Каноническое иск. Иск. арабского мира.
Создание Халифата вызвало потребность в широком размахе строительства. При Омейядах возводились новые поселения — первоначально военные лагеря ,оборонительные стены.В правление Аббасидов, в 8—9 веках, возникли города-резиденции, например Багдад — 762 год, Самарра, близ Багдада, — 836 год.Планировка городов. По своей планировке города Халифата отличались от эллинистических; это были города феодального типа, большей частью центрического плана, с радиальной системой улиц, укрепленной резиденцией военачальника (позже правителя или наместника) и мечетью — в центре и кварталами, в которых первоначально располагались военные отряды по племенам, а затем селились ремесленники по профессиям.
В городах возводились общественные сооружения — водопроводы, бани, школы, даже больницы; все поселение замыкалось кольцом городских стен.Арабские мечети ориентированы не на восток, как христианские храмы, а на священный город Мекку. Стена, обращенная к Мекке, имела со стороны двора орнаментированную молитвенную нишу — михраб. Колонны галереи у этой стены стояли в несколько рядов, составляя многоколонный открытый во двор зал с очень большим количеством (17—22) узких нефов.
Перекрытие омейядских мечетей было плоским, стены — массивными, так как на первых порах мечети использовались как убежища для нужд обороны.
Орнамент. Так называемые «арабески» восходят к эллинистическим мотивам пальметты, акантового листа, бегущей лозы, но вскоре теряют с ними связь. Передавая лист, цветок и стебель крайне упрощенно, арабы достигают богатства и разнообразия, повторяя несложным раппортом (по принципу калейдоскопа) бессчетное число раз какой-либо элемент растительного орнамента.Гораздо большее распространение получает геометрический орнамент, образованный из сложно переплетающихся лент. И третий вид орнамента — так называемый эпиграфический фриз — декоративная надпись. В связи с исчезновением изобразительных сюжетов надписи приобретают важное значение как фактор идеологического воздействия.Широкое распространение эпиграфического и геометрического орнамента придавало черты общности (разумеется, при наличии местных особенностей) архитектуре и художественному ремеслу самых отдаленных районов Халифата.
Светская архитектура Омейядов. Жилые дома и городские дворцовые сооружения Омейядов не дошли до нашего времени, о них можно судить только по литературным свидетельствам. Однако в середине прошлого века были открыты остатки загородных замков халифов, разбросанных на краю пустыни в Сирии и Иордании.Дворцовые помещения группировались вокруг центрального двора, откуда можно было пройти в парадный зал и в жилые комплексы, расположенные, в свою очередь, по сторонам внутренних двориков.
Светская архитектура Аббасидов. Развитие феодальных отношений, рост городов, расцвет придворной жизни с усложнившимся церемониалом вызвали появление новых городов-резиденций.
Исторические хроники сообщают много сведений о роскоши и благоустройстве дворцов халифа и вельмож аббасидского времени, В городах подобного рода дворец доминировал над остальными постройками.
Скульптура Халифата питается теми же истоками, что и архитектура, и мы наблюдаем, как порой в одном памятнике проявляются черты искусства античности и Древнего Востока.
Так, например, в Омейядском замке Каср-аль-Хейр скульптуры, украшающие главный фасад, имеют прототипом изображение римских погребальных трапез, а изображение юноши, несущего на руках ягненка, перекликается с позднеэллинистическим искусством восточного Средиземноморья (Мосхофор) и даже с раннехристианской символикой («Добрый пастырь»).С другой стороны, помещенное там же, на главном фасаде, погрудное женское изображение с птицей в руке навеяно образом переднеазиатской богини-матери. С культом плодородия связаны и женские фигуры, держащие гранат.Наконец, о преемственности восточных традиций можно судить по скульптуре, известной под названием «Халиф», которая выполнена в технике резьбы по штуку.Фронтальность, тяготение к барельефу, орнаментально трактованные волосы и складки одежды, неподвижный взгляд преувеличенно больших глаз резко отличают эту группу от гибких и полнокровных скульптур, сделанных под влиянием античности.
Скульптура Аббасидов. В аббасидский период круглая скульптура и высокий рельеф уступают место декоративному орнаменту. Лепной и резной в штуке орнамент обильно покрывает внутренние стены дворцов и даже жилых домов резиденций.
Во дворце Балькувара изобретательно и разнообразно применена штуковая декорация, составляющая панно в интерьерах, оформление ниш и дверных проемов. Но по сравнению с омейядским временем аббасидский орнамент сильно уплощен и схематизирован.
Изображение живых существ в скульптуре и в живописи было весьма широко распространено вплоть до 9 века.В первые века распространения ислама изображения встречаются даже в культовых сооружениях. Знаменитая мечеть Омейядов в Дамаске, переоборудованная из христианской базилики 3 века халифом Валидом в 705 году, имеет мозаики с изображением городских пейзажей.
Художественные ремесла в Халифате достигли невиданной ранее высотыВ городах и селениях Халифата процветали текстильное производство, ковроткачество, изготовление керамики, выделка оружия и металлических сосудов.В орнаментике тканей (как и в других искусствах) проявляются традиции восточно-сасанидского искусства и традиции, шедшие с территорий, некогда входивших в состав Византийской империи.Производство керамики в Халифате достигло высокого совершенства. Особым спросом пользовалась люстровая посуда (Люстр — краска, содержащая соли меди и серебра) В росписи художественной керамики прослеживается определенная эволюция от фигурных изображений (Фустат) к орнаментальным (Самарра). Чрезвычайное развитие получили эпиграфический орнамент черным по белому или черным по красному. Особый интерес для нас представляют фигурные сосуды 8 века из бронзы — водолеи, курильницы и просто декоративные фигуры, изображающие петуха, утку, фазана, коня, орла. Предметы утилитарного назначения, они, по сути дела, являются мелкой пластикой и свидетельствуют о стремлении художников передать лаконичными средствами характерные особенности и повадку животных.Однако к 9 веку в металлопластике находят свое отражение те же тенденции, что и в памятниках монументального искусства. Реальные формы уступают место схематичным и стилизованным. Поверхности фигур начинают использоваться как фон для орнамента (восьмилучевые розетки, надписи и т. д.).Орнаментальное начало доминирует над сюжетным.