№ п/п | Тема | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) - на необходимом уровне, (П) - на программном уровне | Дата Предполаг./фактич. |
I четверть – 9 часов. | |
1-2 | Монументально- декоративное искусство. Рождение монументальной живописи. Что такое фреска. Что такое мозаика и витраж. | | Иметь представление о некоторых видах монументально-декоративного искусства (Н). Рассказывать о происхождении монументальной живописи (Н). Выполнить задания на стр. 6 (Н) и стр. 7 (П) учебника. Знать особенности фресковой живописи (Н). Изучить фрески Джотто, приведённые в учебнике (П). Рассказывать о таких мастерах фрески, работавших в Средние века на Руси, как Феофан Грек и Андрей Рублёв (Н). Иметь представление о таких техниках монументально-декоративного искусства, как мозаика и витраж (Н). Выполнить творческое задание на стр. 10 учебника (П) и ответить на вопрос на стр. 11 учебника (Н). | 04.09 11.09 |
| Русская икона. Звенигородская находка. | | Рассказывать об истории иконы на Руси (Н). Иметь представление о звенигородских иконах, написанных Андреем Рублёвым (Н). Прослушать «Епитимью» в исполнении Ф. Шаляпина и сравнить эмоции от музыкального произведения и от икон. | 18.09 |
| Монументальная скульптура. | | Иметь представление об особенностях и задачах монументальной скульптуры (Н). Изучить памятники героям Великой Отечественной войны, приведённые в учебнике. Прослушать песню «Вставай, страна огромная»и эмоционально связать памятники с музыкой (П). После урока мы рекомендуем провести экскурсию к ближайшему памятнику героям войны и рассказать, чему он посвящён и какое настроение создаёт у зрителя. | 25.09 |
| Новые виды искусств: дизайн и фотография. | | Понимать задачи дизайна и уметь рассказывать о его происхождении и целях работы художников-дизайнеров. Выполнить задания на стр. 16-17 учебника (П). Иметь представление о различных видах фотографии (Н). Отличать художественные фотографии от других видов этого искусства (П). | 03.10 |
| На пути к мастерству. Родная природа. Поэт пейзажа. Изучаем работу мастера (И. Левитан «Печальная, но дивная пора»). | | Иметь представление и рассказывать о творчестве И. Левитана (Н). Проанализировать его картины об осени. Подобрать к ним подходящие стихи (П). Выполнить задания на стр. 20-21 учебника. Написать осенний пейзаж по воображению или с натуры (стр. 6-7 рабочей тетради) (П). | 10.10 |
| Изучаем работу мастера (Д. Митрохин «Яблоки»). Твоя мастерская: использование разных видов штриховки. | | Изучить на примере рисунка Д. Митрохина «Яблоки», как можно передать объём предмета с помощью цветных карандашей (Н). Уметь использовать различные виды штриховки для более выразительной передачи объёма (П). Выполнить задания на стр. 22 учебника и стр. 2-3 рабочей тетради. | 17.10 |
8-9 | Градации светотени. Рефлекс. Падающая тень. Твоя мастерская: конструкция предмета. | | Уметь определить, откуда на постановку падает свет (Н) и как в зависимости от этого на предметах распределяется светотень. Выполнить задания на стр. 8-9 (Н) и на стр. 10-11 (П) рабочей тетради. Расширить понятие о светотени: хорошо различать, где на предметах свет, тень, полутень, блик, рефлекс и падающая тень (П). Твёрдо знать, где на предмете самое светлое место, а где - самое тёмное (П). Иметь понятие о конструкции предмета. | 24.10 01.11 |
II четверть – 7 часов | |
10-11 | Композиция на заданную тему. Оформление творческих работ. | | Уметь составлять и использовать для создания композиции опорную схему (П). Иметь представление о значении рамки для цельности восприятия любой творческой работы (Н). Выполнить с помощью опорной схемы композицию «Летние зарисовки» и оформить работу (П). Эта работа может выполняться в парах (по желанию детей). | 14.11 21.11 |
12-13 | Зарисовки животных. Твоя мастерская: от зарисовок к иллюстрации. | | Иметь представление о значении зарисовок с натуры для создания более значительных творческих работ (Н). Выполнить творческое задание на стр. 29 учебника или работу «Твой пушистый друг» на стр. 12-13 рабочей тетради (П). Коллективный проект: оформить свои работы и организовать в классе выставку рисунков и иллюстраций с животными (П). | 28.11 05.12 |
| Для любознательных: отмывка. Твоя мастерская: гризайль. | | Самостоятельно изучить материалы (П) и выполнить творческие задания на стр. 30-31 учебника (П). | 19.12 |
15-16 | Композиция и её основные законы. | | Изучить на примере «Натюрморта с тыквой» А. Куприна основные законы композиции (П) и уметь их определять в натюрмортах других авторов (П). Нарисовать с натуры в любом материале простой натюрморт, стараясь следовать основным законам композиции (стр. 14-17 рабочей тетради) (П). | 26.12 |
III четверть – 10 часов. | |
| Родная история и искусство. Народные промыслы: нижегородская резьба по дереву. | | Изучить особенности нижегородской резьбы по дереву (Н) и выполнить в процессе изучения материала задания на стр. 35 учебника и на стр. 28-29 рабочей тетради. | 16.01 |
18-19 | Линейная перспектива. | | Получить понятие о линейной перспективе: знать, как влияет на построение перспективы положение линии горизонта (Н). Знать, что такое точка схода (Н). Уметь делать простые построения перспективы (Н). Уметь находить точку схода в произведениях известных художников (П). Иметь представление о воздушной перспективе(Н). Выполнить задания на стр. 37 учебника и на стр. 26-27 рабочей тетради. | 23.01 30.01 |
20-21 | Родная история и искусство. Изучаем работы мастеров (А. Дейнеко «Оборо-на Севастополя», П. Оссов-ский «Салют Победы», М. Кугач «Дед и внук»). Заня-тие должно быть приурочено к Дню Победы. | | Изучить работы советских художников, посвящённые Великой Победе, и ответить на вопросы на стр. 39 учебника (Н). Коллективный проект «Альбом Славы»: разработать макет альбома, определить композицию его страниц. Каждый ученик должен создать свою страничку, которая будет затем размещена в общем «Альбоме Славы» (стр. 30-31 рабочей тетради) (П). | 06.02 13.02 |
22-25 | Фигура человека. Пропорции. | | Изучить пропорции человеческой фигуры, иметь представление о модуле (Н). Выполнить задания на стр. 40 учебника (Н) и на стр. 42-43 рабочей тетради (П). Сделать несколько набросков с натуры (одноклассников или родственников) (П). Коллективная работа «Быстрее, выше, сильнее», стр. 42-43 рабочей тетради. Изучить материалы и выполнить задания на стр. 78 учебника и на стр. 44-47 рабочей тетради (П). Иметь представление о необходимости соблюдения определённых пропорций при создании образов сказочных героев. Коллективная работа «Сказочный мир» (стр. 46-47 рабочей тетради). | 20.02 27.02 06.03 13.03 |
| Для любознательных: китайский рисунок кистью. | | Самостоятельно изучить тему (П). Выполнить в процессе изучения материала задания на стр. 43 учебника (П) и на стр. 32-33 рабочей тетради (П). | 20.03 |
IV четверть – 8 часов. | |
27-30 | Для любознательных: родная история и искусство - русский народный театр. | | Самостоятельно изучить тему (П). Коллективный проект: подготовка к постановке кукольного спектакля по сказке С. Козлова «Снежный цветок» (стр. 18-23 рабочей тетради). | 03.04 10.04 17.04 24.04 |
31-32 | Учимся видеть: Эрмитаж. | | Знать историю основания Эрмитажа (Н). Уметь рассказывать о живописных произведениях на языке искусства (П) (стр. 52-71 учебника). | 08.05 15.05 |
факультативные занятия | Проекты. | | На оставшихся уроках или факультативно можно выполнить задания, данные в рабочей тетради: а)открытки или панно к праздникам (стр. 34-35); б)дизайнерские проекты: v настенный календарь на стр. 24-25; v декоративный фонарь с мотивами русского плетёного орнамента на стр. 36-39; в) шрифтовая композиция на стр. 48-49. | 22.05 |