Свет души расчищает путь для истинного понимания
Когда антакарана ученика откроется, Свет души будет струиться по ней столь обильно, насколько позволит величина самого канала. Свет этот — это тот внутренний Свет, который таится во всех людях, но открывается лишь тому, кто его серьёзно ищет. Долго, очень долго ищут этот Свет сыновья человеческие, то обращая взор свой к Богу и ангелам, то создавая себе идеалы и идолов и страстно им поклоняясь. Долго, очень долго, как слепой, бредёт человек по пути, совершенно не сознавая своей сокровенной божественности.
Если бы только он понял, что его подлинный врачеватель — внутренний Свет — живёт в нём самом, он давно и навсегда изгнал бы многие болезни из своей жизни. Однако, бесконечно ошибаясь, страдая, терпя, проходя через конфликты, трудности и проблемы, человек мало-помалу набирается мудрости и однажды приходит к внутреннему осознанию того волшебного сокровенного клада, который он постоянно носит при себе. С момента этого осознания великое множество жизней уходит на то, чтобы добраться до этого сокровенного клада, довериться ему, обрести знание и, наконец, ликвидировать те негативные, нелепые шаблоны и установки, которые он сформировал в процессе многих жизней.
Человеку, вставшему на Путь Света, кажется, будто весь этот процесс совершается бесконечно медленно, хотя в действительности он идёт крайне быстро — при условии, что он сконцентрирован не на мире личности, а на мире собственной души. Отдельная инкарнация, которая, с точки зрения души, ощущается как слишком короткая, личностью воспринимается как чересчур долгая, хотя речь, в лучшем случае, идёт всего-навсего о каких-нибудь 70-ти годах.
Как только ученик осознаёт присутствие этого глубоко таящегося в нём внутреннего божественного зерна, он торопится как можно быстрее навести прочный и постоянный связующий мост с этим своим внутренним началом, с тем удивительным Светом, который сам он едва-едва различает. Только теперь его сознание ярко озаряется пониманием того, что все противодействия, все трудности на пути — это его школа, процесс познания и обучения. Ибо всякий раз, преодолев очередной кризис, он обнаруживает, что обогатился новым полезным знанием о самом себе.
Наконец, однажды он решительно приступает к изучению и познанию самого себя. Если прежде он был более сосредоточен на том, чтобы изучать других, не с целью их познания, а, в основном, с намерением нащупать их негативные стороны и недостатки с тем, чтобы при случае уколоть ими в глаза, то теперь, когда его контакт с душой стал более прочным и стабильным, он понимает, что истинная ответственность прежде всего подразумевает ответственность за самого себя. Отныне его задача — честно и откровенно изучить все свои, часто слишком потворствующие его слабостям чувства, мысли и поступки, так что если раньше он просто удивлялся тому, что содержит в себе столько негативного, то теперь, благодаря только что обретённому душевному контакту, он уже способен видеть, что все эти элементы он носит в себе очень и очень давно и что только он один несёт ответственность за то, чтобы навсегда избавиться от них.
Одновременно с этим он начинает усердно изучать древнюю нестареющую духовную мудрость, которая находит в его сердце самый горячий отклик и под влиянием которой он теперь начинает оценивать негативные стороны своей личности совершенно по-другому. Если прежде он мирился с ними: "Что поделаешь, каков я есть, таким меня и принимайте", — то теперь для него всё более и более очевидно, что таким он быть не должен. Теперь он понимает, что только он ответственен за характер и качество своих тел. Каковы его поступки? Каковы его чувства? Каковы его мысли? Всё более ясно он осознаёт, что на базе того кармического материала, который он сам же и накопил, он может либо значительно улучшить, либо значительно ухудшить состояние своих тел.
Теперь его внимание всецело обращено на осознание ценности любых положительных поступков, чувств и мыслей. Чем больше он их подпитывает, тем активнее он обрекает на голодную смерть те негативные элементы, которые всё ещё в нём остаются. И чем интенсивней этот процесс, тем лучше. К сожалению, вскоре он вынужден признать, что далеко не всё так просто. Хотя он изо всех сил старается быть добрым, нежным, любящим и внимательным во всех отношениях человеком, тем не менее он часто подмечает, что его мысли и чувства резко расходятся с его добрыми намерениями. Почему?
Обо всём этом, а также о той ожесточённой борьбе не на жизнь, а на смерть, которая неизменно сопутствует этой титанической работе по отысканию в себе проблемных причин, и рассказывает эта книга, композиционно построенная на бесконечных повторениях одного и того же, поскольку именно на основе повторов и осуществляется процесс развития всех учеников.
Рано или поздно все эти бесконечные повторения дадут ученику необходимое понимание, и тогда Свет, излучаемый его душой, беспрепятственно прольётся по каналу вниз и ярко озарит всю его личность. Тогда к нему придёт долгожданное возвышенное понимание, встречи с которым ждёт каждый ученик.
Ибо, когда это понимание в нём отсутствует, Путь кажется долгим, тяжёлым и утомительным; но этот же Путь становится лёгким, необременительным и прекрасным, как только он постигает, что понимание добывается только на основе повторов, ибо они — та стезя образования, идя которой он расчищает себе путь к познанию и обретению внутреннего Света.
9. ПОНИМАНИЕ ЦЕЛОГО ВЕДЁТ К ПРИЗНАНИЮ АБСОЛЮТНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В МЕЛОЧАХ И ДЕТАЛЯХ
Свет истинного понимания озаряет наше сознание в момент достижения нами той стадии развития, которая соответствует уровню нашей готовности к восприятию подобного понимания. В сущности, каждая отдельная стадия нашего развития есть отдельная веха на пути неуклонного, поэтапного роста нашего понимания, которое с расширением объёма нашего сознания также в соответствующей степени вырастает по величине.
Но эти рост и развитие целиком и полностью зависят от нашего умения брать на себя всё большую меру ответственности. Поэтому до тех пор, пока у нас отсутствует понимание своей подлинной сущности, способность ответственного подхода к самим себе будет у нас крайне узкой и ограниченной и не будет идти дальше ответственности за самые насущные и обыденные вещи. Позднее, когда присущее нам духовное проникновение в суть вещей значительно углубится, понимание нами необходимости принятия абсолютной ответственности за все проявления нашей жизни тоже возрастёт неизмеримо. Но по-настоящему сосредоточиться на своей абсолютной ответственности и принять её мы сможем только после того, как вступим на Путь Ученичества.
Вновь и вновь ученик муштрует свою личность, настраивая её на безоговорочное принятие ответственности во всех сферах жизни. Обычно такого рода испытание принадлежит к числу наиболее суровых и трудных испытаний из всех, выпадающих на долю ученика. Это и понятно. Ибо всё то время, в течение которого все наши былые механизмы перекладывания своей вины на других активно действовали и функционировали на всех планах и уровнях, мы только и делали, что создавали себе искажённые понятия о фактических соотношениях и связях. Всё это время мы пребывали в совершенной убеждённости, что самый быстрый и лёгкий способ избежать ответственности — это переложить её на чужие плечи. Тем самым мы лишь запутались в силках собственных самообманов и наваждений и потеряли всякую способность ясно видеть, поскольку уже были не в состоянии разглядеть целое, а лишь отдельные его части.
Бесспорно, отдельные части тоже неизмеримо важны для восприятия целого, но лишь в том случае, если они обозреваются с позиции целого. Если же личность целиком концентрируется только на отдельной части, то она вскоре полностью утрачивает целостное восприятие общей панорамы и становится невольной жертвой самообмана, иллюзий или искажённых соотношений. Ведь часть ни в коем случае не является самим целым, а лишь отдельным фрагментом его. И хотя все эти фрагменты равно важны в панораме целого, но личность этого не видит, поскольку всецело сосредоточена на отдельной малой части, которую она и рассматривает как безусловно самую важную из всех.
Поэтому и в отношении нашей собственной жизни мы тоже остаёмся безответственными, особенно тогда, когда мы её искажаем по отношению к целому, которое мы не способны увидеть и осознать прежде, чем сумеем передоверить себя власти души. Поэтому наша задача — неустанно расти и развиваться во всех сферах и по всем направлениям, чтобы в конечном итоге обрести те внутренние видение и покой, которые способствуют открытию антакараны и установлению контакта с душой. На этом пути наша способность быть ответственными подвергается постоянной проверке и испытанию, однако до тех пор, пока связь с душой остаётся неустойчивой и нестабильной (а она, как правило, остаётся такой вплоть до Второго Посвящения), нам будет неимоверно трудно понять, в чём же суть этой ответственности.
Интуитивно мы сознаём, что ответственность распространяется абсолютно на всё: на каждый поступок, на каждые чувство и мысль, — но до тех пор, пока мы не способны воспринять и вместить в себя целое из-за того, что наш контакт с душой крайне нестабилен и непрочен, до тех пор абсолютная ответственность нам не по плечу, ибо она настолько нас пугает, что мы всеми правдами и неправдами стремимся убежать от неё, ибо она нам кажется слишком необъятной и беспредельной. Нам гораздо легче держаться за старые шаблоны и нормы поведения. Уж их-то мы знаем отлично, и потому они не столь пугающи и опасны, как новые, которых мы ещё не знаем и которые, в силу этого, воспринимаются нами как предвестники различных бед и опасностей.
Постоянно избегая абсолютной ответственности, мы тем самым лишь способствуем консервации наших старых привязок к тираническим повадкам личности, поэтому весь наш духовный рост тоже осуществляется крайне медленно и вяло. Только когда наша связь с душой упрочивается настолько, что через неё мы получаем обзор великой панорамы целого, только тогда к нам, наконец, приходит понимание того, что истинная свобода неотделима от способности принятия абсолютной ответственности, и лишь тогда мы впервые в жизни по-настоящему понимаем сам универсальный закон причины и следствия и прекращаем накручивать новую негативную карму.
Этот знаменательный и решительный поворот в судьбе ученика, в результате которого он полностью освобождается из-под гнёта и тирании личности, наступает только накануне Третьего Посвящения, когда ученик становится, по существу, истинно посвящённым. Хотя ещё задолго до этого он чувствует, что положение дел именно таково, он, однако, очень редко предпринимает какие-либо серьёзные шаги в этом направлении. Слишком часто он концентрируется исключительно на приобретении знания и в то же время полностью пренебрегает своей ответственностью. Поэтому часто и само его знание оказывается слишком сухим, умозрительным, подчёркнуто интеллектуальным, что, в общем-то, неудивительно. Ибо только тогда, когда оно претворяется в практику жизни и наполняется конкретным содержанием при полной ответственности за все его проявления, только тогда оно соединяется со зреющим в ученике даром любви и становится мудростью.
Мудрость даёт человеку понимание целого, а понимание целого, в свою очередь, подводит его к признанию абсолютной ответственности. Ученикам не мешало бы потвёрже это усвоить. Когда же наличествует понимание целого, ответственность становится абсолютной даже в отношении незначительной мелочи или детали, поскольку она всегда выступает как интегральная часть целого, которое должно быть совершенным.