III. Распределение часов курса по темам и видам работ
Екатеринбург
Утверждаю
Проректор
____________ В.П. Прокопьев
(Подпись)
__________
(Дата)
Программа дисциплины «Искусство Возрождения» составлена в соответствии с требованиями федерального/национально-регионального (вузовского)
(подчеркнуть необходимое)
компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки:
дипломированного специалиста по специальности __________________________________
(Название, шифр)
бакалавра, магистра по направлению _____________________________________________
(Название, шифр)
по циклу «Общепрофессиональных и специальных дисциплин» государственного образова-тельного стандарта высшего профессионального образования.
Семестр 3
Общая трудоемкость дисциплины 40
В том числе:
лекций 22
семинаров 8
Контрольные мероприятия:
рефераты _______________
коллоквиумы ___________
контрольные работы_____
другие _________________
Составители:
Ярков С. П., кандидат искусствоведения, профессор. Уральский государственный университет им. А.М. Горького
Говорковская В. В., ассистент
Рекомендовано к изданию учебно-методической комиссией ____________факультета
Протокол заседания № _____от ______
© Уральский государственный университет, 2006
© ФИО, составление,2006
I. Введение
Возрождение (Ренессанс) – новый этап в истории мировой культуры, пришедший на смену культуре феодального средневековья. Широкое обновление охватило все сферы жизни. Процесс кардинального обновления начался в средневековой Италии, когда художники, поэты, ученые, стремясь восстановить «связь времен», начали возрождать классическое прошлое, преодолевая интеллектуальные и художественные оковы эпохи Средневековья, которую они называли «темными веками». Здесь Ренессанс прошел несколько этапов в своем развитии. Северное Возрождение - период, охватывающий XV – XVI века в культуре заальпийских стран (Нидерландов, Германии, Франции, Испании) - отличалось более прочными генетическими связями с поздним средневековьем.
В эпоху Возрождения сложилось передовое светское мировоззрение – гуманизм, в основе которого лежало представление о свободе и достоинстве человеческой личности, вера в творческие способности и разум человека.
В этот период зародилась современная наука, в особенности естествознание, основанное на опытном методе исследования. Интерес к научному познанию был всеобщим, в том числе и в среде мастеров изобразительного искусства. Человек эпохи Возрождения изучал природу пространства и времени и поместил на карту обе Америки. Но также он открывал сам себя, свою сущность, человеческое лицо, формы, значение своего уникального индивидуального сознания. Все это видно сквозь призму искусства.
Искусство Возрождения – сложный и противоречивый процесс (именно процесс, а не состояние), в котором утверждение идеалов проходило в острой борьбе со средневековыми представлениями и сложившимися традициями. Этими противоречиями проникнуто не только искусство отдельных стран, школ, но даже индивидуальное творчество многих художников. Ренессансное искусство демонстрирует постепенное преодоление мистицизма и условности искусства эпохи Средневековья. В нем нашли отражение передовые идеи гуманизма. Художники, основываясь на научном методе, открыли законы пропорций человеческого тела, линейной и воздушной перспективы, разработали композиционные приемы станковых произведений и новые формы синтеза, постороннего на равноправии видов искусств. В центре внимания художника эпохи Возрождения – человек, внутри которого может таиться целый мир. Отсюда - стремление показать яркость конкретной личности, глубину и силу проявления индивидуальных чувств. Великие мастера Возрождения, вдохновляясь античностью, создали новые формы в живописи, в архитектуре и в скульптуре.
Ренессанс был духовным переворотом всемирного значения. От предшествовавших культурных эпох эпоха Возрождения отличается необыкновенной скоротечностью и спрессованностью развития культуры. Возвращаясь к прошлому, человек эпохи Возрождения творил новую Вселенную. По существу, Возрождением была создана целостная, обладающая внутренним единством концепция мира. Она питала культуру и искусство всех последующих эпох. По этому, Ренессанс устремлен во времени не только назад, но и вперед.
Курс «Искусство Возрождения» формирует у студентов представление об искусстве Возрождения, как о качественно новом явлении в западноевропейском искусстве; о художественных процессах, явлениях, открытиях эпохи; о специфике ренессансного движения в каждой из изучаемых стран; а также ориентирует слушателей в культурном пространстве периода и помогает понять логику развития европейского искусства в целом.
В соответствии с поставленной целью можно выделить ряд задач:
- знакомство с основными подходами к изучению культуры и искусства эпохи Возрождения;
- знакомство с истоками ренессансного искусства Италии и стран Северного Возрождения;
- знакомство с национальными художественными школами;
- знакомство с творчеством самых ярких художников периода и их произведениями.
Дисциплина «Искусство эпохи Возрождения» является одной из важнейших составляющих в комплексном изучении европейского и мирового искусства.
В результате знакомства с курсом студент должен иметь представление о специфике искусства Возрождения, основных школах, крупнейших мастерах и произведениях; владеть навыками искусствоведческого анализа; уметь организовать самостоятельное изучение материала и работать в библиотечных фондах и в сети Интернет.
II. Содержание курса
Темы лекционных занятий
Тема 1. Введение в изучение искусства эпохи Возрождения в Италии (1 ч.)
Происхождение термина «возрождение». Историография: основные имена и проблемы. Италия – колыбель новой культуры, страна классического Возрождения. Периодизация искусства Возрождения в Италии. Проторенессанс а) дученто (двухсотые годы, XIII век), б) треченто (трехсотые годы, XIV век). Раннее возрождение - кватроченто (четырехсотые годы, XV век). Высокое Возрождение - чинквеченто (пятисотые годы, XVI век). Позднее Возрождение. Роль изобразительного искусства в культуре эпохи возрождения. Отражение в искусстве гуманистических идей. Рационализм и научные основы искусства Возрождения. Значение наследия античности для художественной культуры Возрождения. Качественно новое развитие всех видов и жанров искусства.
Тема 2. Искусство Проторенессанса (2 ч.)
Выгодное географическое положение Италии как основа для развития торговли и притока денежных средств. Превращение городских коммун в города-государства. Социально-экономическая и политическая борьба в итальянских городах XIV века. Формирование основ нового мировоззрения, и поиска новых форм в искусстве. Расцвет национальной культуры. Зарождение мощного проторенессансного движения, которое в XIV веке приостанавливается "готической реакцией". Борьба реалистических и готизирующих тенденции в изобразительном искусстве.
Архитектура. Отсутствие стилевого единства, переплетение черт готики, романской архитектуры и античной подосновы. Культовое зодчество Флоренции: церковь Санта Мария Новелла, собор Санта Мария дель Фьоре (Арнольфо ди Камбио (ок.1240 – ок.1310)), церковь Санта Кроче (Арнольфо ди Камбио). Собор в Сиене. Развитие гражданской архитектуры: палаццо делла Синьории (Палаццо Веккьо, Арнольфо ди Камбио), палаццо Пубблико в Сиене.
Скульптура. Ее роль как ведущего вида изобразительного искусства. Обращение к античности в работах Николо Пизано (между 1220 и 1225 – между 1278 и 1284). Кафедры баптистерия в Пизе и собора в Сиене. Обращение к греческим истокам в скульптурных работах Арнольфо ди Камбио. Роль готических традиций в творчестве Джованни Пизано (ок.1245 – ок.1320). Кафедры собора в Пизе и церкви Сант Андреа в Пистойе. Статуи мадонн. Реалистические черты в произведениях Андреа Пизано (Андреа да Понтедера) (ок.1290 – 1348 или 1349). Главные работы – южные двери флорентийского баптистерия и рельефы колокольни собора Санта Мария дель Фьоре.
Живопись. Влияние византийских, романо-готических и античных традиций на развитие итальянской живописи XIII века – начала XIV века. Флорентийская и сиенская школы живописи. Художественная реформа Джотто ди Бондоне (1266 или 1276 – 1337). Фресковый цикл в капелле дель Арена в Падуе – этапное произведение в истории европейского искусства. Стойкость элементов византийских традиций, распространение готического влияния в искусстве Сиены и одновременно нарастание в нем реалистических черт. Дуччо ди Буонисенья ( - ум. 1318/1319). Симоне Мартини (ок.1284 – 1344) – один из первых портретистов и создатель лирических образов мадонн. Демократическая линия в сиенской живописи. Братья Лоренццети: Пьетро (ок.1280 – 1348) и Амброджо (? – 1348), их монументальные фрески в Палаццо Пубблико
Тема 3.Искусство эпохи Кватроченто (4 ч.)
Расцвет итальянских городов-государств. Особенности исторического развития отдельных областей Италии и обусловленное этим возникновение местных школ. Утверждение идей гуманизма. Изучение античного наследия. Флоренция как центр нового искусства. Лоренцо Великолепный и его двор. Трактаты об искусстве.
Архитектура. Возникновение новых типов общественных зданий. Особенности архитектурного развития Флоренции – центра итальянского искусства XV в. Филиппо Брунеллески (1377 – 1446) – основоположник зодчества итальянского Возрождения. Купол собора Санта Мария дель Фьоре, капелла Пацци, Воспитательный дом. Утверждение нового типа городского дворца (Палаццо Медичи-Риккарди, Микелоццо ди Бартоломео (1396 – 1472)). Леон Батиста Альберти (1404 – 1472). Архитектор-практик и теоретик. Трактат Альберти «Десять книг о зодчестве». Архитектура Венеции. Пьетро Ломбарди (1435 – 1515).
Скульптура. Лоренцо Гиберти (Лоренцо ди Бартело) (1478 – 1455). Идеализирующие тенденции и черты реализма в его творчестве. Северные и восточные двери флорентийского баптистерия. Теоретический труд Гиберти «Комментарий». Донателло (Донато ди Николо ди Бетто Барди) (1386 – 1466) – глава нового реалистического направления в итальянской скульптуре («Святой Георгий», бронзовая статуя Давида и конный памятник Эразмо де Нарни (Гаттамелаты) в Падуе, «Иоанн Креститель»). Новый тип скульптуры с применением техники цветной глазури в работах Луки делла Роббиа (1399 или 1400 – 1482). Андреа Верроккьо (1435 - 1488). «Давид», конный памятник Коллеони в Венеции.
Живопись. Флорентийская школа. Мазаччо (1401 – 1428) – основоположник реализма в живописи. Изучение строения человеческой фигуры и овладение средствами линейной перспективы. Роспись капеллы Бранкаччи, фреска «Троица» в церкви Санта Мария Новелла. Мастера флорентийской школы первой половины XV века: Фра Беато Анжелико (1387 – 1455), Паоло Учелло (1397 – 1475), Беноццо Гоццоли (1420 – 1497), Фра Филлипо Липпи (ок.1406 – 1469). Флорентийская живопись второй половины XV века. Творчество Доминико Гирландайо (1449-1494). Сандро Боттичелли (1445-1510) – крупнейший живописец Флоренции конца XV в. Противоречивый характер творчества. Картины «Весна» и «Рождение Венеры», произведения на религиозную тему и портреты.
Распространение в искусстве средней Италии влияний Флоренции и нидерландской школы живописи. Пьеро делла Франческа (ок. 1420-1492). Росписи в церкви Сан Франческо в Ареццо.
Андреа Мантенья (1431 - 1506) – один из крупнейших художников Северной Италии.
Умбрийская школа, ее характерные черты: лирическая созерцательность, внимание к пейзажу, изысканная сдержанность колористических решений, повествовательность. Мастера умбрийской школы: Пьетро Перуджино (ок. 1445 – 1552/1523), Бернардино Пинтуриккьо (1454 - 1513), Лука Синьорелли (1450 - 1523).
Венецианская школа. Истоки и характерные черты. Стойкость византийских и готических традиций. Повышенное внимание к колориту. Мастера школы: Джентиле Беллини (1429 - 1507), Джованни Беллини (1430 - 1516), Антонелло да Мессина (ок. 1430 - 1479), Витторе Карпаччо (ок. 1455 - 1526).
Феррарская школа. Стойкость готических традиций. Влияние падуанской школы и нидерландского искусства. Мастера школы: Франческо дель Коса (ок. 1435 - 1478), Козимо Тура (ок. 1430 - 1495), Эрколе деи Роберти (1450 - 1496).
Тема 4.Искусство эпохи Чинквеченто (2 ч.)
Сложный и противоречивый период. Резкое политическое и экономическое ослабление страны. Кульминация культуры Возрождения. Колоссальная уплотненность художественного процесса. Интенсивный культурный обмен художественными идеями между крупнейшими центрами: Флоренцией, Венецией и Римом. Новый тип художника – титана. Синтез искусств. Развитие теории искусства.
Архитектура. Донато Браманте (1444 - 1514) и его произведения. Церковь Санта Мария дела Грацие в Милане. Римские работы: купольная часовня – ротонда Темпьетто, палаццо Канчеллерия, дворцы Ватикана, проект собора святого Петра. Антонио да Сангалло – младший (1483 - 1546). Архитектурные произведения Микеланджело Буонарроти: библиотека Лауренциана, собор св.Петра, комплекс Римского Капитолия,
Леонардо да Винчи (1452 - 1519) – гениальный художник, ученый, экспериментатор.
Эстетические взгляды. Роль научных изысканий в художественном творчестве. Создание воздушной перспективы. «Трактат о живописи». Произведения: «Мадонна в гроте», «Тайная вечеря», «Джоконда», «Святая Анна с Марией и младенцем Христом».
Рафаэль Санти (1483 - 1520). Воплощение в произведениях идеала гармонически развитого человека. Три периода творчества: умбрийский, флорентийский, римский. Роль Рафаэля в разработке монументально – декоративной системы Высокого Возрождения. Школа Рафаэля.
Микеланджело Буонарроти (1475 - 1564). Скульптор, живописец, архитектор, поэт. Мастер Высокого и позднего Возрождения. Ранние творчество. «Давид» - олицетворение могущества свободного человека. Римский период творчества. Фрески потолка Сикстинской капеллы, как одно из величайших созданий Возрождения. Титанический образ человека - творца. Работа над гробницей папы Юлия II. Трагическое напряжение и мучительный конфликт, воплощенный в гробнице герцогов Медичи, одном из примеров высочайшего художественного синтеза архитектуры и скульптуры. Фреска «Страшный суд». Отражение кризиса культуры Возрождения в поздних работах Микеланджело, их трагический характер
Тема 5.Искусство Венеции XVI века (2 ч.)
Архитектура. Якопо Сансовино (1486 - 1570). Автор построек, определивших архитектурный облик Венеции: библиотеки Сан-Марко, Монетного двора, Лоджетты, палаццо Корнер дела Ка-Гранде. Андреа Палладио (1508 - 1580) – практик и теоретик, основоположник классицизма. Вилла Ротонда, вилла Барбаро – Вольпи, палаццо Кьерикати, театр Олимпико, церковь Иль Реденторе. Трактат «Четыре книги об архитектуре».
Живопись Венеции начала XVI века. Джорджоне (1477/1478 - 1510). Утонченная гармония произведений, богатство колористических решений, новое понимание пейзажа. Произведения: «Юдифь», «Гроза», «Спящая Венера». Тициан Вечеллио (1476/1477 или 1488-90 - 1576). Крупнейший представитель венецианской школы Высокого и Позднего Возрождения. Четыре периода творчества. Кульминация творчества в поздний период. Глубокий психологизм и виртуозное колористическое мастерство. Влияние Тициана на развитие западноевропейской живописи.
Живопись Венеции второй половины XVI века. Паоло Веронезе (Каллияри, 1528 - 1588). Блестящие колористические и декоративно – композиционные решения. Росписи во Дворце Дожей, «Брак в Кане», «Пир в доме Левия», фрески виллы Барбаро – Вольпи в Мазере. Якопо Тинторетто (Робусти, 1518 - 1594). Сложность творческих исканий. Три периода творчества. Новизна и смелость художественных решений. Эмоциональная выразительность. Предчувствие стиля барокко в творчестве художника.«Чудо святого Марка», росписи Скуолы ди Сан – Рокко и Дворца Дожей. Художники венецианской Террафермы.
Тема 6.Искусство позднего Возрождения (2 ч.)
Экономический и политический кризис Италии в середине XVI столетия. Утрата Италией ведущей роли в общественном развитии Европы. Контрреформация, укрепление католической церкви, возникновение ордена иезуитов. Крушение гуманистических идеалов Возрождения. Два направления в итальянском искусстве XVI в. Обогащенное и усложненное содержание личности человека в произведениях позднего Микельанджело, Тициана, творчество Тинторетто, Веронезе, Бассано. Маньеризм как явление в искусстве позднего Возрождения. Теоретические основы и черты маньеризма. Ранние представители маньеризма: Якопо Каруччи да Понтормо (1494-1557), Фьорентино Россо (Джованни Батиста ди Якопо ди Гуаспарре) (1495-1540), Доменико Веккафуми (Доменико ди Якопо ди Паче) (ок.1486-1551). Расцвет маньеристического искусства в 40-60е гг. XVIв. Франческо Пармиджанино (Маццуоли Джираломо Франческо Мариа) (1503-1540): крупнейший представитель маньеризма. Братья Цуккари: Таддео (1529-1566) и Федерико (ок.1543-1609). Франческо Сальвиати (1510-1563) - крупнейший портретист и ведущий мастер монументальной живописи. Николо дель Аббате (1509-1571) - автор аристократизированных условных картин бытового жанра. Представители зрелого маньеризма: Аньоло Бронзино (Аньоло (Анджело) ди Козимо ди Мариано) (1503-1572). Джорджо Вазари 91511-1574) - живописец, архитектор и теоретик искусства - «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих».
Скульптура. Бенвенуто Челлини (1500-1571), его работы: бронзовая статуя Персея, портреты. Автобиография «Жизнь Бенвенуто Челлини». Бартоломео Амманати (1511-1592) - архитектор и скульптор.
Тема 7.Введение в изучение искусства стран Северного Возрождения (1 ч.)
Условность термина «северное возрождение». Страны Северного Возрождение – Нидерланды, Германия, Франция и Испания. Отсутствие «античной базы. Формирование новой ренессансной культуры формируется на основе прогрессивных традиций национального готического искусства. Отсюда: продолжение традиций куртуазно - рыцарской культуры, влияние позднесредневекового фольклора. Влияние ренессансной культуры Италии.
Тема 8.Искусство Нидерландов (2 ч.)
Искусство XV века. Рост городов, развитие производства и торговли в стране. Зарождение новой культуры, сложение нового типа мировоззрения - гармония мироздания, утверждение бесконечного многообразия и красоты земной жизни, как проявление божественного порядка. Человек - лишь равноправная часть прекрасной действительности. Стойкость готических традиций в архитектуре. Относительно малое место скульптуры в искусстве нидерландского Возрождения – Клаус Слютер (? – 1406).
Роль франко-бургундской культуры в формировании нидерландского искусства в начальный период. Мастер из Флемаля (Роберт Кампен) (ок.1378-1444) - один из основоположников нидерландской школы живописи. Братья ван Эйки: Губер (Хуберт) (ок.1370-1426), Ян (ок.1390-1441). «Гентский алтарь» - мир небесных и земных героев. Другие работы Яна ван Эйка: «Мадонна канцлера Ролена», «Мадонна каноника Ван дер Пале», «Портрет четы Арнольфини». Рогир Ван дер Вейден (ок.1399-1464). Усиление трагического начала в его живописи. Полиптих «Страшный суд». Гуго Ван дер Гус (между 1435 и 1440-1482) – крупнейший нидерландский живописец второй половины XV в. Экспрессивность и драматизм его образов, острота реалистических характеристик. «Алтарь Портинари». Ганс Мемлинг (ок.1433-1494) - разработка мелкофигурной повествовательной композиции. Лиризм героев Мемлинга, воплощение в них безмятежного душевного состояния. Иероним Босх (ок.1450-1516). Переплетение в его творчестве реализма, средневековой фантастики, фольклора и мистики. Космический характер картин. Мировоззренческая программа в произведениях: «Семь смертных грехов», «Воз сена», «Страшный суд», «Искушение святого Антония», «Сады земных наслаждений».
Искусство XVI века. Интерес к конкретной реальности в искусстве. Влияние итальянского искусства. Кветин Массейс (ок.1466-1530) - мастер переходного периода, создатель первых жанровых картин. Основные направления в нидерландской живописи: романизм, маньеризм, традиционализм. Лука Лейденский (ок.1489-533) - мастер резцовой гравюры и жанрово - повествовательных картин: Иохим Патинир (ок.1474-1524) - представитель «антверпенских маньеристов», родоначальник европейской пейзажной живописи. Антонис Мор (между 1517 и 1519 - ок.1576). Его влияние на развитие парадного портрета Нидерландов и Испании. Возникновение и развитие группового портрета: Дирк Якобс (ок.1497 - 1567). Корнелис Тейниссен. Кирнелис Кетель. Жанровая живопись: Питер Артсен (ок.1509-1575). Иоахим Бейкелар (ок.1530-ок.1574). Питер Брейгель Старший (между 1525 и 1530 - 1569) – крупнейший мастер XVI века. Народные основы ранних живописных произведений Брейгеля: «Нидерландские пословицы», «Битва поста и масленицы», «Игры детей». Графика Брейгеля. Зрелый период, цикл «Времена года». Работы позднего Брейгеля: «Крестьянская свадьба», «Крестьянский танец», «Слепые», «Сорока на виселице».
Тема 9.Искусство Германии (2 ч.)
Стойкость феодальной системы в Германии XV - XVI вв. Раздробленность страны, обособленность местных художественных школ. Начало книгопечатания и развитие графики в Германии. Распространение гравюры как самостоятельного жанра. Споры о границах и сущности немецкого Возрождения.
Искусство XV века. Стойкость готических традиций в архитектуре. Очаги художественной жизни на рубеже XIV-XV вв. «Пражская школа». Живопись северных школ, их связь нидерландским искусством. Швабские мастера. Художники кельской школы: Стефан Лохнер (ок.1410-1451). Верхнерейнский мастер.
Расцвет немецкой гравюры на меди во второй половине XV в. Мартин Шонгауэр (между 1430 и 1435-1491) - ведущий художник XV в. Живописные и графические работы. Михаэль Пахер (ок.1435-1498). Живописец и резчик. Связь его искусства с мастерами северной Италии. Михаэль Вольгемут (1434-1519) - представитель школы Нюрнберга, одного из центров книгопечатания и центра ксилографии.
Устойчивость традиций готики в скульптуре XV в. Петер Парлер (1330-1399) - архитектор, скульптор, мастер рубежа XIV-XV вв., представитель «мягкого стиля». Ганс Мульчер (ок.1400-1467) - скульптор и живописец. Несовпадение в развитии скульптуры и живописи Германии в XV-XVI вв. Наивысший расцвет немецкой скульптуры в последних десятилетиях XV столетия. Резные створчатые алтари. Фейт Штосс (польское имя Вит Ствош) (ок.1445-1533). Его основные работы: «Алтарь церкви Марии» в Кракове (1489), «Алтарь с «Поклонением младенцу»» в Бамберге. Тильман Рименшнейдер (ок.1460-1531) - крупнейший скульптор южной Германии. Сложное смешение готических и ренессансных черт в его творчестве. «Алтарь святой крови» в Ротенбурге. Алтарь в Креглингене, «Надгробие епископа Шеренберга». Литейная мастерская Фишеров в Нюрнберге. Питер Фишер Старший (ок.1460-1529). «Рака св. Зебальда», статуи королей Артура и Теодориха. Сыновья Фишера: Питер Фишер Младший, Гас, Пауль. Обращение к мифологическим сюжетам, изображение обнаженной фигуры. Адам Крафт (между 1455 и 1460-1501). Светские бытовые мотивы в рельефах на здании городских весов в Нюренберге, киворий в церкви св. Лаврентия.
Искусство XVI века. Реформация и крестьянская война в Германии. Мартин Лютер, Томас Мюнцер. Широкий общественный подъем и расцвет немецкой культуры в начале XVI века. Немецкий гуманизм. Эразм Роттердамский. Немецкая живопись. Альбрехт Дюрер (1471-1528) - величайший художник немецкого Возрождения, представитель Нюрнбергской школы. Ранние живописные и графические работы Дюрера: «Паумгартнеровский алтарь», серии гравюр на дереве «Апокалипсис» и «Большие страсти». Посещение Италии, поиск образа гармонически совершенного человека. Живописные произведения, выполненные Дюрером после второго путешествия в Италию. «Мастерские гравюры». Поздние работы. Теоретические труды Дюрера: «Книга о живописи», «Четыре книги о пропорциях человека», «Руководство к измерению».
Творчество Матиса Грюневальда (Матис Нитхарт-Готхарт) (между 1475 и 1480 - 1523). Сочетание мистики и реалистических черт в его искусстве. Экспрессия образов. «Изенгеймский алтарь». Лукас Кранах Старший (ок.1473-1553) – живописец и график, основатель саксонской школы. Человек и природа - главнее темы творчества. Черты маньеризма и условной стилизации в его поздних работах Представители Дунайской школы и развитие немецкого пейзажа. Альбрехт Альтдорфер (ок.1480-1538), живописей и график Ганс Бальдунг Грин (ок.1485-1545), ученик Дюрера, работал в Страсбурге. Иллюстратор, мастер ксилографии, живописец. Ганс Гольбейн Младший (ок.1498-1543) – живописец, один из крупнейших графиков своей эпохи, выдающийся портретист. Особенность понимания мира человека и природы - главная черта творчества Гольбейна. Иллюстрации к произведениям Э. Роттердамского, графическая серия «Пляска смерти». Живописные портреты Голбейна: Эразма Роттердамского, Томаса Мора, Георга Гиссе, Шарля Моретта, Генриха VIII. «Мертвый Христос». Значение Гольбейна Младшего для развития искусства Германии и Англии. Кризис немецкого искусства во второй половине XVIв.
Тема 10.Искусство Франции (2 ч.)
Мощный подъем народных сил, быстрое восстановление экономики, политической мощи Франции после завершения Столетней войны с Англией (1337-1458). Консолидация нации и политическое объединение страны. Превращение Франции в абсолютистское централизованное государство. Бурное развитие культуры и искусства. Классическая готика - основа ренессансного искусства Франции. Противоречивость и сложность процесса переработки готического наследия. Придворный характер французской культуры. Влияние Италии на развитие французского искусства.
Архитектура. Реконструкция и строительство новых замков во Франции в конце XV-XVI вв. Замки: Амбуаз, Шенонсо, Шамбор, Блуа - корпус Франциска I, переработка итальянских образцов. Замок Фонтенбло - резиденция французских королей (архитектор Жиль Лебретон). Новое поколение архитекторов, обращение к наследию античного мира и завоеваниям итальянских зодчих. Филибер Делорм (между 1502 и 1515 – 1570) - замок Анэ, дворец Тюильри. Разработка ордерной системы. Трактаты Деларома: «Архитектура», «Новые изобретения, чтобы строить дешево и хорошо». Жан Бюллан (1515-1578). Пьер Леско (ок.1510-1578). Проект нового Лувра - венец ренессансного зодчества Франции.
Живопись. Роль бургундско-фламандских школ. Характерные черты: тонкая поэтичность, иллюзорность в передаче деталей, острота жизненных наблюдений. Братья Лимбург «Великолепный часослов герцога Беррийского». Симон Мармион (ок. 1425-1489). Ангерран Картон (Шаронтон) (ок.1410-ок.1460). Николя Фроман (ок.1435-ок.1485). Влияние искусства Нидерландов на его творчество. Жан Фуке (ок.1420-1481)- крупнейший мастер XV века. Приезд во Францию XVI веке выдающихся итальянских мастеров. Роль итальянских художников - маньеристов в становлении школы Фонтенбло. Первая школа Фонтенбло. Вторая школа Фонтенбло. Ее влияние на французскую живопись. Расцвет портретного жанра во французской живописи. Жан Клуэ (Старший) (ок.1485-1541). Франсуа Клуэ (между 1515 и 1520 – 1572) - крупнейший портретист XVI века. Портреты: Генриха II, Карла IX, Елизаветы Австрийской, ученого Пьетра Кюта. Контакты со школой Фонтенбло - «Купание Дианы», «Купающаяся женщина».
Достижения французских художников в области реалистического карандашного портрета: семейство Дюмустье: Жоффруа и его сыновья Этьен (вторая половина века), Пьер (ок.1540-1600). Аноним Лекюрье (работал между 1550-1590). Бенжамен Фулон. Никола Ланьо.
Скульптура. Тесное сотрудничество скульпторов и архитекторов. Усиление светского начала в пластике XV в. Антуан Лемуатюрье - «Надгробие Филиппа По». Мишель Коломб (ок.1430-1512). Потомственный скульптор, создатель нового типа надгробия с изображением умерших. Лижье Решье (ок.1501567), тесная связь его творчества со средневековыми традициями. Творчество Жана Гужона (ок.1510 - между 1566 и 1568). Равновесие, ясность и благородная сдержанность его произведений. Сотрудничество с архитектором Пьером Леско – «Фонтан Нимф» («Фонтан невинных») в Париже, скульптура и декоративная пластика на фасадах и в интерьерах Лувра. Пьер Ботан (1507-ок.1570). «Надгробие Франциска I». Жермен Пилон (1535-1590). Начало деятельности в школе Фонтенбло - «Диана - охотница» (приписывается Гужону), «Надгробие Генриха II», «Три грации» для урны с сердцем Генриха II. Надгробие канцлера Бирага и его жены Валентины Бальбиани.
Тема 11.Искусство Испании (2 ч.)
Своеобразие исторического пути Испании. Завоевание Пиренейского полуострова в нале нового тысячелетия арабскими государствами. Многовековая борьба за освобождение - реконкиста. Сильная королевская власть, опора абсолютизма – католическая церковь. Относительная слабость испанских городов. Роль в судьбах Испании «великих географических открытий» К XVI в. Испания - одно из сильнейших государств Европы. Запаздывание ренессансного движения, консервативность позднего Возрождения в испанской культуре и искусстве.
Архитектура. Влияние культуры арабских народов. Наиболее яркое ее проявление в архитектуре - стиль «платереск» (ювелирный). Хуан де Гуас, его сооружения: церковь в Толедо Сан Хуан де лос Рейос (1476) и королевская капелла, превращенная в мавзолей династии королей. Дворец в Гвадалахаре (ок.1493), коллегия сан Грегорио в Вальядолиде (1490). Зрелый платереск, воплощенный в фасадах зданий университета в Саламанке, ратуши в Севилье. Обращение к завоеваниям итальянской архитектуры. Педро Мачука - дворец Карла V в Гранаде. Эскориал - дворец – монастырь, резиденция короля Филиппа II, символ абсолютизма. Автор проекта Хуан де Толедо. Строитель Эскориала архитектор и теоретик Хуан де Эррера (1530-1597).
Скульптура. Тесная связь скульптуры и архитектуры. Стиль платереск в алтарях (ретабло). Итальянские скульпторы в Испании. Доменико Алессандро Фанчелли (1469-1561). Надгробие католических королей в Королевской капелле в Гранаде. Алонсо Берругете (ок. 1490 - 1561). Один из представителей маньеризма в испанской скульптуре. Леоне Леони и Помпео Леони. Работы для собора Сан Лоренсо в Эскориале.
Живопись. Роль нидерландских художников в развитии испанской живописи. Педро Берругете (ок.1550-1594). Алехо Фернандес (?-1543), представитель севильской школы. Алтарь «Мадонна мореплавателей». Жауме Уге (Угет) (ок.1515-1561). Луис де Моралес (между 1506 и 1509 – 1586). Украшение Эскориала приезжими итальянскими мастерами: Федериго Цуккари, Пеллегрино Тибальди. Алонсо Санчес Коэльо (ок.1532-1588) - представитель испанской школы портрета, ученик А. Мора. Галерея придворных портретов эпохи Филиппа II. Эль Греко (Доменико Теотококопули) (1542 - 1614) − великий испанский художник. Соединение в его творчестве традиций трех культур − византийской, итальянской и испанской. Особое место Эль Греко в испанском искусстве. Итальянский период творчества. Приезд Эль Греко в Испанию (1576). Произведения испанского периода: «Эсполио», «Мученичество св. Маврикия», «Похороны графа Оргаса». Эль Греко − мастер портрета. Пейзажные работы Эль Греко. Творчество Эль Греко и проблемы маньеризма в испанской живописи. Усиление мистических настроений в поздних произведениях художника.
Темы семинарских занятий
Семинар 1. Сравнительный анализ произведений флорентийской и венецианской школ живописи эпохи Кватроченто.
1. Истоки формирования флорентийской и венецианской школ
2. Сюжеты и образы.
3. Особенности композиционных построений, передачи пространства.
4. Свет и цвет.
Семинар 2. Творческий метод Микеланджело
1. Человек в творчестве Микеланджело.
2. Специфика живописно – пластического языка Микеланджело
3. Поздний период творчества Микеланджело и его влияние на маньеризм.
Семинар 3. Проблема пространства в живописных произведениях
нидерландских мастеров XV века.
1. Идея универсума и ее воплощение в искусстве Нидерландов.
2. Пейзаж в живописи Нидерландов XV века.
3. Разработка перспективы.
Семинар 4. Роль и место карандашного портрета во Французском искусстве
XV – XVI веков.
1. Зарождение карандашного портрета в искусстве в XIV – XV веков.
2. Расцвет карандашного портрета в искусстве XVI века.
3. Крупнейшие мастера карандашного портрета: Жан Фуке, Жан и Франсуа
Клуэ, мастера из семейства Демустье, Франсуа Кенель, Николя Ланьо.
4. Материалы, техника, особенности исполнения.
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Борьба прогрессивных и консервативных течений в искусстве Проторенессанса
2. Роль флорентийских мастеров в развитии ренессансного искусства за
пределами Флоренции.
3. Особенности восприятия античности мастерами эпохи Кватроченто и Чинквеченто.
4. Религиозный сюжет в произведениях венецианских мастеров XVI века.
5. Истоки формирования ренессансной культуры в странах Северного Возрождения.
6. Развитие портрета в искусстве Нидерландов эпохи Возрождения.
7. Роль и место печатной графики в искусстве Германии.
8. Роль и место школы Фонтенбло в искусстве Франции XVI века.
9. Итальянские мастера в искусстве Испании XVI века.
Вопросы к экзамену
1. Периодизация искусства Возрождения в Италии.
2. Искусство Проторенессанса.
3. Искусство раннего Возрождения.
4. Архитектура Италии ХV века.
5. Живопись Флоренции ХV века.
6. Скульптура Флоренции ХV века.
7. Живопись Венеции ХV века.
8. Искусство Умбрии ХV века.
9. Искусство Высокого Возрождения.
10. Архитектура Италии ХVI века.
11. Искусство позднего Возрождения.
12. Маньеризм в Италии.
13. Творчество Джотто.
14. Творчество Филиппо Брунеллески.
15. Творчество Лоренцо Гиберти.
16. Творчество Донателло.
17. Творчество Мазаччо.
18. Творчество Сандро Боттичелли.
19. Творчество Андреа Мантеньи.
20. Творчество Пьеро делла Франчески.
21. Творчество Леонардо да Винчи.
22. Творчество Рафаэля Санти.
23. Творчество Микеланджело Буонарроти.
24. Творчество Джорджоне.
25. Творчество Тициана Вечеллио.
26. Творчество Андреа Палладио.
27. Северное Возрождение. Общая характеристика.
28. Живопись Нидерландов ХV века.
29. Романизм, маньеризм и традиционализм в искусстве Нидерландов ХVI века.
30. Бытовая картина в искусстве Нидерландов.
31. Парадный портрет в искусстве Северного Возрождения.
32. Графика Германии эпохи Возрождения.
33. Живопись Германии XVI века.
34. Скульптура Германии в эпоху Возрождения.
35. Французская живопись XV - XVI веков.
36. Французская архитектура эпохи Возрождения.
37. Скульптура Франции ХV-ХVI веков.
38. Архитектура Испании эпохи Возрождения.
39. Скульптура Испании эпохи Возрождения.
40. Живопись Испании эпохи Возрождения.
41. Творчество Яна ван Эйка.
42. Творчество Рогира ван дер Вейдена.
43. Творчество Гуго ван дер Гуса.
44. Творчество Иеронима Босха.
45. Творчество Питера Брейгеля Старшего.
46. Творчество Альбрехта Дюрера.
47. Творчество Ганса Гольбейна Младшего.
48. Творчество Лукаса Кранаха Старшего.
49. Творчество Матиса Грюневальда.
50. Творчество Франсуа Клуэ.
51. Творчество Жана Гужона.
52. Творчество Эль Греко.
III. Распределение часов курса по темам и видам работ
№ п/п | Тема, раздел | Учебный план, часов | ||||
Аудиторные занятия | Самостоя тельная работа | Итого по темам | ||||
Лекции | практические | |||||
1. | Введение в изучение искусства эпохи Возрождения в Италии | |||||
2. | Искусство Проторенессанса | |||||
3. | Искусство эпохи Кватроченто во Флоренции | |||||
4. | Искусство эпохи Чинквеченто | |||||
5. | Искусство Венеции XVI века | |||||
6. | Искусство позднего Возрождения | |||||
7. | Введение в изучение искусства стран Северного Возрождения | |||||
8. | Искусство Нидерландов | |||||
9. | Искусство Германии | |||||
10. | Искусство Франции | |||||
11. | Искусство Испании | |||||
Всего: | ||||||
IV. Итоговый контроль
Итоговый контроль осуществляется в форме экзамена