МАТЕРИАЛА ПО ТЕМАМ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ № 3
Тема 1. Графическое решение композиции из нескольких фигур
в одежде в технике гуашь.
Трактовка фигуры человека в эскизе.
От пропорции тела зависят пропорции костюма и их связь с фигурой. Одежда выглядит выигрышнее на высокой стройной фигуре. А так как эскиз костюма – это образ, идеал, художники допускают отклонения от канонов в сторону утрировки пропорций тела человека, но в разумных пределах. Допускаются, например, такие пропорции, когда высота головы укладывается в высоте всей фигуры от восьми до девяти-десяти раз, а туловище короче, чем половина фигуры.
При изображении фигуры человека в эскизе большое внимание уделяется выявлению красоты движения тела в целом, а также его составных частей. Необходимо стремиться к ясной трактовке костюма на фигуре в наиболее характерных естественных позах, движениях, ракурсах. В эскизе присутствует определенная стилизация.
Стилизация в графике – это обобщение, упрощение, плоскостность изображения, выявление через линию и пятно наиболее характерного, типичного. Такая стилизация в рисунке является осознанной. Стилизация подразумевает отказ от излишней моделировки формы, графичность; при этом возможны более удлиненные фигуры, а также условно плоскостная, орнаментальная трактовка самого костюма, без его детализации.
Стилизация фигуры, рук, ног, головы – изображение наиболее общих, часто встречающихся в жизни и упрощенных в рисунке положениях, отказ от всего случайного и выявление характерного.
Несколько важных моментов в работе над эскизом костюма:
· правильно передать и усилить характер движений и пластику фигуры;
· приблизить изображаемое к специальной графике;
· определить и наметить особенности и пропорции костюма в целом и составных его элементов на фигуре;
· прорисовать голову с передачей характера прически и головного убора, кисти рук, ноги в обуви;
· условно, образно выявить фактуру материала, из которого изготовлен костюм, с помощью различных приемов и техник графического изображения;
· определить светлотное и цветовое содержание костюма.
При выполнении зарисовок по журналу мод последовательность работы изменяется и заключается в копировании интересного решения костюма, фиксации по фото особенностей костюма, его деталей, чтобы почувствовать модный силуэт, образное решение, характер отделки и т.п. Успех во многом зависит от расположения изображаемого в листе, то есть от композиции листа.
Композиция листа (в данном случае эскиза костюма) бывает однофигурной и многофигурной. Прорисовка фигур делается такой, чтобы лист по вертикали был целиком заполнен. Основное требование композиции – это единство частей произведения. Автор должен уметь так расположить и объединить между собой отдельные его части, чтобы они создавали целостное впечатление.
Композиционный центр – это та часть общей композиции, изображение или группы изображений, которая больше всего привлекает внимание зрителя. Нельзя путать композиционный центр графического листа с его математическим центром; чаще всего они не совпадают. Композиционный центр должен служить средством наиболее ясного выражения содержания. Величина, форма и расположение всех других участков рисунка зависят от композиционного центра. Эта зависимость определяется композиционным ритмом: каждый последующий элемент связан с предыдущим, композиционный центр является кульминацией всего «звучания» и может быть самым светлым или темным пятном в рисунке, отличаться от окружающих его участков формой, линиями, цветом, фактурой и т.п.
Возможны различные схемы построения многофигурных композиций на листе. Один из вариантов – использование одной постановки фигуры и ее повторение. В таком случае композиционный центр необходимо будет выявить тонально, силуэтом, по фактуре (см. Приложение № 2).
Постановки фигур внутри многофигурного эскиза могут отличаться друг от друга, но обязательно быть связаны общим ритмом, пластикой, содержанием (назначением, сезонностью, возрастными характеристиками) – см. Приложение № 2.
Интересное решение можно получить, воспользовавшись простой схемой: при условно равномерном ритме фигур ввести в композицию контрапункт (элемент, отличающийся от остальных) – см. Приложение № 2.
Тема 2. Создание эскизов моделей одежды абстрактного характера
на основе творческого источника
Стилизация в области искусства костюма – это создание современных образцов одежды на основе творческой трансформации первоисточника средствами ассоциативного представления.
Рассмотрим один из важных этапов работы над костюмом, разработку идеи и ее художественное воплощение. Фор-эскиз предполагает обобщенное изображение будущего костюма без детализации, поиск силуэтной формы и общего цветового строя, распределение световых пятен.
Формообразование в костюме – это вид художественной деятельности, обозначающий процесс создание формы или соотношение форм в соответствии с поставленными задачами. Другими словами, формообразование – это структурирование (членение и объединение) единичных форм с целью создания сложной, многоуровневой структуры, которую представляет собой костюм.
Форма костюма становится целесообразной и выразительной при эстетически грамотном ее решении, а именно – выразительности силуэта, точности пропорциональных отношений частей костюма, ясности ритмического строя деталей, соответствии цветового строя его назначению.
Композиция(составление, связывание) – важнейший элемент художественной формы, придающий проектному изделию единство и цельность, органичное соотношение вещи и человека. Композиционные элементы: объем, плоскость, линия, цвет, движение, пространство и, прежде всего, форма. Система связи между составными частями формообразования называется структурой.
Конструктивный метод формообразования костюма
Геометрия формы – это ее качественные и метрические показатели, позволяющие описать параметры. Принято считать, что за основу формообразования костюма нужно выбирать три основные геометрические структуры: овальная, прямоугольная, трапециевидная. Эти базисные формы, постоянно взаимодействуя, структурно трансформируются, меняя величины объемов, углов соприкосновения, напряженность масштабов, кривизну линий с образованием бесчисленного количества аналогов форм костюма. Конструктивная форма характеризуется следующими ее составляющими: геометрический вид (силуэт), конструкция, масса, фактура, цвет.
Силуэт– это плоскостное выражение объема формы, которая акцентирует ее особенности. Как правило, форму костюма характеризуют фронтальные и профильные силуэты, но для простоты понимания лучше пользоваться фронтальным силуэтом.
Пропорция – это соразмерная связь элементов формы между собой и самой формой.
Образ и ассоциации – основа поиска формообразования костюма
Поиски художественной формы в окружающем мире, превращение найденного в новые идеи костюма – это одна из основных задач будущего специалиста в области проектирования одежды.
Творческими источниками для проектирования костюма могут быть явления природы, события культурной и общественной жизни, искусство во всем многообразии проявлений. Источники вдохновения разнообразны и не похожи друг на друга. Стратегия превращения хаотичного изображения в конкретную форму костюма одинакова:
· анализ (наблюдение, осмысление, структурирование);
· эксперимент (трансформация, манипуляция);
· концепция (идеи, стратегия).
Чтобы облегчить анализ и восприятие предмета, необходимо стремиться к упрощению его видимой формы, то есть к выявлению и сокращению числа характерных структурных черт.
Анализ. Человеческий глаз стремится к восприятию мира по законам простоты. Любую сложную и запутанную форму можно понять только в том случае, если увидеть целое и установить связь между составляющими целого путем вычленения геометрически узнаваемых элементов. В результате структурообразующих упражнений беспорядочное изображение превращается в конфигурацию четко очерченных форм, направлений, цветов, акцентов.
Эксперимент. Полученная структура изображения не является однозначным устойчивым объектом. Путем перестановки ее элементов можно получить другие структурированные системы. Гармонично воспринимаемая структура должна стремиться к равновесию, направленности, выявлению приоритетов, определенности верха и низа и т.д.
Концепция. При многообразии вновь полученных вариантов формообразования важнейшее значение имеет умение выделить основные признаки структуры. Признаком структуры можно считать многообразие таких качеств, как размер, характер, идея, концепция. При проектировании будущих моделей необходимо изначально выделить желаемые их свойства. Поэтому вновь полученные формообразования могут быть активными или пассивными, симметричными-асимметричными, построены на контрасте-нюансе и т.д. Выбор акцента зависит от идеи модели.
Предметом изучения дисциплины «Художественная графика костюма» является не сам процесс проектирования, а лишь способы его художественного оформления. Исходя из этого, задания, связанные с созданием эскизов моделей одежды абстрактного характера, будут затрагивать первый этап (анализ) поиска формообразования. Варианты выполнения эскизов одежды абстрактного характера на основе творческой трансформации средствами ассоциаций приведены в Приложение № 2.