Глава вторая практическая реализация
Затруднения
1. (2) Подготовка к Йоге [Крийа-Йога] состоит в самосовершенствовании, самопознании и посвящении плодов Богу.
2. (2) Все делается для получения Самадхи и уменьшения затруднений.
3. (2) Затруднениями являются: невежество, ложное самоосознание, пристрастие, отвращение и закрепощенность.
4. (2) Невежество является источником всех последующих [затруднений], в каком состоянии они не были: дремлющем, ослабленном, усиленном или распространенном.
5. (2) Невежество есть принятие невечного, грязного, злобного, небожественного за вечное, чистое, хорошее и божественное.
6. (2) Ложное самоосознание – это отождествление познающего [разума] с инструментом познания [телом, органами чувств].
7. (2) Пристрастие – это тяга к удовольствиям.
8. (2) Отвращение – это ответ на неприятность.
9. (2) Закрепощенность – это любовь к жизни, которая, даже будучи изучена, все равно остается в силе.
10. (2) Если они ослаблены, то могут быть подавлены противоположными воздействиями.
11. (2) Их видоизменения называются медитацией.
12. (2) Корень всех привычек и навыков лежит в отвлечении внимания на препятствия как в видимом [материальном], так и невидимом [духовном] планах.
13. (2) Наличие корня приносит плоды [в виде] образов, жизни и ощущений.
14. (2) Плодами их являются удовольствия или страдания, проводимые добродетелями или пороками.
15. (2) Для провидящего все мучительно – как понимание последствий, их опасение, впечатление от них, так и противоречие качеств.
16. (2) Несчастье, которое еще не произошло, должно быть избегнуто.
Независимость духа во время созерцания
17. (2) Причиной всего устраняемого является отождествление созерцающего с созерцаемым.
18. (2) Созерцаемое состоит из элементов и частей, оно по природе своей просветленно, деятельно или инертно, и его назначение состоит в получении опыта и освобождении.
19. (2) Все качества материи могут быть в определенном состоянии, неопределенном состоянии, едва намечены или лишены всяких признаков.
20. (2) Созерцающий существует в виде разума, который хотя и чист, но видит все через окраску интеллекта.
21. (2) И все созерцаемое принадлежит ему.
22. (2) И хотя все это разрушается для достигшего цели, но не уничтожается для других.
23. (2) Слияние является случаем отождествления и самого его и его владыки.
24. (2) Это случай невежества.
25. (2) При разрыве этого слияния путем избегания невежества созерцающий получает независимость от видоизменений и безграничное сознание.
26. (2) Средством уничтожения невежества является непрерывное упражнение в проницательности.
27. (2) Находящийся в этом состоянии семикратно возвысится.
28. (2) Упорно упражняющийся достигнет ясновидения через очищение.
Разделы Йоги
29. (2) Йама, Нияма, Асаны, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхияна и Самадхи – вот восемь орудий Йога.
Йама
30. (2) Йама состоит в отрицании убийства, лжи, неприятие воровства, жадности и алчности.
31. (2) Это нерушимые по времени, месту, намерению и званию великие вселенские законы.
Нияма
32. (2) Нияма состоит в чистоте, воздержании, самосовершенствовании, учении и посвящении [плодов] Богу.
33. (2) Дурные мысли гасят мыслями противоположными.
Следствия из законов
34. (2) Страшным препятствием является любое убийство, как совершенное лично, так и одобренное; произведенное по умыслу, по злобе или неведению, независимо от того, были ли [чувства] сильными, умеренными или слабыми – результатом всегда будет несчастье. Способ преодоления – думать о противоположном [покаяться].
35. (2) Утвердившийся в непричинении вреда способен подавить неприязнь к себе [в любом живом существе].
36. (2) Утвердившийся в правдивости получает способность пользоваться результатом любого действия без совершения самого действия.
37. (2) Утвердившийся в отрицании присвоения чужого любым путем получит любое богатство.
38. (2) К воздерживающемуся приходят сила и бодрость.
39. (2) К отбросившему любопытство приходят знания о прошлой жизни.
40. (2) Через чистоту приходит отвращение к собственному телу и к общению с другими.
41. (2) И приходит просветление, хорошее настроение, сосредоточенность, победа над чувствами и способность к самопознанию.
42. (2) Из удовлетворенности приходит высшее счастье.
43. (2) В теле воздерживающегося и очистившегося пробуждаются сверхъестественные чувства.
44. (2) Через повторение настоящего имени высшего возникает возможность общения с ним.
45. (2) Через принесение всего в жертву Богу можно достичь Самадхи.
Асаны
46. (2) Асаны – это позы, сочетающие в себе устойчивость и удобство.
47. (2) При легком усилии и размышлении о бесконечном.
48. (2) [Овладевшему позами] борьба противоположностей не мешает.
Пранаяма
49. (2) Это следует сочетать с пранаямой – правильными движениями при вдохе и выдохе.
50. (2) Дыхание бывает верхнее, нижнее и полное; различное по месту, длительности и объему; короткое и длинное.
51. (2) Этот раздел состоит в управлении праной как внутри себя, так и снаружи.
52. (2) Чтобы не заслонять свет в сознании.
53. (2) И сознание готово к Самадхи.
Пратьяхара
54. (2) Органы можно расслабить путем перенесения их форм в сознание.
55. (2) Отсюда придет великое искусство управления всеми чувствами.
Глава третья СИЛЫ
Управление сознанием
1. (3) Дхарана состоит в переносе сознания на некоторый объект.
2. (3) Дхияна состоит в непрерывном познании этого объекта.
3. (3) Состояние, при котором воспринимается не образ объекта, а сумма всех его качеств, называется Самадхи.
Самьяма
4. (3) А все три образуют Самьяму.
5. (3) При ее создании наступает просветление,
6. (3) Они [Дхарана, Дхияна, Самадхи] должны использоваться последовательно [на одном объекте].
7. (3) И эта троица наиболее внутренняя по сравнению со всеми иными.
8. (3) Но даже она внешняя по отношению к чистому [трансцендентному] сознанию.
9. (3) Когда путем медитации подавлено беспорядочное видоизменение и создан управляющий образ, углубленное состояние уходит, но потом возвращается.
10. (3) Вернувшееся сознание приносит сильное и устойчивое впечатление.
11. (3) Сами видоизменения тоже можно подвергнуть Самадхи, и при этом возможно сохранение концентрации даже в случае возникновения и усиления отвлечения внимания.
12. (3) Сознание становится простым, охватывая при этом и прошедшее и будущее.
13. (3) Чем и объясняется троичность видоизменений по форме, времени, активности и состоянию.
14. (3) И это основывается на взаимосвязи качеств, их спокойствия, активности или отсутствия.
15. (3) Последовательные перемены есть причина эволюции.