Из заметок об артистической этике и дисциплине

На протяжении всей своей творческой деятельности Станиславский придавал огромное значение вопросам артистической этики и дисциплины. С момента возникновения "системы" он рассматривал этику как один из важнейших ее разделов и элементов, подготавливающих создание творческого самочувствия актера. Раздел об этике присутствует во всех вариантах трудов Станиславского о сценическом творчестве. Учитывая важность проблемы этического воспитания актера, Станиславский предполагал впоследствии посвятить ей специальную книгу. Многочисленные записи Станиславского по вопросам этики и дисциплины встречаются в протоколах репетиций и спектаклей Художественного театра и Оперного театра его имени.

Большое количество литературных набросков по вопросам артистической этики и дисциплины падает на 1908 г. В письме к М. П. Лилиной от 26 августа 1908 г. Станиславский сообщает о своей неудовлетворенности работой актеров МХТ на репетиции "Синей птицы" ("не знают ни ролей, ни мест, несмотря на то, что в прошлом году репетировали акт не один десяток раз"). "Вечером остался дома и написал, кажется, недурно, главу об этике, -- пишет он далее. -- Вчера, в понедельник, на утренней репетиции прочел ее актерам. Кажется, призадумались, и репетиция была хорошая".

В разделе "Из заметок об артистической этике и дисциплине" публикуются различные записи и заметки Станиславского, относящиеся к 1907--1909 гг.

1. ПИСЬМО К _Н_Е_К_О_Т_О_Р_Ы_М_ ИЗ ТОВАРИЩЕЙ-АРТИСТОВ

Публикуется впервые, по рукописи, хранящейся в архиве Станиславского. Данное открытое письмо или обращение к труппе МХТ, написанное месяц спустя после десятилетнего юбилея театра, чрезвычайно характерно для Станиславского. В нем со всей отчетливостью и категоричностью Станиславский выступает против творческого равнодушия и успокоенности. Оно показывает нетерпимость Станиславского к застою и апатии, высоту его этических и дисциплинарных требований, стремление мобилизовать труппу на решение больших художественных задач.

По просьбе Станиславского его обращение к труппе было предварительно рассмотрено на заседании Правления МХТ. Признавая справедливым ряд критических замечаний Станиславского, Правление не считало вполне объективной его критику театра и оспаривало те конкретные факты падения артистической этики и дисциплины, на которых основывался Станиславский Немировичу-Данченко было поручено написать письмо Станиславскому и довести до его сведения соображения Правления. В заключение письма Немирович-Данченко высказал свое мнение по поводу вопросов, затронутых Станиславским. "Я представил письмо "Караул". Нашли, что оно несправедливо. Правление не советовало мне его вывешивать", -- отмечал Станиславский в своих записях сезона 1908/09 г. под заголовком: "Ошибки театра, на память" (No 545).

1 На рукописи Станиславского имеется ряд замечаний и поправок, сделанных рукою Немировича-Данченко. Как уже было сказано, Правление МХТ считало преувеличенным обвинение театра в целом. Поэтому Немирович-Данченко предлагал Станиславскому вместо "не повышают более энергии театра" написать "вашей энергии", то есть адресовать это обвинение не к труппе театра, а к "некоторым из товарищей-артистов". Подобного рода исправление сделано и в четвертом пункте.

2 В первой половине сезона 1908/09 г., к моменту написания данного обращения, МХТ осуществил постановку "Синей птицы", которая готовилась около двух лет, и не выпустил больше ни одного нового спектакля.

3 Речь идет о "Синей птице".

4 Речь идет о "Ревизоре"; премьера в МХТ состоялась 18 декабря 1908 г., за несколько месяцев до празднования столетнего юбилея со дня рождения Гоголя.

5 В течение месяца перед премьерой "Ревизора" Художественный театр не назначал спектаклей по понедельникам и вторникам, чтоб использовать свободное время для репетиций.

2. [О ЧИСТОТЕ ОТНОШЕНИЯ К ТЕАТРУ]

Публикуется впервые, по рукописи из записной книги 1907--1908 гг.(No 773, л. 43).

3. ТЕАТР -- ХРАМ. АРТИСТ -- ЖРЕЦ

Публикуется впервые, по рукописи из записной книги (No 545, л. 34). По сопоставлению с другими материалами в той же книге датируется концом 1908 -- началом 1909 г.

В эти годы в кругах художественной интеллигенции получили распространение символистские теории о превращении "храмов в театры и театров в храмы" (см. "Театр. Книга о новом театре", Спб., 1908, стр. 28), о возрождении религиозных мистерий и так называемого "соборного действа", в котором актеры и зрители должны слиться воедино в религиозно-культовом представлении. В те же годы выдвигались различные проекты "обновления" театра, о которых Станиславский упоминает в своей рукописи. Предлагалась реформа сцены и зрительного зала, возрождение античного амфитеатра, отказ от "ярусного театра" и "сцены-коробки", ведущих свое начало от эпохи Возрождения. Один из деятелей западноевропейского символизма -- Г. Крэг, привлеченный в 1908 г. в МХТ для постановки "Гамлета", искал обновления театра в создании актера-сверхмарионетки, с предельной точностью воплощающей замыслы режиссера.

Употребляя модную в те годы терминологию ("жрец", "храм", "артисты-священнослужители" и пр.), Станиславский в отличие от символистов стремится не к созданию условного религиозно-мистического театра, а к театру реалистическому, способному решать высокие идейно-нравственные задачи. Театр был для него одним из могущественных средств воспитания и духовного обновления человечества.

4. ["ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ЭТОТ ЗНАКОМЫЙ ТИП АКТЕРА?"]

Публикуется впервые, по рукописи из записной книги (No 545, лл. 51--52). По сопоставлению с другими материалами в той же книге датируется 1909 г.

Первоначальное название рукописи "Актер старой школы" зачеркнуто Станиславским. Второе заглавие -- "Ремесло" -- указывает на намерение автора использовать этот материал в труде о различных направлениях в сценическом искусстве.

5. ИЗ "НАСТОЛЬНОЙ КНИГИ ДРАМАТИЧЕСКОГО АРТИСТА"

"Настольная книга" является наиболее значительным теоретическим трудом Станиславского в период, предшествующий созданию "системы". В архиве Станиславского хранится много вариантов этого труда, относящихся к 900-м годам и носящих различные заглавия: "Опыт грамматики драматического искусства", "Опыт популярного учебника (руководства) драматического искусства" и, наконец, "Настольная книга драматического артиста" с подзаголовком: "Практические сведения и добрые советы начинающим артистам и ученикам драматического искусства".

По ходу работы над этим сочинением Станиславский неоднократно перерабатывал его как по содержанию, так и по форме. В варианте 1907 года план книги включал следующие разделы: I -- природа артиста, II -- искусство артиста, III -- школа артиста, IV -- практика артиста, V -- этика и гигиена артиста и VI -- режиссер. В вариантах 1908 г. композиция труда была несколько пересмотрена.

В марте 1909 г. Станиславский читал выдержки из "Настольной книги" на режиссерском съезде.

Публикуется впервые, по машинописному экземпляру (No 1261), текст двух разделов "Настольной книги": а) "Создание благотворной атмосферы для свободного развития таланта" и б) "Этика", -- сверенный с рукописями (No 1252 и 774).

В более ранних вариантах плана "Настольной книги" материал об этике был выделен Станиславским в большой самостоятельный раздел.

1 Против этого текста на полях рукописи Станиславский приводит следующее замечание актера, режиссера и театрального педагога А. П. Петровского, которого он знакомил с "Настольной книгой" в 1907 г.:

"Актеры необщительны, потому что они, с одной стороны, самолюбивы, а с другой -- бедны мотивами, фантазией, знаниями, художественными материалами и средствами воплощения.

Так, например, [В. Н.] Давыдова нельзя критиковать, так как он болезненно самолюбив, он отстраняется от разговоров, могущих его уязвить. У актера так мало своего, что он боится что-нибудь отдать другому, чтобы не остаться без ничего.

Петровский у кого-то попросил секрет, как заклеивать зубы; тот долго не соглашался и наконец предложил за свой секрет три секрета от Петровского по гриму".

В материалах по "Настольной книге" Станиславский на полях записывает целый ряд замечаний Петровского, относящихся по преимуществу к лету 1907 г.

6. ["КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО ДОЛЖНО БЫТЬ ГАРМОНИЧНО..."]

Печатается впервые, по рукописи (No 1246), которая является подготовительным материалом к главе "Этика" в "Настольной книге драматического артиста". На основании косвенных данных датируется 1908 г. В записной книге 1908 г. (No 774, л. 24) имеется набросок плана дальнейшего продолжения главы об этике. Первый пункт плана назван Станиславским "Условия коллективного творчества". После плана следует черновой набросок этого раздела, отдельные положения которого совпадают с текстом публикуемой рукописи.

1 В черновом наброске в записной книге (No 774) имеются дополнительные замечания Станиславского об отношении актеров к коллективной работе. Тех актеров, которые интересуются лишь своей ролью и не принимают участия в создании всего спектакля в целом, он характеризует следующим образом: "Это актеры без художественной этики, это актеры слабой творческой воли и бедной фантазии. Это плохие товарищи и трутни, так как они наполовину живут чужой работой и особенно режиссерской... Режиссер играет за них, умоляет, гипнотизирует их своей волей. Один работает за лентяев. Это этически-художественное преступление, а не вдохновение и талант, как принято думать невеждами".

7. ЭТИКА ИЛИ АТМОСФЕРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТАЛАНТА

Публикуется впервые, по рукописи в записной книге 1907--1908 гг. (No 773, лл. 65--66). По сопоставлению с другими материалами в той же книге датируется 1908 г.

8. [О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКЕ И ДИСЦИПЛИНЕ]

Публикуется впервые, по рукописи в записной книге 1908 г. (No 774, лл. 26--29). Рукопись была озаглавлена Станиславским "Ремесленная этика".

Наши рекомендации