РАЗДРАЖЕНИЕ — НАШ ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ
Святой Грааль. Впервые ученик замечает и опознает его, когда приближается к Вратам Великого Посвящения. Он чувствует, что этот Грааль принадлежит ему и что он непременно завладеет им, когда достигнет вершины своего развития. Грааль потому и святой, что плоть от плоти той святыни, которая есть Целое. Ученик тоже захочет стать этим целым, и оно, это целое, сделается его целым. Уже на этой стадии он — один из рыцарей Грааля. Но достичь его, соединиться с ним ему мешает его слишком тяжелая личность, с которой он ведет неустанную, непрерывную борьбу.
Даже теперь, знающий, мудрый и втайне гордящийся собой (гордящийся оттого, что ему кажется, будто он во всем руководствуется собственной душой), даже теперь при малейшей неудаче ученик вновь и вновь прибегает к старым защитным механизмам, несмотря на то, что дал себе клятвенное обещание никогда больше не прибегать к этим несуразным методам. Самый древний и наихудший из них — это механизм бегства от ответственности.
В часы самоанализа, добираясь до глубинных истоков этой больной проблемы и испытывая отвращение к самому себе, ученик, под действием этого горького познания, добытого столь дорогой ценой, вновь дает торжественную клятву никогда больше не уклоняться от ответственности. Воодушевленный этой клятвой, он совершенно не замечает того, что, едва он ее произносит, как тут же подвергается испытанию на верность слову. Насколько глубоко его знание? Насколько глубоко он его прочувствовал и понял? Сумел ли он избавиться от прежних своих установок и принципов, перестроившись на новые?
Первые испытания, которым подвергается ученик, слишком призрачны и субтильны, поэтому он чаще всего их просто не замечает. Он по прежнему считает, что вопрос об ответственности встает лишь в особо сложных, напряженных ситуациях, а испытание чаще всего подкрадывается в виде простой, незамысловатой и внешне непримечательной житейской ситуации. Поскольку же он привык уклоняться даже и от серьезной ответственности, то данной простой житейской ситуации он тем более не придает никакого значения и никак не связывает ее с необходимостью принятия ответственности. Вновь и вновь он регулярно прибегает к своим старым механизмам ухода от ответственности, и поэтому ему никак не удается осознать, что это его ответственность. Малую вину он мгновенно перекладывает на ближнего своего и тут же разражается по его поводу "праведным негодованием": ведь, что касается его самого, нелепо даже и подумать, что подобная малость может иметь к нему какое-то отношение, так чего ради он будет нести за это ответственность?
Туманы покрывают его с головы до пят. Пытаясь оправдаться, он начинает изливать на другого потоки империла, поскольку этот другой, по его мнению, безусловно ответственен за все. Ответственность всегда имеет своего адресата, а поскольку (и он это точно знает) он таковым адресатом никак не является, то в его доме ей не место. Ибо с тех пор, как он наполнил себя империлом, он в этом своем состоянии помрачения совершенно перестал видеть, что корни всей проблемы таятся значительно глубже.
Раздражение — наш великий духовный учитель. Пусть все ученики запомнят это как следует. Если уж мы подвергаемся нападкам, то причины этого мы должны прежде всего отыскивать в самих себе. Почему я раздражен? Не есть ли это раздражение результат противоборства между душой и личностью, когда душа знает, что я несу за то или это ответственность, а личность привычно старается избегнуть всякой формы ответственности? Империл таит в себе исключительные возможности для саморазвития, и пока ученик не использует их все и не задействует в виде своего опыта, какого-то заметного прогресса в его развитии не произойдет. Большинство учеников, даже далеко ушедших вперед по Пути Посвящения, еще долго будет рабски следовать на поводу этого древнего принципа, который безостановочно им нашептывает: "Это он/она виноваты в том, что я раздражен", хотя душа подсказывает ему, что в этом есть и его вина. Поэтому, в целях самооправдания, он не задумываясь вновь прибегает к старым проверенным механизмам самозащиты — ради того только, чтобы избежать неприятной необходимости брать на себя ответственность.
Видимо, малая ответственность — это самый большой камень преткновения на пути учеников, каждый раз недоуменно спрашивающих себя: мыслимо ли, чтобы столь малая ответственность была моей? Мы быстро учимся соразмерять долю нашей ответственности с силой владеющего нами раздражения. Однако наличие самого раздражения уже говорит о том, что мы не такие уж невинные агнцы, какими бы нам хотелось выглядеть. Даже в том случае, когда империл источаем не мы, а кто-то другой, это, однако, нисколько не освобождает нас от ответственности. Просто в данной ситуации тот, другой, несет ответственность в еще большей степени, чем мы, и ему тоже необходимо уметь брать на себя свою долю вины. В принципе, не столь уж важно, сколько человек разделяют ответственность за происшедшее: два или больше; важно, чтобы все они делили ее на равных правах и условиях.
Воистину, раздражение — наш великий духовный учитель, и оно остается им вплоть до Третьего Посвящения. Очень важно, чтобы ученики поняли, чему именно оно призвано научить их. Оно может возникнуть когда угодно и застигнуть ученика врасплох, но не это главное. Главное — это понять, что раздражение подобно набату, звучащему в душе ученика и напоминающему ему о том, что он — безответственный человек. Глубоко ответственный человек никогда не раздражается, поскольку обладает иммунитетом против империла, и уж тем более сам никогда его не вырабатывает. Кто абсолютно чист, у того и вся жизнь чиста. Не упускайте случая, дорогие братья, и воспользуйтесь им как благоприятным поводом, чтобы взглянуть на самих себя. Вам на пользу любая ситуация и любой повод, дающие возможность увидеть, разглядеть и детально изучить разнообразнейшие механизмы бегства от этой гадкой-прегадкой вещи, имя которой — ответственность.
Святой Грааль исчезает из поля зрения ученика, едва являются первые признаки заражения империлом. Поэтому распознать и увидеть Грааль можно лишь тогда, когда ученик ощущает себя неотъемлемой частью целого. Если он послушен голосу своей души, если он руководим ею и чувствует себя органической частью целого, он никогда не позволит в себе проявиться раздражению. Поскольку абсолютное душевное сознание он обретает лишь накануне Третьего Посвящения, то до этого момента он должен использовать любую из многочисленных возможностей, чтобы самому дисциплинировать свою личность. Для этого ему прежде всего необходимо признать существующее положение дел: что оно именно таково, каково есть, и что на каком бы уровне он ни стремился уйти от ответственности: на чувственно-эмоциональном или ментальном, — речь в любом случае идет о дезертирстве, а оно менее всего к лицу серьезному, ответственному ученику, находящемуся на Пути к Посвящению.
Святой Грааль — это великая цель его великого паломничества, и если бы только он мог немного больше фокусировать на нем свое внимание, тогда антакарана осталась бы чистой и прекрасно приспособленной как для его духовных устремлений, так и для всего процесса развития душевного понимания, и в этом случае малейший симптом, указывающий на наличие империла, послужил бы для него безошибочным указанием на то, что в данной сфере жизненных взаимоотношений он поступает безответственно и поэтому ему необходимо как можно скорей осознать свою степень ответственности и принять ее. Если бы канал, связывающий ученика с душой, сохранялся постоянно открытым, он подмечал бы любую степень малой ответственности в различных жизненных ситуациях и, принимая ее на себя, в скором времени совершенно бы очистился от малейших признаков империла. Но всему этому ученик обучается лишь накануне Третьего Посвящения, и об этом стоит лишь пожалеть, особенно при мысли о том, от скольких многих неприятностей он мог бы уберечься сам и уберечь других, если бы постоянно пользовался империлом в качестве своего безотказного барометра.
Проблема ответственности — это самое уязвимое, больное место всех учеников. Это видно по тому хотя бы, что многим из них становится явно не по себе при одном лишь упоминании об ответственности. Эта неприязнь служит не менее безошибочным симптомом того, что человек — безответственен. В сущности, любое негативное чувство, проявляющееся в нас, должно немедленно пробудить ваше внимание, ибо это всегда сигнал тревоги: Внимание! Блокировка! Но мы спим и продолжаем тащить за собой по пятам все свои старые привычки и методы, и, как только то или иное неприятное слово пробуждает в вас негативные чувства и мысли, мы тут же приходим к убеждению, что всему виной именно те люди, которые извлекли на свет божий эти неприятные вещи и разбередили нашу совесть. В сущности, мы лишь проецируем на них наше собственное затаенное недовольство, и поэтому всю вину и ответственность мы без стеснения также перекладываем на них. С точки зрения личности, это легкий и удобный метод; с точки зрения души — глупый и неразумный.
Целое распадается и исчезает, Грааль исчезает тоже, антакарана засоряется. Поймите же это наконец, любезные братья и сестры, поймите и — приступайте к новому перепрограммированию, к позитивной перестройке самих себя, которые помогут вам открыть глаза ваши и сделают вас чуткими и внимательными к любой, большой или малой, доле ответственности. Ведь это так просто! Сколько инкарнаций можно было бы отыграть, если бы только ученики смогли осознать эту сущую малость!