I. культура арабского востока

1. Предыстория возникновения и распространение ислама.

2. Вероучение ислама.

3. Социальное устройство.

4. Художественная культура ислама.

5. Философия и литература как ведущее направление в художественной культуре.

6. Образование. Научные, технические достижения и экономика.

7. Влияние культуры Арабского Востока на культуру Европы.

Доклады:

1. Этика ислама.

2. Коранические сказания.

3. Связь Корана с Библией.

Методические указания

В истории великих культур классическая арабо-мусульманская культура занимает одно из важнейших мест. В свое время эта высокоразвитая, самобытная культура процветала на бескрайних просторах от Индии до Испании, включающих Ближний и Средний Восток и Северную Африку. Ее влияние ощущалось и ощущается сейчас во многих частях света; она явилась важным связующим звеном между культурами античности и средневекового Запада, уникальность этой культуры обусловлена особенностями ислама, который представляет собой не просто мировую религию, а целостную культуру – право и государство, философию и искусство, религию и науку, обладающие своей неповторимостью. И хотя ислам исторически близок многим европейским культурным традициям, сравнительный анализ этих различий, не очевидных на первый взгляд, показывает наибольшую удаленность ислама от европейского стандарта и его определенное сходство с китайскими религиозно-доктринальными нормами. Поэтому необходимо выяснить природу ислама, его направления.

Под средневековой культурой Арабского Востока (V-XVI вв.) подразумевают культуру Аравии и тех стран, которые подверглись арабизации, в которых сложилась, арабская народность, – Иран, Сирия, Палестина, Египет и другие страны Северной Африки. Процесс арабизации был по историческим меркам стремительным, однако он имел свою довольно длительную предысторию. Ведущую роль в нем сыграли племена, населявшие Аравийский полуостров.

Следует отметить, что ислам не был единым направлением и трансформировался с течением времени. На стадии формирования арабо-мусульманская культура вобрала в себя многое из культуры персов, сирийцев, иудеев и других народов, стоявших в культурном отношении выше арабов. Какие факторы не позволили арабам ассимилироваться среди завоеванных народов, какие достижения в области духовной культуры доисламского периода не только не позволили утратить арабам национальную самобытность, но и стать культурообразующим этносом? Какие культурные влияния, помимо современных, испытала арабская культура? Ответы на эти вопросы вы найдете в следующей литературе: [4, с. 169-172].

Следует отметить, что арабская средневековая культура сложилась в тех странах, которые подверглись арабизации, восприняли ислам и в которых классический арабский язык господствовал долгое время как язык государственных учреждений, литературы и религии.

Вся средневековая арабская культура, повседневный быт и образ жизни людей, нормы морали в обществе развивались под воздействием Исламской религии, возникшей у племен Аравийского полуострова в VII в. См. литературу: [2, с. 242-252] и др.

Выясните, на какие века пришёлся наивысший расцвет арабской культуры. См. [1, 5, 9] и др.

Успешно развивались поэзия; созданы знаменитые на весь мир сказки; активно переводилось на арабский язык множество произведений других народов, прежде всего античных авторов.

Арабы внесли значительный вклад в мировую математическую науку, развитие медицины, философии. Они создали своеобразные архитектурные памятники такие, как мечети и знаменитые храмы, придав значительное своеобразие постройкам, украсив их арабской вязью. Влияние ислама обусловило неразвитость в арабской культуре живописи и скульптуры, предопределив уход изобразительного искусства в ковровость. Чем объясняется разнообразие художественных стилей мечетной архитектуры? Назовите крупнейшие памятники исламской архитектуры. Найти ответы вы сможете в следующих источниках: [2, с. 254-259; 9, с. 35-64] и др.

Ислам – самая молодая из трех мировых религий, значение которой неуклонно возрастает. В современном мире ислам – вторая по числу последователей мировая религия. [4, с. 157-177; 5, с. 14-36; 9, с. 72-101].

Глоссарий

Ислам –(мусульманство) – религия, возникшая в VII в. в Аравии. Вероучение ислама изложено в Коране. Основатель ислама – Мухаммед.

Зороастризм – религия, распространенная в древности и раннем средневековье на Востоке. Основные принципы: противопоставление двух начал – добра и зла; вера в победу добра.

Медресе –мусульманская средняя и высшая религиозная школа, готовящая служителей культа, учителей.

Мутазилиты – создатели ранней мусульманской теологии рационалистического направления. Высшим критерием норм нравственности и истины объявляли человеческий разум.

Сунна, сунниты - мусульманское священное предание, изложенное в рассказах, дополняет Коран.

Коран – священная книга мусульман.

Суфизм – мистическое течение в исламе.

Фана – растворение в божестве, созерцание божества – конечная цель суфия. Возникло, по-видимому, под влиянием буддистского учения о нирване.

Фикх – исламская доктрина о правилах поведения мусульман, комплекс социальных норм (мусульманское право в широком смысле).

Шариат – комплекс закрепленных Кораном и Сунной предписаний, которые определяют убеждения, формируют нравственные ценности и религиозную совесть мусульман.

Шииты – приверженцы одной из двух ветвей в исламе (другая – суннизм).

Список литературы

1. Буланова-Топоркова М.В. и др. Культурология для технических вузов / М.В. Буланова-Топоркова, Т.А. Алешина, Т.Е. Ксантиниди, Н.А. Михайлова, В.Е. Столяренко. – Ростов н/Дону: Феникс, 2001. – 448 с.

2. Горелов А.А. Культурология: учеб. пособие. – М.: Юрайт, 2002. – 400 с.

3. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолствующего большинства. – М.: Искусство, 1990. – 368 с.

4. Доре Ж. Христианство, иудаизм и ислам. Верность и открытость. – М.: ББИ, 2004. – 264 с.

5. Ислам. Энциклопедический словарь. – М.: Наука, 1991. – 315 с.

6. Кравченко А.И. Культурология: учеб. пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – 496 с.

7. Культурология. История мировой культуры: учебник для вузов / под ред. А.Н.Марковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 600 с.

8. Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под науч. ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Дону: Феникс, 2002. – 604 с.

9. Потен Ж. Словарь религий: иудаизм, христианство, ислам. – М. 2009. – 656 с.

Вопросы для самопроверки

1. Каково происхождение ислама? Каковы его основные особенности?

2. Как связан Коран с Библией?

3. Как связан ислам с христианством?

4. Какова этика ислама?

5. Каковы основные направления мусульманской философии?

6.Чем объяснить сохранение единой культуры после распада Арабского Халифата в IX в. на отдельные государства?

7. Как вы понимаете утверждение: «Ислам – не религия, а образ жизни»?

8. Какие виды искусства развивались в мусульманской культуре?

СЕМИНАР №6

I. КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ И МОСКОВСКОЙ РУСИ

1. Языческая культура древних славян.

2. Принятие христианства – переломный момент в истории русской культуры.

3. Культура Киевской Руси.

4. Культура Московского царства (XIV-XVII вв.).

Доклады:

1. Храмовая живопись. Русская иконопись.

2. Царствование Петра I.

3. Екатерина II – императрица Всероссийская.

Методические указания

Отечественная культура на протяжении всех веков ее формирования неразрывно связана с историей России. Наше культурное наследие складывалось в процессе становления и развития национального самосознания, постоянно обогащалось собственным и мировым культурным опытом. Оно дало миру вершины художественных достижений, вошло неотъемлемой частью в мировую культуру.

Древнерусская народность складывалась в смешении нескольких субэтнических компонентов. При подготовке необходимо выяснить, каких именно компонентов? См. литературу: [5, с. 242-243] и др.

До второй половины IX века Центральное место в культуре России занимала языческая религия. Необходимо выделить несколько этапов развития языческой культуры. См. литературу: [5, с. 243-244; 10, с. 87-152] и др.

Выясните, почему Крещение Руси стало переломным рубежом в истории и культуре. См. литературу: [1, с. 297-318] и др.

Несущим элементом любой культуры является религия. Это не просто вера в сверхъестественное или система обрядов. Это образ жизни, определенная система идей, верований, представлений о человеке, его месте в мире. Русь времен Владимира стала государством, переросла языческие верования, была окружена народами, имеющими свою письменность, развитые религии. Она стремилась войти в этот мир.

Принятие христианства от Византии было подготовлено всей предшествующей историей Руси. Сведения о проповеди христианства в Поднепровье восходят к I веку н.э. и в преданиях связаны с именем Андрея Первозванного. Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные политические, экономические, культурные связи Киева и Константинополя. См. литературу: [2, с. 100-205; 11, с. 305-411; 7, c. 198-257].

Русское православие ориентировало человека на духовные преобразования, стимулировало стремление к самосо­вершенствованию, приближению к христианским идеалам. Это способствовало развитию такого феномена, как духовность. В течение длительного времени, до XIX века, христианство останется доминантой культуры. См. литературу: [11, с. 402-411; 5, с. 248] и др.

К XII-XIII векам древнерусская культура достигла своего высшего уровня и широко распространилась на огромной территории Восточной Европы. Русские города стали соучастниками создания общеевропейского романского художественного стиля. В основе этих достижений – успехи в развитии материальной и духовной культуры предшествующего периода. Выдающееся развитие получило русское ремесло. Выясните, какие ремесленные специальности существовали в Древней Руси и какие научно-технические открытия были сделаны? См. литературу: [5, с. 248-249; 7].

В дописьменный период значительных успехов достигло устное народное творчество. См. литературу: [5, с. 248-249; 1,с. 288-298].

Значительным культурным переворотом было введение единой письменности, так как язык являлся несущим элементом культуры. Русский язык – один из славянских языков, относящихся к индоевропейской группе, прошел долгий путь развития. В VII-VIII веках можно предположить существование восточнославянских племенных диалектов, на основе консолидации которых возник древнерусский язык он сформировался в XI-XIV веках. Старославянский язык пришел на Русь с богослужебной литературой. Выясните, кем была составлена Славянская азбука? Славянская письменность, литература в XI-XII веках достигла своего расцвета. За менее чем 150 лет Русь прошла путь от периода бесписьменности к вершинам словесного искусства. Для истории русской культуры важно подчеркнуть еще одно свойство: русский язык, литература при наличии особенностей народных говоров прочно внедрились на всей территории Руси. См. литературу: [3, с. 45-115; 5, с. 248-249; 1, с. 288-298].

Благодаря мощным связям с Византией развивалось просвещение. См. литературу: Культурология для технических вузов. [1, с. 347-371] и др.

С закатом Киевской Руси закончился первый цивилизационный цикл в развитии русской культуры. Формируется эпоха Московского царства в XIV-XVII веках. В развитии этих двух цивилизационных циклов есть различия и преемственность. Выясните какие.

С XII века началась активная миграция из Киевской Руси. Произошло смешение русских славян с народами финно-угорской группы. Началось формирование русской народности. Становление субцивилизации Московской Руси определялось ее сложной и противоречивой связью с Золотой Ордой. Осознание Московской Руси себя «Святой Русью», Москвы – «третьим Римом». Возрастает влияние церкви. С какого года Русь стала называться Россией? С какого периода официальное название страны является Российское государство? См. литературу: [5, с.254-262] и другие источники, приведённые ниже.

К XVI веку сформировались особые, специфические черты русского национального самосознания. Выясните какие? [12, с. 213-265] и др.

В период Московского царства идет процесс становления русского национального характера, набирает силу процесс обмирщения, освобождения искусства от подчинения его церковным канонам. См. источники приведённые ниже.

Со второй половины XIV века ослабляется влияние местных особенностей русской культуры. С начала XV века на первый план выдвигается летописание Москвы. Письмо становится более беглым и свободным, с XVI века – скоропись, близкая к современному письму. Появление русского книгопечатания. См. [5, с. 254-262] и источники приведённые ниже.

Появляется новый тип церкви. Лучшие памятники? Познанский В.В. Очерк формирования русской национальной культуры.

Особое развитие получает живопись. В XVII веке завершилась история средневековой русской культуры и зарождались элементы культуры нового времени. Какие новые тенден­ции появляются в художественной культуре? См. об этом: [5, с.262-266; 4, с. 115-127].

Рубеж XVII-XVIII веков – начало нового этапа в истории России. Содержанием его было вызревание в недрах феодализма капиталистического уклада, формирование русской нации на базе великорусской народности. Изменения в социально-экономической сфере составили основу изменений в культурном процессе, определили их особенности.

Начало XVIII века ознаменовано реформами Петра I. Абсолютистское государство нуждалось в светской культуре. Отличительной чертой этого периода является появление авторства.

Наиболее решительный поворот в сторону европеизации русской культуры произошел в период правления Екатерины II. См. об этом: [6, с. 379-379; 13, с. 302-304; 8, с. 213-140].

Глоссарий

Агиография– наука, изучающая жизнь святых.

Ереси (отход, особое вероучение) – в христианстве – течения отклоняющиеся от официальной доктрины в области догматики и культа.

Иконопись – станковая культовая живопись.

Иконостас (от «икона» и греч. «место стояния») – перегородка с иконами и резными дверями в православном храме, отделяющая алтарную часть от основной части интерьера.

Исихасты – безмолвики, молчальники, появились вместе с монашеством. В IV в. в Византии возникло течение исихазм – о пути к единению человека с Богом через очищение сердца слезами и самососредоточение сознания, которые ведут к божественному озарению, дающему возможность человеку совершенствоваться по подобию Бога.

Иосифляне – церковно-политическое течение в Русском государстве к. XV –сер.XVI в.в.

Нестяжатели – проповедовали аскетизм, уход от мира, выступали за отказ церкви от земельной собственности.

Рукописные песенники – сборники песен XVII-XVIII вв., куда входили прежде книжные и народные песни.

Список литературы

1. Буланова-Топоркова М.В. и др. Культурология для технических вузов / М.В. Буланова-Топоркова, Т.А. Алешина, Т.Е. Ксантиниди, Н.А. Михайлова, В.Е. Столяренко. – Ростов н/Дону: Феникс, 2001. – 448 с.

2. Греков Б.Д. Грозная Киевская Русь. – М.: Алгоритм, 2012. – 256 с.

3. Емохонова Л.Г. Мировая художественная литература. – М.: Академия, 2000. – 325с.

4. Ишков М. Киевская Русь. – М.: Белый город, 2010. – 48 с.

5. Культурология / под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2007. – 304 с.

6. Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под науч. ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Дону: Феникс, 2002. – 604 с.

7. Любимов Л. Древняя Русь. Древний мир. История мирового искусства – М.: АСТ, 2007. – 543 с.

8. Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ. – Л.: Наука, 1984. – 206 с.

9. Перевезенцев С.В. Древняя Русь. – М.: Белый город, 2010. – 48 с.

10. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. – М.: Наука, 1994. – 387 с.

11. Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVII века. – М.: Просвещение, 2001. – 272 с.

12. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: Книжный дом «Университет», 2009. – 784 с.

13. Творогов О.В. Древняя Русь: события, люди. – М.: Наука, 2001. – 224 с.

Вопросы для самопроверки

1. В чём смысл языческой реформы князя Владимира.

2. Охарактеризуйте культурно-исторические причины принятия христианства.

3. Охарактеризуйте основные направления культуры языческой Руси.

4. В чём проявлялись признаки двоеверия в древнерусской культуре?

5. В чём заключается значение для древнерусской культуры миссионерской деятельности братьев-просветителей Кирилла и Мефодия.

6. В чём отличие восприятия христианства культурой Византии и культурой Древней Руси?

7. Расскажите о традициях устного народного творчества в литературе Киевской Руси.

8. Что представляла собой летопись как жанр древнерусской литературы?

9. В чём заключается своеобразие «Поучения Владимира Мономаха»?

10. Каково место «Слова о полку Игореве» в истории русской литературы?

11. Что представляли собой мозаики и фрески Софийского собора в Киеве?

12. Каким образом происходило накопление научных знаний на Руси в XV-XVII вв.

13. Какие тенденции в литературе XIV-XVвв. свидетельствовали о росте национального самосознания русского народа?14. Что такое высокий русский иконостас? С чем связано его появление?

15. Что такое «золотой век культуры домонгольской Руси»?

16. Какова роль монастырей в истории культуры России?

17. Назовите характерные черты культуры Московского царства (XIV-XVII вв.).

18. Что такое секуляризация культуры? В чем она проявляется в России XVII в.?

19. Какое влияние оказали реформы Петра I на развитие русской культуры?

20. Кого называют отцом русской классической музыки?

21. Когда открылась первая публичная библиотека в Москве?

22. Кто из русских князей хотел сделать Москву третьим Римом?

23. Какие стили преобладали в архитектуре XVIII в.? Сравните в этом отношении Москву и Петербург.

24. Какие новые тенденции появляются в архитектуре XVIII в.?

25. Каково главное содержание преобразований Петра I в области культуры и быта?

26. Каковы отличительные черты культуры первой половины XIX в.?

27. В чем сущность философско-религиозных исканий Л.Н. Толстого и Ф.М.Достоевского?

СЕМИНАР №7

Наши рекомендации