 рабочей тетради. Изучить материалы и выполнить задания на стр. 78 учебника и на стр.44–47 рабочей тетради (П). Иметь представление о необходимости соблюдения определённых пропорций при создании образов сказочных героев. Коллективная работа «Сказочный мир» (стр. 46–47 рабочей тетради). | |
Для любознательных: китайский рисунок кистью. | Самостоятельно изучить тему (П). Выполнить в процессе изучения материала задания на стр. 43 учебника (П) и на стр. 32–33 рабочей тетради (П). | ||
27-30 | Для любознательных: родная история и искусство – русский народный театр. | Самостоятельно изучить тему (П). Коллективный проект: подготовка к постановке кукольного спектакля по сказке С. Козлова «Снежный цветок» (стр. 18–23 рабочей тетради). | |
31-32 | Учимся видеть: Эрмитаж. | Знать историю основания Эрмитажа (Н). Уметь рассказывать о живописных произведениях на языке искусства (П) (стр. 52–71 учебника). | |
33-34 | Проекты. | На оставшихся уроках или факультативно можно выполнить задания, данные в рабочей тетради: а) открытки или панно к праздникам (стр. 34-35); б) дизайнерские проекты. |