Условия реализации программы
Пояснительная записка
Эстетическое воспитание призвано развивать художественный вкус, облагораживать человека. Эстетика способствует гармоничному развитию личности, умению правильно оценивать прекрасное. Главные направления эстетического воспитания таковы: научить видеть красоту со всех сферах жизни, готовить к художественному творчеству в области литературы, музыки, живописи.
Важнейшим нормативным документом по введению федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколенияв действие является Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений Российской Федерации, который состоит из двух частей: инвариантной части и вариативной части, включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня. Как сказано в нормативных документах, Вариативная часть базисного учебного (образовательного) плана учитывает особенности, образовательные потребности и интересы учащихся. Время, отводимое на вариативную часть внутри предельно допустимой аудиторной учебной нагрузки, может быть использовано для увеличения часов на изучение отдельных предметов инвариантной части, на организацию курсов, в которых заинтересованы ученик, родитель, учитель, образовательное учреждение. За счет указанных в базисном учебном (образовательном) плане часов на внеурочные занятия общеобразовательное учреждение реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные программы. Так, в частности, на «Художественно-эстетическое направление» внеурочной деятельности отводится по 2 часа в неделю
Внеурочная деятельность | |||||
Направления Классы | I | II 2010 – 2011 | III | IV | Всего |
Художественно-эстетическое |
Внеурочная деятельность общеобразовательной школе должна стать важным звеном системы непрерывного образования и создать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей в художественно эстетическом направлении. Один из путей создания условий для развития творческих и воспитания толерантных способностей – кружок «Юный художник».
Сельские дети лишены возможности посещать галереи, выставочные залы, знакомиться с произведениями искусства.
Одного часа в неделю изобразительного искусства в 1-4 классах недостаточно, чтобы развить в ребенке творческое и пространственное воображение, познакомиться с различными художественными материалами и разнообразием техник . Занятия проводятся в форме кружка, 1час в неделю.
На занятиях кружка «Юный художник» дети получат возможность расширить свои знания, овладеть новыми способами и приемами, познакомиться с новыми художественными средствами. Полученные знания, умения, навыки помогут ребенку расширить кругозор, расширить интеллект, стать более творчески развитой личностью, воспитать вкус и интерес к искусству, кому-то определить свой профессиональный выбор.
В процессе обучения будет происходить активное общение детей, они сообща будут выполнять разные виды деятельности, а в процессе совместной творческой деятельности возникают и развиваются общие интересы, склонности, потребности, адекватные отношения к тем или иным фактам, процессам, событиям. В учебном процессе возникает взаимопонимание, необходимость совместных усилий, взаимодействие и взаимовыручка.
Систематическое общение в разных сферах жизни и деятельности детей формирует, развивает общие потребности и идеалы, а дружеские и товарищеские отношения оказывают благотворное влияние на процесс формирования личности.
Друзья перенимают друг у друга вкусы, интересы, увлечения.
Такая дружба имеет благотворные социальные последствия, она способствует развитию толерантных отношений между детьми.
Цель:создать условия для формирования творческой личности ребенка, организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы дети понимали и принимали друг друга, уважали традиции и культуру разных народов, живущих в России.
Задачи:
- формировать основы толерантного сознания у младших школьников терпимость к чужим мнениям;
- воспитывать любовь к искусству;
- развитие цветоощущения, зрительной памяти, художественно-творческой активности, художественно-творческой активности, художественных способностей, фантазии;
- обучение основам теории и практики живописи акварельными, гуашевыми и масляными красками;
- обучение основам теории и практики графических изобразительных средств: уголь, сангина, пастель, тушь;
- обучение основам живописной грамоты, формирование навыков передачи цветом предметов с натуры, по памяти, представлению и умений пользоваться художественно-выразительными средствами живописи, графики, углубление знаний по перспективе, цветоведению, передаче формы и объема;
- приобщение к наследию отечественного и мирового искусства;
- обучение разнообразным изобразительным приемам, знакомство с принадлежностями для рисования.
Условия реализации программы
1.Есть дети, желающие получить дополнительные знания по изобразительному искусству.
2.Занятия будут проходить в послеурочное время.
3.Есть возможность регулярно организовывать выставки работ учащихся на специальном стенде.
4.Есть специальные подборки методического и иллюстративного материала, художественные изобразительные материалы: акварель, гуашь, масло, уголь, сангина, пастель, тушь, справочные энциклопедии и другая литература.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов | Всего | Формы учебных занятий | |
Теория | практика | ||||
Введение. Принадлежности для рисования. Изобразительные приемы | Беседа. Знакомство с произведениями художников, выполненных в разнообразных техниках, с использованием разнообразных приемов. Самостоятельные работы. | ||||
Живопись. Монументальная живопись, станковая (акварель, гуашь, акриловые краски). | Беседа. Знакомство с произведениями станковой и монументальной живописи. Групповая работа над панно. | ||||
Люди и животные – главные герои произведений художников. | Просмотр и обсуждение картин художников. Рисование головы и лица человека. Рисование животных. Творческие тематические работы с натуры, по памяти и воображению. | ||||
Разнообразие жанров: 1.1 Портрет 1.2 Анималистический | Просмотр и обсуждение работ. Творческие самостоятельные работы. Коллаж. | ||||
Сказочный жанр: привидения и чудовища в сказках, мифах, легендах. История их возникновения | Просмотр и обсуждение работ художников. Отличие мифических существ от реальных. Творческие самостоятельные работы «Путешествие в прошлое». Силуэтное изображение. | ||||
Машины и механизмы | Просмотр. Конструирование из бумаги и др. материалов. | ||||
Здания | Просмотр, обсуждение. Зарисовки, конструирование. Самостоятельные творческие работы. | ||||
Декоративно-прикладное искусство. Роль предмета в жизни человека. | Просмотр, обсуждение, конструирование предметов мебели. Интерьер здания. | ||||
Пленэр | Рисование с натуры на воздухе. | ||||
Знакомство с профессией художника-оформителя. Шрифты. | История возникновения шрифта. Знакомство, просмотр, алгоритм выполнения шрифта. Самостоятельная работа. | ||||
Итого |
Содержание программы
№ | Краткая аннотация на тему | Кол-во часов |
Художник, возникновение профессии (историческое начало). Чем и как работали художники в старину, современные художники, особенности их творчества, художники разных стран и народов. Графические изобразительные средства: тушь, фломастеры и маркеры, цветные карандаши, восковые карандаши, плакатные перья, цветные мелки. Особенности творчества художников разных национальностей. Техника граттаж, граттаж с предварительным тонированием, работа пером и тушью, работа фломастером и маркерами. Выполнение творческих работ. | ||
Живопись. Монументальная живопись, панно. Отличие монументальной живописи от станковой. Знакомство с разнообразием техник: мозаика, фреска, витраж. Беседа по произведениям искусства Западной Европы, Древнерусского искусства. Групповая работа над панно (пишем губкой). | ||
Люди и животные. Пропорции, приемы изображения. Алгоритмы изображения головы человека, фигуры, животных. Передача движения, выражения лица, человека. Тематические работы: тема материнства у людей и животных. | ||
Разнообразие жанров. | ||
4.1 | Портрет (типы) | |
4.2 | Анималистический жанр (изображение животных в скульптуре, живописи, графике). Знакомство с техникой коллаж. | |
Сказочный жанр. Привидения и чудовища в сказках, мифах, легендах, история их возникновения. Силуэт. | ||
Механизмы и машины. Конструирование техники из бумаги, пластилина, проволоки и др. материалов. Знакомство с техникой оригами. Дизайн. | ||
Здания. Архитектура, дизайн. Создание макетов старинных, современных, необычных архитектурных сооружений. Конструирование из бумаги и др. материалов. | ||
Роль предмета в жизни человека. Конструирование предметов интерьера, стили интерьерного оформления: кантри, хай-тек и др. | ||
Пленэр. Выход на природу. Художники-импрессионисты. Творческие самостоятельные работы. | ||
Художник-оформитель. Декоративные надписи. Разнообразие шрифтов, стилей, инструменты и принадлежности. История возникновения шрифта. Буквица, письменность. |
К концу обучения у младших школьников формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства. Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно- творческой деятельности. Полученные знания и умения учащиеся могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценке произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.
К концу учебного года ученик 1 класса должен
знать/понимать:
* о деятельности художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
* основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно- прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства;
Уметь:
* различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета;
* различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета;
* узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
* сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
* использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);
* применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
* пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала.
Ожидаемые результаты
В ходе работы дети получат возможность подробнее познакомиться с интересной профессией художника, познакомиться и опробовать различные художественные материалы. Развитие в художественно эстетическом направлении.
Дети научатся обсуждать и анализировать работы художников, видеть разнообразие цветовых оттенков, составлять и применять на практике свои сочетания. Научатся видеть богатый красочный мир вокруг себя, попытаются передать все его многообразие в своих творческих работах.
Будут работать над развитием зрительной памяти, творческих способностей, воображения, фантазии.
Результатом будут организованные выставки в школе, районе, более сплоченный дружный коллектив.
Учащиеся, общаясь друг с другом, будут воспитывать терпение, доброжелательность, любознательность, способность к сопереживанию. Коллективная деятельность будет формировать расположенность к другим людям, быть чутким, тактичным, терпимым, учить умению слушать и слышать, что в дальнейшем позволит менее болезненно адаптироваться в новых условиях.
Мониторинг
Программа кружка открытая, в нее могут вноситься некоторые коррективы. Предложения могут вносить дети, так на тему, вызвавшую наибольший интерес детей, могут быть реализованы часы из другой темы.
В конце каждого занятия с целью повышения мотивации к знаниям проводится просмотр и обсуждение работ, отмечаются самые удачные. Дети высказывают свое мнение, учатся быть объективными, не обижать друг друга при оценивании работ, быть гуманными, доброжелательными, учатся без обид выслушивать критику, быть самокритичными.
На выставке выставляются работы всех детей. В будущем эти дети могут участвовать в оформлении газет, каких-либо уголков школы к праздникам.
Методическое обеспечение
Предполагается дать основы теории живописи, графики, научить различать жанры изобразительного искусства.
Дети будут работать над освоением различных художественных материалов, овладевать новыми техниками и приемами, научатся создавать свои цветовые сочетания, видеть цветовое многообразие.
Расширят кругозор, изучая творчество художников различных жанровых направлений, апробируют работу на пленэре. Развитие художественно эстетического направления.
Литература (для учителя)
1. Основы рисунка. Сокольникова И.М., «Титул», Обнинск, 1996 г.
2. Основы живописи. Сокольникова И.М., «Титул», Обнинск, 1996 г.
3.Основы композиции. Сокольникова И.М., «Титул», Обнинск, 1996 г.
4.Изобразительное искусство в начальной школе. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. «Дрофа» 1996 г.
5.Энциклопедия рисования. Перевод с английского. «Росмэн» Москва.
6.Какого цвета радуга. Каменева Е. Детская литература. Москва 1987 г.
7.Краткий словарь худ. терминов. Сокольникова И.М. «Титул» Обнинск. 1996 г.
8.Хочу узнать и нарисовать мир. Дитмар К.В. «Просвещение» Москва 1993 г.
9.Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе «Академия», 1999 г.
10.Выдающиеся русские художники – педагоги. Молева Н.М. «Просвещение» 1991 г.