Критерии и системы оценивания, порядок и условия проведения государственного экзамена (ГЭ)
На основе содержания государственного экзамена разрабатываются экзаменационные материалы, которые представляют собой перечень комплексных заданий (вопросов) для проверки готовности выпускников к решению задач профессиональной деятельности в системе дизайна. Каждое из разработанных заданий (вопросов) соотносится с типовыми задачами профессиональной деятельности выпускника. Задание может опираться на раздел какой-либо учебной дисциплины или на совокупность разделов различных дисциплин, вынесенных на экзамен.
В экзаменационный билет включается три вопроса. Два первых вопроса - теоретические. Третий вопрос – практическое задание.
Для проведения государственного экзамена в соответствии с Программой итоговой аттестации на кафедре искусств, сервиса и туризма разрабатываются экзаменационные билеты, которые утверждаются на заседании кафедры и подписываются заведующим кафедрой, деканом факультета искусств и сервиса и председателем ГЭК.
Перед государственным экзаменом проводится консультация обучающихся по вопросам, включенным в программу государственного экзамена.
Государственный экзамен принимается Государственной аттестационной комиссией. Состав комиссии утверждается приказом ректора вуза.
К сдаче государственного экзамена допускаются студенты, не имеющие академических задолженностей. Студент выбирает экзаменационный билет, время для подготовки ответа отводится в пределах 60 минут. Время ответа студента – 20-30 минут. Для подготовки ответов студентам выдаются проштампованные листы.
По всем вопросам экзаменационного билета студенту членами экзаменационной комиссии, с разрешения ее председателя, могут быть заданы уточняющие и дополнительные вопросы в пределах перечня, выносимого на государственный экзамен.
По завершении экзамена ответ каждого студента обсуждается на закрытом заседании экзаменационной комиссии. Оценка выставляется большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании. При равном числе голосов голос председателя является решающим.
В критерии оценки, определяющие уровень и качество подготовки выпускника, его профессиональную компетенцию, входят:
- уровень готовности к осуществлению основных видов профессиональной деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой;
- уровень освоения выпускником материала, предусмотренного учебными программами дисциплин;
- уровень знаний и умений, позволяющий решать типовые задачи профессиональной деятельности;
- обоснованность, четкость, полнота изложения ответов;
- уровень информационной и коммуникативной культуры.
Оценки «отлично» заслуживает выпускник, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание программного материала, умение свободно решать ситуационные задачи, выполнять практическое задание (проектную клаузуру), предусмотренные программой, а также усвоивший взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии. Ответы на вопросы изложены логично, последовательно, с опорой на разнообразные источники. У студента четко определена своя позиции в раскрытии различных подходов к рассматриваемой проблеме; показано значение разработки данного теоретического вопроса для дизайнерской практики. Он свободно оперирует терминами, ориентирован в дополнительных источниках информации по данной проблеме.
Оценки «хорошо» заслуживает выпускник, обнаруживший систематический характер знаний учебного материала по дисциплинам; раскрывший различные подходы к рассматриваемой проблеме и опирающийся при рассмотрении ответа на обязательную литературу; включающий в свой ответ соответствующие примеры из дизайнерской практики; демонстрирующий знание основных понятий, однако, допускающий неточности и незначительные ошибки.
Оценки «удовлетворительно» заслуживает выпускник, обнаруживший знание основного программного материала на основе изучения какого-либо одного из подходов к рассматриваемой проблеме, но допустившего фактические ошибки в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий; в том числе терминологии и в форме построения ответа.
Оценка «неудовлетворительно» ставится выпускнику, если он в процессе ответа допускает грубые ошибки, показывает незнание теоретического материала, неграмотно решает предложенные задачи.
Содержание ГЭ
Государственный экзамен по направлению 54.03.01 «Дизайн» является междисциплинарным и включает вопросы по следующим общепрофессиональным дисциплинам:
· Рисунок;
· Живопись;
· Цветоведение;
· Основы композиции;
· История искусства;
· История и теория дизайна.
В экзаменационный билет включается три вопроса. Два первых вопроса –теоретические, из области общепрофессиональных дисциплин. Третий вопрос – практическое задание (проектная клаузура).
Программа включает перечень вопросов государственного экзамена, краткое содержание этих вопросов в рамках входящих в экзамен дисциплин, перечень рекомендуемой для подготовки к экзамену литературы, описание порядка проведения экзамена и критериев оценивания уровня подготовленности выпускников. Содержание экзаменационных вопросов отражает основные положения теории и практики, базовые категории и понятия художественной деятельности, историю искусства и дизайна. Экзамен выявляет знание студентами методов научного искусствоведческого исследования, теоретических категорий основных дисциплин пропедевтики, художественных школ и стилевых направлений. Критериями сформированности компетенций студентов выступает способность применять знания в функции средств регуляции профессиональной деятельности, в решении творческих задач. В ситуации экзамена такая способность может быть продемонстрирована посредством анализа и решения смоделированных профессионально подобных проблем и задач. Творческий подход к решению задач демонстрируется выпускником в решении проектной клаузуры.
Содержание программы цикла общепрофессиональных дисциплин
Основы композиции
Основные средства графики – точка, линия, пятно. Определение линий по длине, ширине, форме, цвету и направлению. Тонально-графические формы. Цвет как свойство и средство композиции. Использование главных характеристик цвета в композиции. Материал как специфическое композиционно – пластическое средство. Линейно-пластическая форма. Геометрический вид формы. Масса формы. Положение формы в пространстве. Свет (естественный и искусственный) и светотень. Целостность. Общий характер формы. Согласованность и системность элементов. Равновесие. Единство и соподчинение. Композиционный центр. Главное и второстепенное в композиции. Понятие доминанты. Плоскостная, объемная и пространственная форма.
Виды композиции – фронтальная, объемная и глубинно-пространственная композиция. Приемы и средства построения. Особенности восприятия видов композиции. Внутреннее строение объемной формы и ее структура. Пластическая и графическая моделировка объемной формы. Типы объемной композиции. Художественные свойства глубинного пространства: открытость, замкнутость. Формы на основе ограниченного и неограниченного пространства. Типы глубинно-пространственной композиции.
Средства гармонизации художественной формы. Симметрия и асимметрия. Виды симметричной композиции. Оси симметрии. Композиции с несколькими осями симметрии. Понятия дисимметрии. Тождество, нюанс и контраст: степень сходства и различия. Понятие полярности. Статика и динамика. Виды стабильности формы.Основные виды статичных и динамичных форм. Метр и ритм. Виды метрических и ритмических построений и их сочетаний. Приемы построения ритма. Масштаб и масштабность.Абсолютная и относительная величина формы.Основные приемы масштабной корректировки формы. Указатели масштаба. Масштабность как средство художественной выразительности. Пропорции и пропорционирование. Виды пропорциональных отношений. Методы пропорциональной гармонизации форм. «Золотое сечение». Модульные сетки.
Цветоведение
Видимые и невидимые лучи солнечного света. Явление радуги. Понятие цвета и спектра. Определение освещенности. Отражение, поглащение, пропускание и рассеивание световых лучей, зависимость от характера поверхности.
Понятие ахроматических цветов. Зависимость белых, серых и черных оттенков от коэффициента отражения лучей. Матовые и глянцевые поверхности. Характеристика ахроматических оттенков. Коэффициент яркости. Понятие «серой шкалы», варианты ее выполнения. Назначение «серой шкалы» и ее использование в живописи.
Виды цветов. Понятие хроматических цветов. Зависимость цветовых оттенков от коэффициента отражения лучей. Физические основы цветового зрения. Характеристики хроматических оттенков. Коэффициенты яркости и насыщенность.
Основные понятия цветоведения – яркость и светлота, насыщенность и светлота, их определение. Закономерности цветового восприятия. Определение цветового ряда, виды цветовых рядов.
Яркостный и хроматический контраст. Эффекты одновременного и краевого контрастов. Взаимодополнительные и недополнительные цвета. Пары контрастных и взаимодополнительных цветов как основа цветового круга.
Синтез цветов. Вычитательное смешение цветов. Формирование различных видов цветового круга. Сплошной и ступенчатый цветовые круги. Физический цветовой круг И. Ньютона и его продолжателя Грассмана. Цветовой круг И.В. Гете и его модификация В. Бецольдом. Значение цветового круга для определения гармоничных цветовых сочетаний.
Оригинальные цветовые системы. Теория цвета В.Кандинского. Цветовой шар Ф.О. Рунге. Двойной конус В. Оствальда. Система цветов П.Мондриана. Базовый колористический квадрат по В. Б. Устину.
Эстетическое восприятие цвета. Различие цветов по основным композиционным свойствам. Прием ассоциаций при выборе цветовых сочетаний. Теплые и холодные оттенки. Варианты деления цветового круга. Выступающие и отступающие цвета. Типы колорита.
Ахроматические и хроматические малоконтрастные сочетания. Интервалы в цветовом круге и ахроматическом ряду. Малый интервал. Гармония цветовых отношений. Нюансное цветовое сочетание.
Ахроматические и хроматические резкоконтрастные сочетания. Интервалы в цветовом круге и ахроматическом ряду. Большой интервал. Гармония цветовых отношений. Контрастное цветовое сочетание. Триада цветовых оттенков.
Равноступенный ахроматичекий ряд. Подбор коэффициента яркости. Гармоничное сочетание ахроматических оттенков. Ахроматическая цветовая композиция.
Многотоновые цветовые композиции. Гармоничное сочетание ахроматических и хроматических (теплых и холодных) оттенков. Однотоновые сочетания. Подбор коэффициента яркости и постоянного контраста по однотоновому треугольнику. Монохромия.
Гармоничное сочетание двух хроматических оттенков. Контрастные и нюансные цветовые решения. Подбор коэффициента яркости и насыщенности. Полярная цветовая композиция.
Многотоновые цветовые композиции. Гармоничное сочетание трех хроматических оттенков. Использование триад цветового круга. Контрастные и нюансные цветовые решения, с использованием доминирующего цвета и корректировки площадей тональных поверхностей. Трехцветная композиция.
Гармоничное сочетание четырех хроматических оттенков. Контрастные и нюансные цветовые решения, с использованием доминирующего цвета. Средняя яркость цветовой композиции. Многоцветие. Использование контура изображения. Декоративная цветовая композиция.
Формирование гармоничных цветовых сочетаний в художественной практике искусства и дизайна. Свойства доминирующего цвета и площадь цветовых компонентов. Принципы выбора доминирующего цвета.
Понятия фактуры и текстуры. Применение декоративных поверхностей в станковом искусстве, интерьере и дизайн - проектировании. Специфика ручной проектной графики. Свойства красок и графических материалов. Приемы получения декоративных фактур и текстур (примеры). Особенности восприятия фактуры и текстуры.
Рисунок. Живопись.
Понятие рисунок. Станковый, академический и учебный рисунок. Разновидности рисунка по назначению и методам, технике и характеру рисования, жанрам и темам. Формирование навыков изображения объектов предметного мира, пространства и человеческой фигуры с помощью изучения основ построения, конструкции и пространства. Развитие у дизайнера конструктивного мышления, способности к анализу и синтезу пространственных форм.
Различные графические материалы, которые используются для выполнения рисунка: карандаш, уголь, соус, пастель, сангина, фломастер. Описание их, форма изготовления. Область применения. Сочетание с разными типами бумаги. Особенности техники рисования различными материалами: цветовая тональность, характер штриха, текстура, тональная градация. Возможность комбинирования материалов.
Учебное рисование с натуры, отличие от рисунков по памяти и воображению. Прорисовка формы и выявление её характера. Выявление пространственного положения формы, светотеневая проработка. Поиск пропорциональных отношений. Применение набросков, зарисовок и эскизов, специфика их выполнения.
Элементы формообразования. Простые и сложные формы. Конструкция – основа формы. Обобщение и геометризация. Каркас рисунка симметричных тел - линии «осевая» и образующие, круги вращения. Контур (абрис) предмета.
Реалистический метод изображения предметов. Передача объема на плоскости. Определение линейной перспективы. Фронтальная и угловая перспективы. Основные понятия перспективы. Выбор линии горизонта и точки зрения. Эффект воздушной перспективы. Достижение плановости в композиции.
Светотень как средство изображения предметов, их объема и положения в пространстве. Выявление объема предметов с помощью освещения, прокладка светотени. Зависимость освещенности предмета от падения луча света. Определение света, блика, полутени, рефлекса. Собственная и падающая тени.
Общее композиционное размещение элементов натюрморта на плоскости бумаги. Выбор композиционного центра. Определение пропорциональных отношений, перспективного положения, тональных отношений предметов. Согласованность и уравновешенность деталей, обобщение рисунка.
Выбор вида перспективы, местоположения зрителя. Возможные перспективные искажения и корректировка интерьера. Передача естественного и искусственного освещения. Использование воздушной перспективы в изображении экстерьера. Формирование первого, второго и третьего планов пейзажа.
Понятие пленера. Материалы и инструменты для работы на пленере. его значение в художественной подготовке художника и дизайнера. Особенности передачи освещения и колорита пейзажа.
Материалы для живописных работ: акварель, гуашь, масло, темпера, акрил. Описание, форма изготовления, способы разведения. Сочетание с разными типами бумаги и холста. Область применения. Инструментарий. Особенность нанесения изображения различными материалами и инструментами: характер пятна, фактура и текстура, потечность. Прозрачные и глухие краски. Цветовая палитра.
История искусства
Классификация видов пространственных искусств. Временные, пространственно-временные (синтетические) и пространственные виды искусств. Изобразительное искусство. Станковое, монументально-декоративное и декоративно-прикладное искусство. Технические искусства.
Основные теории происхождения искусства. Магические и мифологические представления как основа возникновения искусства. Социальная функция искусства. Теория художественного инстинкта. Эстетические воззрения И.Канта, Ф. Шиллера и Г.В. Плеханова. Первобытное искусство – формы, функции, специфика.
Искусство древнего Египта – типологическая характеристика, периодизация, основные типы архитектурных сооружений, монументальная и мелкая пластика, скульптурный рельеф и живопись. Каноничность как главное художественное качество искусства Египта. Монументальность формы при чувстве гармоничного равновесия, симметричности пропорций как основополагающие черты египетского искусства. Сакральная значимость иероглифики и ее связь с изобразительными темами. Типология египетской мебели. Выявление специфики формально-образного языка в обозначенных этно - культурных рамках. Использование египетских стилистических признаков в произведениях искусства других исторических эпох.
Периодизация крито-микенской цивилизации (рубеж III-II тыс. до н.э. – XII в. до н.э.). Географические рамки крито-микенской культуры и основные центры ее развития на островах и материке. Позднеминойский период - 1600-1200 гг. до н.э. Своеобразие архитектурной композиции и художественного облика критских дворцов на примере Кносского дворца: вписанность архитектуры в окружающий ландшафт; свободная живописность, асимметричность планировки помещений, чередование открытых дворов с замкнутыми помещениями; сложность маршрута; живописно-декоративный характер интерьера; художественные и тектонические особенности критской колонны. Живописная смена освещенных и неосвещенных пространств как определенная эстетическая концепция, связанная с особенностями ритуально-церемониальной программы дворцового комплекса. Росписи Кносского дворца.
Периодизация искусства Древней Греции. Особенности социально-политической структуры древнегреческого общества. Ментальность и система ценностей греческой культуры (антропоцентризм и т.п.). Роль личности художника в греческом искусстве. Неоднородность греческого искусства для различных регионов античного мира (различия между центрами материковой Греции, между метрополиями и колониями). Искусство гомеровского времени (XI - VIII в. до н.э.). Искусство периода архаики (VIII - VI вв. до н.э.). Искусство периода классики (V - IV вв. до н.э.).
Изменение социальной, этической роли архитектуры как причины появления новых конструктивных решений. Особенность эстетической программы греческой архитектуры. Храм - образ гармонично построенного Космоса, “философия в камне”. Основные элементы архитектурной композиции храма. Типы греческих храмов: храм в антах, простиль, амфипростиль, периптер, диптер, толос. Особенность использования принципа симметрии в греческой архитектуре. Важность пространственно-пластических эффектов в греческой архитектуре. Роль скульптуры в греческом храме. Храм как синтетическая архитектурно-скульптурная программа. Особое значение цвета в архитектуре.
Сложение ордерной архитектуры как системы художественно-выразительного единства несомых и несущих частей. Дорический и ионийский ордера: основные элементы конструкции. Коринфский ордер. Взаимосвязь элементов греческого храма: функциональное значение и образная программа. Понятие архитектоники. Введение системы соразмерности, гармоничности в зрительном восприятии архитектуры. Пропорции греческого храма: продуманность пластического образа. Место ордерной конструкции в мировой истории искусств.
Образ человека как центральная тема греческой пластики. Специфика формально-содержательной структуры в показе мужских и женских образов (куросы и коры). Роль цвета в скульптуре архаики. Постепенная эволюция пластического образа по пути выявления пропорций человеческого тела, интереса к объему в период зрелой архаики. Новое понимание статуарного образа во второй половине VI до н.э.: выразительность силуэта, архитектоника формы, пластическая разработка одежды и мускулатуры. Зарождение и эволюция групповой статуарной композиции (Мосхофор). Скульптурное надгробие. Скульптурное оформление храмов - пластическая передача конкретного мифологического сюжета.
Художественно-образная программа ансамбля Афинского акрополя.Равновесие компонентов композиции - единство свободной компоновки и порядка как в элементах зданий, так и в композиции ансамбля. Соразмерность человеческим масштабам. Своеобразие логики ансамблевой планировки, связанной с маршрутом панафинейских шествий. Основные элементы ансамбля: Пропилеи, храм Ники Аптерос, Парфенон, Эрехтейон. Парфенон как вершина в развитии греческой архитектуры и скульптуры. Эрехтейон: асимметрия планировки как особенность формально-образной структуры. Парфенон и Эрехтейон: гармонический баланс контрастов в передаче органической связи архитектуры и скульптуры в ансамбле Акрополя.
Искусство периода классики (V - IV вв. до н.э.). Стремление воплотить в пластике жизненную убедительность движения как основная задача классики. Новый подход к изображению человека: конкретность пластического образа и показ состояния действия или способности к нему. Ранняя классика - постепенное овладение конкретной передачей пластическими средствами мотива движения (Дельфийский возничий, статуя Посейдона (Зевса),“Тираноубийцы”).Зрелая классика - творчество Мирона (“Дискобол”, Афина и Марсий). Канон Поликлета и его применение в скульптуре. “Дорифор” и система хиазма. Скульптура Фидия (Афина Парфенос, Зевс Олимпийский). Поздняя классика. Новые черты в художественном отражении мира как следствие изменений, вызванных утратой идеалов полиса. Творчество Скопаса - разрушение целостного и гармоничного пластического образа в сторону передачи острых, взволнованных мотивов.(Менада). Аполлон Бельведерский скульптора Леохара. Скульптурное оформление храмов.
Вазопись периода архаики. Расширение сферы используемых сюжетов и форм сосудов как черта архаической вазописи. Чернофигурная вазопись: особенность художественно-содержательной программы. Творчество Экзекия (килик с ладьей Диониса, Ватиканская амфора). Краснофигурная вазопись и ее мастера (Евфроний, Евфимид). Вазопись периода классики. Дальнейшее развитие краснофигурной вазописи (“строгий стиль”). Изысканная линия, передача подвижного покоя, гармоничный баланс в показе мифологического сюжета через реальный, “бытовой” эпизод как основные черты “строго стиля”. Мастер Бриг - килик с изображением последствий пирушки. Особенность формально-образной структуры белофонных лекифов. Фигурные сосуды.
Искусство эллинистического времени. Хронологические и территориальные рамки эллинистической эпохи. Интенсивное развитие всех художественных форм, их связь, как с греческими, так и с восточными принципами искусства. Отказ от эстетического идеала греческого искусства. Утрата архитектурой цельности и органичности содержания и выдвижение на первый план проблемы эмоционального воздействия архитектуры. Тенденция к смешению различных ордеров и их элементов. Алтарь Зевса в Пергаме: особенность художественно-образной программы, пример синтеза архитектуры и скульптуры эпохи эллинизма. Мавзолей в Галикарнассе - композиция сооружения, скульптура Усложнение композиции построек и появление темы напряженного преодоления пути в ансамблях эллинистической архитектуры.
Существование в эпоху эллинизма различных скульптурных школ. Ника Самофракийская и Венера Милосская скульптора Александра: два варианта представления о художественно-содержательной программе эпохи (подчеркнутая чувственность и повышенная драматичность). Появление в эллинистическое время статуй правителей, философов, интерес к возрастным особенностям. Аллегория в эллинистической скульптуре. Лаокоон.
Периодизация искусства этрусков. Этрусская культура как взаимосвязь культур отдельных городов - государств. Религиозные воззрения этрусков и их роль в формировании образной программы этрусского искусства. Основные центры этрусской культуры. Погребальная архитектура. Деление гробниц на основные типы по экстерьеру и интерьеру. Монументальные росписи. Сюжеты росписей этрусских гробниц. Погребальный культ и его влияние на сложение художественно-образной программы этрусских гробничных росписей.Фантастичность композиции и повышенная декоративность цвета. Период архаики (около 600-470 гг. до н.э.) Введение композиции в гробничные росписи и принципа организации пространства (цоколь, сюжетная зона, фронтон, ложная дверь). Развернутые повествовательные циклы, сохранение яркой декоративности цветовой гаммы, использование жесткого контура, статичность, застылость поз, большое количество “пейзажных” тем, возможность тематических вариаций в рамках общей содержательной системы как отличительные черты монументальной живописи эпохи архаики (Гробницы Львиц, Авгуров в Тарквинии). Эпоха классики (около 460-380 гг. до н.э.). Постепенный отход от органического единства живописи и архитектуры, широта палитры, выразительность контура, в конце периода классики - стремление к повышенной декоративности, усложнение композиционных схем, увеличение орнаментальности (Гробница Леопардов, гробница Триклиния). Погребальные урны. От биконических урн типа импасто к этрусским погребальным урнам из Кьюзи (VII- нач. VI вв. до н.э. - крышки, украшенные специально изготовленной бронзовой маской, кон. VI - пер. пол. VI вв. до н.э. - с крышками в виде человеческой головы). Выразительность черт лица и жеста, отсутствие идеализации и своеобразие каждого образа. Урна-канопа, украшенная глиняной маской из Кьюзи, урна-канопа из Сартеано. Слабая расчлененность формы, строгая фронтальность позы, как характерные черты погребальных урн в виде сидящих фигур (Кьюзи, VI в. до н.э.). Появление в кон. VI в. до н.э. нового типа урны в виде прямоугольного ящика с рельефами и его широкое распространение в Этрурии. Формирование в V в. до н.э. урн с изображением возлежащего на ложе умершего и сидящей рядом женской фигуры. Саркофаги.Разработка пластического мотива лежащей фигуры при акценте на тщательное исполнение головы в саркофагах VI до н.э. Саркофаг супружеской четы из Черветери. Вторая половина VI в. до н.э. - новый тип саркофага с плоско лежащими на крышке фигурами. Саркофаг с изображениием умершей четы на крышке из Бостонского музея. Разработка в течении III в. до н.э. единого типа (общего для урн и саркофагов) в виде ящика, украшенного рельефами и изображением пирующего умершего, постепенный рост внимания к портретным чертам.
Периодизация древнеримского искусства. Искусство Древнего Рима периода Республики. Древнейшая (VIII -V вв. до н.э.) и республиканская (V в. до н.э.-I в. н.э.) эпохи как периоды становления римского искусства. Отличное от греков, “римское“ понимание ордера: ордер как рама, оформляющая архитектурное пространство, система наложенного ордера. Применение арки и свода. Иное идейное содержание архитектуры: грандиозность, масштабность, прославление величия империи и императора, монументальность, большой пространственный размах, стандартизация элементов архитектуры и декора. Формирование в эпоху Республики основных типов сооружений: форумы, базилики, храмы, термы, театры, жилая архитектура - виллы. Использование техники бетона. Применение ордерной аркады как функциональное и художественное решение. Искусство Римской империи.Важность для архитектуры империи проблем эволюции основных типов архитектурных сооружений. Формирование римской триумфальной арки и ее художественно-образная структура. Широкое распространение римской архитектуры по всей территории империи.
Раннереспубликанский портрет - ведущий жанр изобразительного искусства Рима. Выработка основных типов портретов: бюст, стоящие статуи ораторов, полководцев. Соотношение индивидуального и типического: четкая конструктивность пластического объема, точность в изображении реальных деталей. “Оратор”, портрет Брута. Эволюция портрета от Ранней и зрелой республики к Поздней республике, переход к портретам политических деятелей, выход личности изображаемого за рамки республиканских представлений. Портрет Юлия Цезаря.Портрет Августа из Прима Порто - “программный” характер парадных статуй, идеализация личности под влиянием новых эстетических норм, официальное направление в римском скульптурном портрете. Многообразие направлений в развитии скульптурного портрета, постепенная замена идеализирующей трактовки более точной передачей черт лица и характера человека. Время домината - эпоха глубокого кризиса античных пластических форм. Переход к уплощенной форме, постепенный отказ от объема, часто застылость, схематизм и гипертрофия в передаче черт лица, перенос интереса исключительно в область передачи внутреннего состояния и потеря художественного единства образа. Портрет Константина.
Живопись. I Помпейский стиль (II в. до н.э. - 80-ые гг. I в. до н.э.) - слитность росписи с пластикой архитектурных элементов, подчеркивание конструктивности формы, преобладание теплых тонов (красного, коричневого, желтого). II Помпейский стиль (80-15 гг. до н.э.) - большая иллюзорность, принципиально новое понимание архитектурно-живописного образа и соотношения интерьера с окружающим здание пространством, прорыв стены (введение иллюзорных архитектонических элементов, использование видов природы). Вилла Мистерий в Помпеях. Росписи III Помпейского стиля (15-г. до н.э. - 50 -е гг. н.э.) - отказ от декораций, нарушавших плоскость стены, интерес к торжественной статике, включение клейм с пейзажными видами, натюрмортами, портретами. Крупные композиции сюжетного характера. Альдобрандинская свадьба. Четвертый помпейский стиль - использование приемов иллюзорного прорыва пространства, фантастических архитектурных композиций, динамичность, выбор в сюжет напряженных, драматических композиций, тяготение к пространственной широте. Росписи дома Веттиев, Золотого дома Нерона.
Программа Колизея: предельная простота и экономичность конструкции, замкнутость, отгороженность объемов и в силу этого интерес к внутреннему пространству, система ордерной декорации (наложенный ордер, применение одновременно всех трех ордерных систем, использование большого ордера) для различного осмысления и эмоционального восприятия ярусов. Широкое использование ордерной аркады, пластических элементов для оживления архитектурной массы стены. Колизей как самое значительное сооружение I в. н.э.
Пантеон - как наивысшее выражение инженерной и архитектурной мысли античного Рима. Художественно-образная программа Пантеона: пример перекрытия большепролетного купольного пространства, приоритет в развитии интерьерного пространства.
Периодизация искусства Древней Руси. Влияние Византийской культуры и искусства. Формирование композиции крестовокупольного храма. Отличительная черта искусства домонгольской поры – монументализм форм (храм Софии Киевской и Софии Новгородской). Одноглавные четырехстолпные храмы Новгорода и Москвы. Храмы с зальным пространством интерьера (Московский Успенский собор). Шатровое зодчество (церковь Вознесения в Коломенском).
Развитие местных художественных центров Древней Руси в XIII – XIV вв. Архитектура Новгорода XIV в. Приходская церковь как новый вид храма (первая из этой серии церковь Спаса на Нередице). Влияние изменения материала и строительной кладки на композицию и внешний облик храмов. Церкви Спаса на Ковалеве, Успения на Волотовом поле, Спаса Преображения на Ильине улице. Монументально-декоративное убранство храмов – сюжеты и символика. Фрески Феофана Грека.
Венец – основной конструктивный элемент в деревянном сооружении русского зодчества. Каноническая схема, лежащая в основе композиции деревянного храма. Трехчастная форма простейшего клетского храма (церковь Лазаря XVI века). Восьмерик – новый плановый прием в архитектуре. Появление восьмериковой церкви с четырьмя прирубами. Ансамбль построек на острове Кижи Онежского озера. Шедевр деревянного зодчетва XVII века – двадцатидвухглавая Преображенская церковь.
Четырехугольный бревенчатый сруб – основа деревянных построек. Простейшая форма жилья с печью – изба. Особенности освещения. Композиция традиционного русского жилища, применение принципа разделения на отдельные части и модульного построения. Комбинация жилой и хозяйственной зон. Эволюция жилища городского типа в XVI – XVII веках. Связь с природным окружением и сезонное использование некоторых помещений. Различное назначение палат. Формирование теремного ансамбля построек. Деревянный дворец Алексея Михайловича в Коломенском.
Значение монастырей в государственной и социальной жизни Московской Руси XIV – XVII веков. Влияние Сергия Радонежского на развитие православия. Формирование нового типа монастыря с общежитийным уставом. Троице-Сергиева Лавра как центр православной философии и национальной культуры. Участие монастырей в освоении и укреплении рубежей Северо-Западной Руси. Кирилло-Белозерский, Ферапонтов, Соловецкий, Валаамский, Мирожский и другие монастыри. Творческая деятельность Андрея Рублева и Дионисия. Развитие книжной миниатюры.
Формирование художественных школ русских земель. Язык и содержание иконы. Иконопись – основной вид изобразительного искусства. Новгородские иконы XIII-XV вв. Лаконичность и простота композиции, точность рисунка, красочный колорит, неповторимая трактовка изображений. (Чудо Георгия о змие; Чудо о Флоре и Лавре). «Житийные» иконы. Иконы «северного письма». Псковские иконы XIII-XV вв. Монохромная палитра, тяжеловесные фигуры, контрастная гамма. Московские иконы XIV - XV вв.
Андрей Рублев. Биографические данные. Работа в Благовещенском соборе Московского Кремля. Творческая школа Феофана Грека. Участие в формировании композиции православного «высокого» иконостаса. Фрески и иконостас Успенского собора во Владимире. «Звенигородский чин». Икона «Троица» - взаимосвязь авторского замысла и оригинальной композиции. Влияние Андрея Рублева на Московскую школу иконописи.
Определение места декоративно-прикладного искусства в русской художественной культуре. Отражение процесса развития национальных форм культуры в истории декоративно-прикладного искусства. Традиции обработки материалов в художественном ремесле. Художественное ремесло Владимиро-Суздальского княжества. Культурные связи с Византией и Западной Европой. Соединение художественного ремесла с архитектурой, резьба по белому камню.Развитие ковки, чеканки, литья. Техника "огневого золочения". Художественное ремесло Новгорода. Эмаль, чеканка, резьба по дереву, камню, кости. Плетеный орнамент в новгородском ремесле. Памятники золотого и серебряного дела XI-XII вв. и новгородской школы древнерусского шитья. Декоративно-прикладное искусство Московского государства в XIV-XVI вв. Ювелирное дело. Лицевое шитье Москвы и Новгорода. Мастерские Троице-Сергиева монастыря и школа миниатюрной резьбы по дереву и кости. Резьба по дереву в церковной утвари и храмовом убранстве. Керамика: распространение ножного гончарного круга, появление новых типов красноглиняной посуды. Искусство XVI века. Первые сведения о царских мастерских в Кремле. Сложение общих стилевых тенденций в декоративно-прикладном искусстве Москвы. Лицевое шитье, влияние иконописной школы Дионисия. Шитье середины и второй половины XVI в. Ювелирное дело (скань, эмаль по скани, чеканка и резьба по серебру, чернь по золоту). Серебряное дело Новгорода, Сольвычегодска, Вологды. Резьба по дереву. Развитие сквозной и рельефной резьбы. Растительный («травный») орнамент в резьбе и росписи по дереву. Связь росписи по дереву с развитием иконописи и книжного искусства. Области ее применения (внутреннее убранство, украшение иконостасов, мебели, церковной утвари, ларцов, сундуков, деревянной посуды). Ажурная и рельефная резьба по кости. Чернолощеная и мореная керамика. Применение ангоба и глазури. Появление архитектурной керамики. Медное литье и кузнечное дело.
Барокко - система художественного видения и стиль. Особая форма синтеза искусств, основанного на взаимопроникновении и переходе одних видов искусства в другие. Зрелищность, театральность. Итальянское барокко – зарождение и формирование стилистических особенностей. Архитектура римского барокко – характеристика, мастера, памятники. Бернини и Борромини. Монументальная и станковая живопись эпохи барокко – направления и мастера. Развитие жанров. Караваджо. Итальянская скульптура эпохи барокко – мастера и памятники. Бернини. Грандиозность масштабов, роскошь материалов, декоративная яркость, разнообразие решаемых задач и жанровое богатство итальянского барокко. Основные черты стиля барокко - слитность текучих, сложных, обычно криволинейных конструкций, богатство интерьера, декоративность композиции.
Варианты ар-нуво в разных национальных школах. Общие и специфические черты архитектуры модерна в разных странах. Национальные школы и мастера (Уильяма Морриса, Виктор Орта, Анри ван де Вельде, Антонио Гауди,). Русская школа модерна (Федор Шехтель). Живопись ар - нуво. Модерн (Ар – нуво) – характеристика стиля. Путь от эклектики к архитектуре ар-нуво. Сохранение значения исторических стилей; формирование оригинальных принципов формотворчества. Значение индивидуальной манеры архитектора и специфики национальных традиций. Варианты отказа от конструктивного значения ордерной системы. Основные характеристики стиля: асимметрия, уход от жесткой взаимообусловленности логик построения экстерьера и интерьера, значение и функции орнаментально-декоративных элементов, сочетание разнородных материалов, роль цвета, символический язык форм, функциональность внутреннего пространства. Многообразие направлений внутри ар-нуво.
История и теория дизайна.
Периодизация истории и культуры Древнего Египта. Использование искусственного орошения в земледелии. Археологические находки, рельефы и росписи храмов и гробниц как источник сведений о материальной культуре Древнего Египта. Различные виды ремесел и мастерских. Сельскохозяйственные орудия и инструменты для ремесла. Использование различных видов металлов и сплавов (бронзы, железа). Изобретение ткацкого станка, гончарного круга и стекловарения. Формы керамической посуды и появление керамической плитки. Ювелирные золотые украшения с использованием цветного стекла и поделочных камней. Ритуальные сосуды из камня. Стеновые и стоечно-балочные конструкции на основе каменных блоков. Строительство пирамид в период Древнего царства в Гизе. Храмовые комплексы в Карнаке и Луксоре. Типы и формы египетской мебели. Изобретение замка. Конструкции египетских кораблей. Средства передвижения – носилки, повозки и колесницы.
Периодизация истории и искусства государств Античного мира. Изобретение гончарного круга. Типы греческих сосудов. Рельефы и вазопись как источник сведений о материальной культуре Античной Греции. Создание системы архитектурных ордеров на основе стоечно-балочной конструкции. Храмы Афинского Акрополя. Александрийский маяк и Колосс Родосский – памятники архитектуры и техники. Совершенствование конструкции замка и ткацкого станка, формы масляного светильника. Типы и формы греческой мебели. Виды парусных кораблей.
Периодизация истории и искусства Древнего Рима. Открытие бетона и арочных, сводчатых и купольных конструкций на его основе в Древнем Риме. Храм Пантеон и Колизей. Первые многоэтажные дома – инсулы. Технические сооружения Древнего Рима: акведуки, дороги и канализация. Различные виды ремесел в античном мире. Кузнечное дело, получение железа и других металлов. Изделия из двухслойного цветного стекла. Совершенствование формы античной мебели, мебель римлян. Виды парусных кораблей.
Периодизация истории и искусства стран Западной Европы в эпоху Средневековья. Развитие арочно - сводчатой конструкции в романском и готическом архитектуре. Крепостные сооружения. Дракар - парусный корабль викингов. Первые механизмы на основе силы ветра и воды. Появление книгопечатания, витража и ковроткачества. Различные виды ремесел. Совершенствование ткацкого станка. Производство шпалер. Различные техники обработки металлов. Открытие эмали. Организация ремесленных цехов в Западной Европе. Ремесленные мастерские как место производства, обучения и изобретения приспособлений. Колонна Бернарда. Типы и формы романской и готической мебели.
Периодизация культуры и искусства периода Возрождения. Реформирование ремесленного производства. Эволюция первых механизмов. Появление мануфактур. Первые теоретические работы, посвященные архитектуре и механике. Научная и проектная деятельность Леонаро да Винчи. Использование методов дизайна. Разработки летательных аппаратов, военной техники и пантонных мостов. Итальянская мебель Возрождения.
Периодизация культуры и искусства Древней Руси и России. Развитие арочно - сводчатой конструкции на основе камня и кирпича в Древней Руси. Деревянное зодчество. Архитектурная керамика. Кирпичное строительство и роль изразцового декора. Декоративно-прикладное искусство XVII века. Ремесленные палаты Оружейного приказа. Декоративные приемы в колокольном и пушечном литье. Сольвычегодские («усольские») живописные эмали, их влияние на искусство Москвы. Развитие декоративного стиля во второй половине столетия. Влияние украинского и белорусского художественного ремесла. Растительный («травный») орнамент в искусстве «московского барокко», в убранстве интерьеров, в резьбе и росписи по дереву и других видах декоративного искусства. Керамика московской Гончарной слободы. Царские стекольные заводы XVII века. Петровская эпоха в декоративно-прикладном искусстве. Западноевропейские художественные влияния. Совершенствование техники ремесленного и мануфактурного производства. Зарождение художественной промышленности. Различные виды ремесел и формы предприятий в России Нового времени. Техники ткачества и набойки. Типы и формы русской мебели. Появление мануфактур и заводов. Основание стекольных заводов под Петербургом. Основание Петербургской шпалерной мануфактуры. Появление фаянса и изобретение фарфора. Основание фарфоровой мануфактуры в Петербурге. Деятельность Д.И. Виноградова. Создание казенного фаянсового завода в Петербурге. Деятельность Петербургского казенного стекольного завода. Опыты М.В. Ломоносова в области цветного стекла. Изобретение парового двигателя, станков и машин. Проектная деятельность А.К. Нартова.
Периодизация культуры и искусства Западной Европы Нового времени. Наука как фактор технического прогресса XVII – начала XIX веков. Особенности и типы мануфактурного производства. Различные виды ремесел. Мануфактура Гобеленов во Франции. Типы и формы мебели XVII – начала XIX веков. Изобретение парового двигателя, станков и машин. Реформа текстильного производства. Первые паровозы. Появление промышленных предприятий. Стандартизация изделий. Разделение станкового искусства и прикладного творчества.
Хронология Всемирных промышленных выставок XIX века. Роль Первой Всемирной выставки в Лондоне. Павильон «Хрустальный дворец». Особенности первых выставок и их значение в развитии дизайна. Формирование принципов экспозиционного дизайна.
Концепции промышленного искусства в теоретических работах английского философа, публициста и теоретика искусства Джона Рёскина; немецкого архитектора, коллекционера и педагога Готфрида Земпера; инженера и теоретика машиностроения Франца Рело; английского художника, общественного деятеля и искусствоведа Уильяма Морриса. Художественно-промышленные компании У. Морриса.
Европейское движение за создание нового художественного стиля. Период ар - нуво в культуре и искусстве Западной Европы. Новая концепция формообразования в художественном творчестве. Особенности проявления модерна в Бельгии, Франции и Германии, Шотландии, Австрии. Стиль Гимара. Школа Глазго. Ведущие архитекторы – Виктор Орта, Анри Ван де Вельде. Гален и Лалик – ведущие дизайнеры и художники прикладного искусства.
Период модерна в культуре и искусстве России. Новая концепция формообразования в художественном творчестве. Санкт- Петербургская и Московская школы модерна. Творчество Федора Шехтеля. Формирование «русского стиля» в архитектуре и прикладном искусстве. Абрамцевский кружок и Талашкинские мастерские. Ведущие архитекторы и художники. Значение Кустарного музея в формировании художественных промыслов. Участие России в международных промышленных выставках. Отечественные промышленные выставки в Петербурге, Москве и Нижнем Новгороде.
Влияние новых художественных течений в станковом искусстве (футуризм, кубизм) на становление дизайна. Хронология развития дизайна в первой половине XX века. Новая эстетика функциональности в архитектуре и искусстве. Особенности дизайна в США и Западной Европе. Группа «Де Стиль» (Голландия 1917 г.). Творческая программа Пита Мондриана. Чикагская школа архитектуры. Становление «интернационального стиля». Функционализм в Швейцарии 30-х годов. Ведущие дизайнеры и архитекторы – Фрэнк Ллойд Райт, Мисс Ван дер Роэ, Ле Корбюзье.
Баухауз – первая крупная школа промышленного проектирования (1919 – 1933 гг.). Концепция образования дизайнера и методики преподавания. Структура учебного заведения. Основатели и преподаватели Баухауза - Мисс Ван дер Роэ, Итен, Василий Кандинский, Пит Мондриан. Роль Вальтера Гропиуса в становлении дизайн - образования. Выставочная и проектная деятельность Баухауза. Мебель для сиденья на металлической основе Марселя Брейера.
Реформирование художественного образования в Советском Союзе. Высшие художественно-технические мастерские – Высший художественно-технический институт (1920 – 1930 гг.) - советская школа промышленного проектирования. Концепция образования дизайнера и методики преподавания. Структура учебного заведения. Преподаватели ВХУТЕМАСа – ВХУТЕИНа - А. Родченко, В. Татлин, Л. Лисицкий.
Германский художественно-промышленный союз и его история (1917 – 1933 гг.). Промышленная, выставочная, издательская, образовательная деятельность союза. Основатели немецкого Веркбунда. Деятельность Германа Мутезиуса и Людвига Мисс Ван дер Роэ.
Творчество Раймонда Лоуи в 30-х – 40-х годах. Концепция коммерческого дизайна. Стайлинг как метод дизайна. Проектирование по прототипу. Влияние на современное предметное окружение: различные виды товаров, рекламу и оборудование, - в США и Западной Европе.
Хронология развития дизайна в странах Скандинавии. Влияние народных традиций на создание промышленной продукции. Скандинавский функционализм. Творчество Алвара Аалто (1898–1976). Особенности финского, шведского и датского дизайна. Крупнейшие фирмы по проектированию, производству и торговле промышленными товарами, ведущие дизайнеры. Шведская фирма IKEA.
Хронология развития советского дизайна. Влияние русского авангардного искусства на становление дизайна. Творчество Владимира Татлина. Конструктивизм – новая концепция формообразования в художественном творчестве. «Агитационный фарфор». Теория «Производственного искусства». Творческие объединения в Советском Союзе. Значение Международной выставки декоративных искусств и художественной промышленности в Париже (1925 г.). Выставочная деятельность в 20-е – 30-е годы в СССР. Новые типы жилых и общественных зданий и промышленных сооружений. Ведущие архитекторы, художники прикладного искусства и дизайнеры. Творчество Весниных и К.Мельникова. Проект Московского метро. Основные направления Советского дизайна во второй половине XX века – художественное конструирование и художественное проектирование. Системный дизайн. Значение теоретической и творческой деятельности Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики. Специальные художественно-конструкторские бюро. Унификация в архитектуре и промышленности. Центральная учебно-экспериментальная студия Союза художников СССР. Школы дизайна в Москве, Ленинграде, Свердловске, Харькове, Вильнюсе. Государственные фирмы и предприятия, ведущие архитекторы и дизайнеры. Теоретики советского дизайна - И.В. Воронов, В.Л. Глазычев, К.М. Кантор, Е.А. Розенблюм, В.Ф.Рунге.
Эволюция дизайн - образования во второй половине XX века. Высшая школа формообразования в Ульме (1951 – 1968 гг.). Структура учебного заведения. Значение деятельности Томаса Мальдонадо. Концепция образования дизайнера и методики преподавания. Совместные разработки с фирмой «Браун».
Хронология развития американского дизайна. Влияние актуальных художественных течений в станковом искусстве на эволюцию в дизайне (поп–арт). Творчество Энди Уорхола. Высокотехнологические направления архитектуре и дизайне (хай-тек). Массовая культура и промышленное производство. Гуманитарный дизайн. Постмодерн в архитектуре 70 - 80-х гг. Крупнейшие фирмы по производству автомобилей - «Дженерал моторс», «Крайслер», «Форд». Ведущие архитекторы и дизайнеры.
Влияние современного станкового искусства на эволюцию дизайна. Хронология развития дизайна в странах Западной Европы во второй половине XX века. Особенности дизайна в Италии, Германии, Великобритании и Франции. Системный дизайн. «Новые стили» в дизайне (поп - арт, хай - тек). Поп-арт – идеология, типы формотворчества, мастера. Стиль компании «Браун», стиль «Оливетти». Периодические издания, посвященные дизайну и моде (журнал «Домус»). Ведущие фирмы по проектированию, производству и продаже промышленных товаров. Группа «Мемфис» как яркий представитель постмодернизма. Современные архитекторы, дизайнеры и модельеры. Пионер хай-тека архитектор Норманн Фостер. Творчество Филиппа Старка (1949 г.р.), модельера Пьера Кардена.
Влияние традиционной японской культуры и европейского искусства на становление дизайна в стране. Хронология развития японского дизайна. Ремесленное творчество и направления японского дизайна – «национальное», интернациональное, эклектическое. Всемирные выставки в Осаке (1970 г.) и Окинаве (1975 г.). Крупнейшие фирмы по производству электротоваров («Sony» и «Кэнон») и автомобилей («Тайота», «Ямаха», «Мазда»). Ведущие архитекторы, дизайнеры и модельеры.
Новые культорологические модели дизайна. Влияние компьютерных технологий на основы формообразования. Творческая деятельность Карима Рашида. Постиндустриальный дизайн. Глобализация дизайна и наднациональные промышленные корпорации. Дома моды. Воспроизведение объектов ретростиля. Перспективы дизайна в XXI веке.
Творческое задание бакалавров на государственном экзамене представляет собой проектную клаузуру.
Проектная клаузура выдаётся на экзамене. Тема соответствует профилю подготовки и предполагает разработку концепции и проекта объекта дизайна.