Пленка или цифровая камера?

Как сделать

Портрет

Монте

Переработанное издание

Предисловие:

Что такое «Портрет Монте»

Портрет Монте прост, изящен, не отвлекает внимания от человека и обычно изображает его лучше, чем он выглядит на самом деле. Он передает все черты и качества человека, но в то же время содержит и мое представление о нем.

Портрет Монте, по моему собственному определению, это портрет, показывающий человека естественным образом. Более часто, однако, он изображает людей такими, какими мне хотелось бы их видеть. Я могу сфотографировать действительность, если этого хотят мои клиенты, или могу идеализировать их, если чувствую это необходимым и возможным.

Так или иначе, это просто констатация факта. Я хочу, чтобы Вы не только видели Портрет Монте, но и «ЧУВСТВОВАЛИ» его. Если Вы чувствуете эмоциональную связь с моими клиентами, когда видите их портреты, я убеждаюсь, что моя работа была удачной.

На что бы Вы пошли, чтобы создать свой самый лучший портрет?

Я все время спрашиваю профессиональных фотографов и тех, кто стремится стать профессиональными фотографами – «На что бы Вы пошли, чтобы стать самым лучшим фотографом?»

Я часто получаю такой ответ: «На все, что потребуется! Я готов идти до конца».

Таким словам я больше не верю. По крайней мере, таким словам большинства людей, с которыми я общался. Чему я ДЕЙСТВИТЕЛЬНО верю, так это тому, что люди говорят так, но когда доходит до дела, настоящий ответ звучит так: «На все, что потребуется… до тех пор, пока мне не придется выкладываться до конца».

Я слышал от многих людей, что они на самом деле не хотят изучать какую бы то ни было обязательную методику. Вместо этого они хотят «быть собой! Творить! Быть индивидуальным! Какая на самом деле разница, что делали до меня. Я лучше буду экспериментировать и сам выясню, что лучше для меня и моих заказчиков!»

Вы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО думаете, что подобные заявления имеют смысл? Вы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО верите, что кто-то может разобраться во всем самостоятельно? Разве не лучше и не разумнее найти себе «тренера»… того, кто увидит, в чем Ваша сила, и поможет Вам развить ее… направить Вас в нужном направлении так, чтобы Вы могли максимально раскрыть Ваш потенциал? Где были бы сегодня все великие исполнители, художники, спортсмены, если бы они не прошли должной школы мастерства и навыка?

Именно в этом есть смысл! В чем нет смысла, так это в желании попытаться овладеть всеми навыками самостоятельно.

Итак, какое решение Вы принимаете? Вы хотите учиться, причем усердно? Старательно практиковаться? Овладеть профессиональными навыками, какими бы небольшими, простыми или, наоборот, великолепными они ни были?

Раскрыть свой максимальный потенциал не так то легко. Итак, чего Вы хотите? Остановиться на «достаточно хорошо»? Я думаю, что, если Вы читаете это, то Вы достигли момента, когда Вы готовы принять решение. «Я буду этим заниматься? Хочу ли я попытаться обучиться правильной технике и применить ее на практике? Хочу ли я пройти все стадии развития для того, чтобы стать настоящим фотографом-портретистом и раскрыть свой максимальный потенциал?»

Возможно, сейчас Вам нужно сделать паузу и поразмышлять о том, что Вы прочли выше. Если Вы хотите облегчить себе задачу стать творческим фотографом-портретистом, продолжайте учиться, практикуйтесь и растите. Если, с другой стороны, Вы решите усложнить свою жизнь…встать на сложный неизведанный путь, отложите эту книгу прямо сейчас и применяйте метод проб и ошибок до тех пор, пока не найдете чего-либо, что может сработать для Вас. Все в Ваших руках. Удачи Вам, какое решение Вы бы ни приняли.

Пленка или цифровая камера?

Не будем обсуждать, что должен использовать фотограф – обычную пленку или цифровую камеру. Эта книга о том, КАК создать портрет подобный тому, что делаю я. В большинстве случаев я использую цифровую камеру. Обычная пленка уже не может дать мне чего-либо из того, чего я не мог бы добиться лучше и легче при помощи цифровой камеры.

Когда я создаю изображение для фотографа, который просит использовать именно пленку, я не вижу в этом проблемы, поскольку я одинаково свободно владею техникой работы и с пленкой и с цифровой фотографией. Что я предпочитаю? Безусловно, я предпочитаю работать с цифровыми изображениями. Я всегда вижу, что у меня получается, и не останавливаюсь, прежде чем не пойму, что результат меня удовлетворяет. Я чувствую, что цифровая эпоха помогла мне стать более хорошим фотографом. Конечно же, мне гораздо больше нравится то, что я делаю сейчас, чем то, из чего состояла моя деятельность фотографа ранее.

Введение:

В хорошо выполненном портрете заложена двойная информация – об человеке и о самом фотографе. Хороший портрет – это удачная комбинация этих двух факторов. Если Вы смотрите на портрет человека, и вас притягивает его или ее личность… Если Вы чувствуете, что Вы знаете что-то об этом человеке, лишь взглянув на его портрет, тогда фотограф добился своей цели.

Цель любого фотографа-портретиста – добиться этого результата при изображении любого человека, находящегося перед его объективом. Единственная возможность добиться этого – развивать технические навыки, которые позволят фотографу сконцентрироваться на каждом человеке и не отвлекаться от него, думая о том, как лучше поставить свет и как лучше усадить клиента.

Материал, который я приготовил для Вас, должен помочь добиться этого результата. Я хочу дать Вам руководство, которое, шаг за шагом, на простом языке расскажет Вам… под каким углом фотографировать лица, как располагать тело, куда ставить фотокамеру, как устанавливать свет… и какая экспозиция нужна для изображения, чтобы готовый снимок отображал все необходимые детали.

Анализ лица

Поскольку каждое лицо обладает своими собственными отличительными чертами, необходимо знать, как можно наилучшим образом определить угол съемки, при котором человек будет выглядеть максимально хорошо. Мы рассматриваем лицо (под непрямым неярким светом) под тремя характерными углами:

Анфас – лицо смотрит прямо в объектив камеры. Оба уха, если их видно, расположены одинаково.

В пол-оборота – угол зрения, когда камера видит оба глаза человека. Глаз на более удаленной стороне лица расположен почти у края видимой части лица. Глаз от фона отделяет небольшая часть лица. Кончик носа расположен в пределах контура щеки. Он не доходит до края лица и не выходит за пределы его контуров.

Переносица не закрывает глаз на более удаленной от камеры стороне лица. Если высокая переносица начинает закрывать глаз, поверните лицо слегка в направлении камеры, позволив краю глаза войти в контур лица.

Профиль – половина лица, четко посредине. Чтобы получить четкий профиль, поворачивайте лицо к камере, пока Вы не увидите второй глаз. Затем, поворачивайте лицо от камеры, пока глаз на более удаленной стороне лица… а потом и бровь… не исчезнут полностью. Вы можете видеть ресницы, если они достаточно длинные, хотя это не важно. Важно, чтобы Вы видели четкий профиль.

Многие люди думают, что они смотрят на профиль, хотя на самом деле они видят меньше… они видят большую часть головы и меньшую часть лица. Когда Вы видите больше, чем точный профиль, Вы видите часть второго глаза и небольшую часть лица под носом. Такое расположение мешает увидеть четкие контуры лица.

Когда Вы рассматриваете или фотографируете профиль, не забудьте убрать волосы, которые могут попасть в контур с дальней стороны лица или под подбородком.

Анализирование лица

Начните анализ с изучения лица, смотрящего прямо на Вас. Посмотрите на анфас. Потом поверните лицо и тело человека чуть направо и изучите вид в пол-оборота. Потом поверните человека еще чуть дальше, чтобы увидеть профиль. Такого же эффекта можно достичь, если Вы сами будете менять ваше местоположение, а человек будет сидеть неподвижно. Проделайте все вышеописанное еще раз, изучая другую сторону лица.

Вы можете не просить Вашего клиента двигаться. Можно анализировать лицо в то время, пока Вы просто будете разговаривать с этим человеком. Это, безусловно, поможет Вашим клиентам чувствовать себя более комфортно, чем когда он/она знают, что Вы изучаете их лица.

Я пытаюсь увидеть, как изменяется лицо, когда я рассматриваю его под определенным углом. Когда Вы смотрите на анфас, Ваш клиент должен смотреть прямо на Вас. Изучите стиль прически, размер обоих глаз, то, как изменение выражения лица меняет размер глаз и контуры самого лица.

Взгляд в пол-оборота обычно утончает лицо, скулы более выдаются вперед. Круглое лицо выглядит более овальным. Квадратная челюсть значительно смягчается. Если уши человека слишком выдаются, то ухо на дальней стороне лица исчезает из вида, а линия более близкого к камере уха слегка стирается на фоне лица.

При взгляде в профиль, вся форма лица становится более четкой. Даже объекты с «далеким от совершенства» носом выглядят очень хорошо в профиль, если он правильно освещен. (Вспомните знаменитый профиль семьи Берримор).

Когда Вы рассматриваете лицо под разными углами, обращайте внимание на прическу и на то, как она меняет лицо. Если прическа с одной стороны выглядит лучше, чем с другой, я, безусловно, буду фотографировать человека так, чтобы лучшая сторона была в поле зрения камеры. Если одна сторона носа прямее, чем другая, я поверну человека к камере той стороной, с которой нос прямее. Если лицо будет повернуто к свету, сделайте так, чтобы более прямая сторона носа была на стыке света и тени и тем самым акцентировалась. Менее прямая сторона носа (обращенная к свету) будет сглаживаться прямым светом.

Не забывайте, что у человека один глаз может быть меньше другого. Если Вы увидите это, помните, что Вы сможете сделать так, чтобы они выглядели примерно одинаково, если меньший по размеру глаз будет слегка удален от объектива. Дело в том, что глаз обычно имеет миндалевидную форму. Он шире к центру, чем по краям. Когда меньший по размеру глаз удаляется от объектива, большая часть глаза будет направлена в камеру. Когда меньший глаз будет поворачиваться к объективу, Вы будете видеть его меньший край.

Возможная проблема

Что делать, если, глядя на волосы, глаза или нос, Вы хотите повернуть лицо в одну сторону, а руководство говорит Вам о том, что его надо повернуть в другую сторону? В этом случае принимайте решение в соответствии с тем, что наиболее важно для изображения, и следуйте Вашим чувствам.

Хорошая поза/Плохая поза

Поза это не вся фотография. Это, скорее, поддержка для лица. Хорошая поза сама по себе не привлекает внимания. Плохая поза, наоборот, подчеркивает дискомфорт и неловкость, которую испытывает человек. Хорошая поза должна помочь изобразить человека в наилучшем виде. Плохая поза обычно привлекает внимание к фигуре человека, особенно если он полный, и заставляет его выглядеть еще полнее, чем это нужно.

Позаимствовав позы у «классиков», мы хотим представить две из них, повторяющиеся практически во всех формах искусства и пережившие столетия. Для удобства я назвал их ОСНОВНАЯ ПОЗА и ЖЕНСКАЯ ПОЗА. Основная поза применима для всех. Женская поза подходит стройным женщинам.

ОСНОВНАЯ ПОЗА

Основная поза (Мужская поза) подходит любому человеку. При этой позе:

1. Голова и тело располагаются в одном направлении.

2. Голова наклонена к более низкому плечу, так чтобы она была перпендикулярна наклону плеч.

3. Голова и лицо повернуты к источнику света.

4. Тело всегда находится под углом 45° к камере.

Основная поза подходит только для съемок в анфас и в пол-оборота. При фотографировании в профиль и мужчины и женщины должны принять Женскую позу.

Как занять Основную позу – усадите человека на стул, высота которого позволит коленям быть чуть ниже уровня талии. Убедитесь, что человек сидит на ближнем краю стула, а дальняя от камеры ступня полностью находится на полу. Ему понадобится опираться на эту ногу, когда он слегка согнется в поясе…это следующая рекомендация для вас.

Во всех позах, как в Основной, так и в Женской, человек слегка наклоняется к коленям. Я называю это «перегнуться через пряжку пояса». Когда человек наклоняется вперед, он/она автоматически опускает дальнее от камеры плечо. Наклон плеч очень важен для построения хорошей композиции. В то же время он производит впечатление движения, что немаловажно для хорошего портрета.

Наши рекомендации