Глава вторая. практическая реализация

Затруднения 1. Подготовка к Йоге [Крийа-Йога] состоит всамосовершенствовании, самопознании и посвящении плодов Богу. 2. Все делается для получения Самадхи и уменьшения затруднений. 3. Затруднениями являются: невежество, ложное самоосознание,пристрастие, отвращение и закрепощенность. 4. Невежество является источником всех последующих [затруднений],в каком состоянии они не были: дремлющем, ослабленном, усиленном илираспространенном. 5. Невежество есть принятие невечного, грязного, злобного,небожественного за вечное, чистое, хорошее и божественное. 6. Ложное самоосознание - это отождествление познающего [разума]с инструментом познания [телом, органами чувств]. 7. Пристрастие - это тяга к удовольствиям. 8. Отвращение - это ответ на неприятность. 9. Закрепощенность - это любовь к жизни, которая, даже будучиизучена, все равно остается в силе. 10. Если они ослаблены, то могут быть подавлены противоположнымивоздействиями. 11. Их видоизменения называются медитацией. 12. Корень всех привычек и навыков лежит в отвлечении внимания напрепятствия как в видимом [материальном], так и невидимом [духовном]планах. 13. Наличие корня приносит плоды [в виде] образов, жизни иощущений. 14. Плодами их являются удовольствия или страдания, проводимыедобродетелями или пороками. 15. Для провидящего все мучительно - как понимание последствий,их опасение, впечатление от них, так и противоречие качеств. 16. Несчастье, которое еще не произошло, должно быть избегнуто. Независимость духа во время созерцания 17. Причиной всего устраняемого является отождествлениесозерцающего с созерцаемым. 18. Созерцаемое состоит из элементов и частей, оно по природесвоей просветленно, деятельно или инертно, и его назначение состоит вполучении опыта и освобождении. 19. Все качества материи могут быть в определенном состоянии,неопределенном состоянии, едва намечены или лишены всяких признаков. 20. Созерцающий существует в виде разума, который хотя и чист, новидит все через окраску интеллекта. 21. И все созерцаемое принадлежит ему. 22. И хотя все это разрушается для достигшего цели, но неуничтожается для других. 23. Слияние является случаем отождествления и самого его и еговладыки. 24. Это случай невежества. 25. При разрыве этого слияния путем избегания невежествасозерцающий получает независимость от видоизменений и безграничноесознание. 26. Средством уничтожения невежества является непрерывноеупражнение в проницательности. 27. Находящийся в этом состоянии семикратно возвысится. 28. Упорно упражняющийся достигнет ясновидения через очищение. Разделы Йоги 29. Йама, Нияма, Асаны, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхияна иСамадхи - вот восемь орудий Йога. Йама 30. Йама состоит в отрицании убийства, лжи, неприятие воровства,жадности и алчности. 31. Это нерушимые по времени, месту, намерению и званию великиевселенские законы. Нияма 32. Нияма состоит в чистоте, воздержании, самосовершенствовании,учении и посвящении [плодов] Богу. 33. Дурные мысли гасят мыслями противоположными. Следствия из законов 34. Страшным препятствием является любое убийство, каксовершенное лично, так и одобренное; произведенное по умыслу, по злобеили неведению, независимо от того, были ли [чувства] сильными,умеренными или слабыми - результатом всегда будет несчастье. Способпреодоления - думать о противоположном [покаяться]. 35. Утвердившийся в непричинении вреда способен подавитьнеприязнь к себе [в любом живом существе]. 36. Утвердившийся в правдивости получает способность пользоватьсярезультатом любого действия без совершения самого действия. 37. Утвердившийся в отрицании присвоения чужого любым путемполучит любое богатство. 38. К воздерживающемуся приходят сила и бодрость. 39. К отбросившему любопытство приходят знания о прошлой жизни. 40. Через чистоту приходит отвращение к собственному телу и кобщению с другими. 41. И приходит просветление, хорошее настроение,сосредоточенность, победа над чувствами и способность к самопознанию. 42. Из удовлетворенности приходит высшее счастье. 43. В теле воздерживающегося и очистившегося пробуждаютсясверхъестественные чувства. 44. Через повторение настоящего имени высшего возникаетвозможность общения с ним. 45. Через принесение всего в жертву Богу можно достичь Самадхи. Асаны 46. Асаны - это позы, сочетающие в себе устойчивость и удобство. 47. При легком усилии и размышлении о бесконечном. 48. [Овладевшему позами] борьба противоположностей не мешает. Пранаяма 49. Это следует сочетать с пранаямой - правильными движениями привдохе и выдохе. 50. Дыхание бывает верхнее, нижнее и полное; различное по месту,длительности и объему; короткое и длинное. 51. Этот раздел состоит в управлении праной как внутри себя, таки снаружи. 52. Чтобы не заслонять свет в сознании. 53. И сознание готово к Самадхи. Пратьяхара 54. Органы можно расслабить путем перенесения их форм в сознание. 55. Отсюда придет великое искусство управления всеми чувствами.

Глава третья. СИЛЫ





Управление сознанием 1. Дхарана состоит в переносе сознания на некоторый объект. 2. Дхияна состоит в непрерывном познании этого объекта. 3. Состояние, при котором воспринимается не образ объекта, асумма всех его качеств, называется Самадхи. Самьяма 4. А все три образуют Самьяму. 5. При ее создании наступает просветление, 6. Они [Дхарана, Дхияна, Самадхи] должны использоватьсяпоследовательно (на одном объекте]. 7. И эта троица наиболее внутренняя по сравнению со всеми иными. 8. Но даже она внешняя по отношению к чистому [трансцендентному]сознанию. 9. Когда путем медитации подавлено беспорядочное видоизменение исоздан управляющий образ, углубленное состояние уходит, но потомвозвращается. 10. Вернувшееся сознание приносит сильное и устойчивоевпечатление. 11. Сами видоизменения тоже можно подвергнуть Самадхи, и при этомвозможно сохранение концентрации даже в случае возникновения иусиления отвлечения внимания. 12. Сознание становится простым, охватывая при этом и прошедшее ибудущее. 13. Чем и объясняется троичность видоизменений по форме, времени,активности и состоянию. 14. И это основывается на взаимосвязи качеств, их спокойствия,активности или отсутствия. 15. Последовательные перемены есть причина эволюции. Управляющие образы обычных сил 16. Самьяма над тремя родам изменений дает знание прошлого ибудущего. 17. При Самьяме о словах, ощущениях от них, их значениях изнаниях, которые обычно смешивают, приходит знание о значении звуков,издаваемых животными. 18. При мысленном представлении различных образов приходит знаниео [своих] прошлых жизнях. 19. При создании Самьямы об особенных чертах другого человекаприходит знание его состояния. 20. Но не мыслей, поскольку это не было предметом Самьямы. 21. При создании Самьямы о форме своего тела, когда энергиявосприятия будет подавлена, связь между светом и зрением прервется итело Йога исчезнет. 22. Карма существует в двух формах: активная форма и скрытаякарма. При этой Самьяме будет дано знамение о времени их реализации иразделении тел. 23. При Самьяме о дружелюбии, доброте и счастье эти качестваусиливаются. 24. При Самьяме о внутреннем свете приходит знание о всемутонченно, скрытом, отдаленном. 25. При Самьяме о силе слона приобретается эта сила. 26. При Самьяме о Солнце - знание о мире. 27. При Самьяме о Луне - знание звезд и галактик. 28. На Полярной звезде - их движение. 29. На кружке пупка - знание о строении своего тела. 30. На ямке у горла - уменьшение голода и жажды. 31. На Самьяме о нерве, именуемом Курма-Нади, тело застывает. 32. На светлом потоке из макушки Йог видит Сиддхов. 33. Или сразу все через божественное озарение. 34. Через сердце доступно знание о мыслях. 35. При размышлении о различии чистого сознания и интеллекта,которые совершенно различны, придет понимание состояниябезграничности. 36. Отсюда придут тончайший слух, осязание, зрение, вкус иобоняние. 37. Это препятствие для Самадхи, они являются действительнымисилами, но лучше всего их молчание. Управляющие образы сверхъестественных сил 38. Сознание может захватить чужое тело при полном расслаблении,разрыве связи со своим телом и знании о точках входа. 39. При умении управлять жизненной силой Удана можно ходить поводе, топи, углям и шипам, не касаясь их. 40. При управлении жизненной силой Самана можно окружить себясветом. 41. При создании Самьямы о связи уха и Акаша [мирового эфира]приходит сверхъестественный слух. 42. При Самьяма о связи тела и Акаша, а потом представлении себялегким, как волокно хлопка, можно свободно перемещаться впространстве. 43. Совершение Самьямы над реальными видоизменениями окружающегодает великую бестелесность, разрушающие преграды просветлению. 44. При совершении Самьямы над элементами, сперва над главными,затем постоянными, тонкими, всепроникающими и уже затемосуществившимися, приобретается власть над ними. 45. Это приносит утонченность, совершенство тела, нерушимость егосвойств. 46. Красота, сила, цвет кожи и стойкость определяют совершенствотела. 47. Мастерство управления органами чувств приходит при Самьяме осиле знания и проницательности, о самосознании и дает их усиление. 48. Отсюда приходит прояснение сознания, не обманываемогоорганами чувств, умение управлять природой. Полная свобода 49. К тому, кто понял соотношение интеллекта и чистого сознания,придет всеведение и всезнание. 50. При отречении даже от этого придет высшее достижение,разрушающее любую несвободу. 51. Не требуется полное отречение от всех удовольствий иискушений со стороны высших сил, чтобы не вернулось зло. 52. Самьяма над мгновениями и их порядком дает проницательность. 53. Из нее возможно получить знание о нераспознаваемом по роду,качествам и месту. 54. Полученное в результате проникновения в суть знанияназывается Тарака, спасающее, оно обнимает все предметы, цели исредства. 55. Полная свобода [Кайавали] достигается равной чистотойинтеллекта и чистого сознания.

Наши рекомендации