Египетская архитектура древнего царства
ИСТОРИЯ ИСКУССТВА.
СКИФСКОЕ ИСКУССТВО.
Искусство. Шедевры скифского изобразительного искусства, хранящиеся в лучших музеях, давно вошли в сокровищницу мировой культуры. Любой образованный человек узнает вещь, выполненную в скифском зверином стиле. Именно звериный стиль составляет самую оригинальную черту искусства скифского мира.
Звериный стиль— это изображение животных (или отдельно их голов, лап, крыльев, когтей), выполненное в особой манере. Мастер смело уменьшал, увеличивал или перекручивал части тела животного, сохраняя при этом впечатление его реальности и узнаваемости. Используя части тела разных зверей и птиц, создавали образ фантастического существа. Животные изображались в строго определенных позах. Например, хищники — припавшими на лапы (как бы готовясь к прыжку), свернувшимися в кольцо или терзающими добычу. Олени, косули и другие копытные — с поджатыми под живот ногами — то ли в жертвенной позе, то ли в летящем галопе. Птиц показывали с раскрытыми крыльями. Произведения звериного стиля служили для украшения оружия, конской сбруи и одежды.
Что же означают скифские изображения зверей? Одни ученые полагают, что им приписывали магическую силу — способность передать человеку завидные свойства животных. Например, изобразив на рукояти меча орлиный глаз или львиную голову, желали наделить воина силой и зоркостью. Другие ученые считают, что звери были символами скифских богов. Третьи думают, что образы животных обозначали положение их владельцев в скифском обществе.
Наверное, ближе всего к истине мнение тех, кто находит в искусстве звериного стиля мифологическое описание вселенной. Известно, что в скифской картине мира птицы были связаны с небом (верхним миром), копытные животные — с землей (средним миром), а хищные звери — с подземным царством (нижним миром). Устройство вселенной, состоящей из трех миров, повторялось в разделении общества на три сословия, а страны — на три царства. Поэтому такое понимание предметов звериного стиля включает в себя и все прочие значения — магическую силу, указание на богов-покровителей и на принадлежность владельцев к определенным сословиям или царствам. Предполагают, что такими эмблемами-указаниями служили золотые бляхи на щитах скифских вождей, погребенных в Костромском и Келермесском курганах на Кубани. Эти знаменитые своей величиной и богатством курганы относятся ко времени возвращения скифов из походов в Переднюю Азию. Возможно, олень на щите из Костромского и пантера на щите из Келермесского кургана были эмблемами царей, правивших разными частями своей страны.
Излюбленные «герои» произведений звериного стиля — олень, лось, горный козел, барс, пантера, волк, орел. Скифские мастера стремились передать главные свойства животного, отказываясь от незначительных деталей. Талант и фантазия художника помогали придать вещи совершенную форму и декоративный вид, пользуясь скупыми средствами и придерживаясь строгих правил звериного стиля. Давно замечено, например, что олень чаще всего изображается с восемнадцатью роговыми отростками, и это полностью совпадает с образом «восемнадцатирогого оленя» из Нартовс-ких сказаний. Лучше всего сохранились вещи из золота, серебра, бронзы, но материалом для скифских мастеров были не только металлы.
В толще заледеневших Пазырыкских курганов на Алтае археологи нашли неповрежденные произведения резчиков по дереву, кости и рогу, изделия из ткани, кожи и войлока. Подлинными шедеврами древнего искусства являются войлочные ковры с изображением орнаментов и мифологических сюжетов. Одежда и обувь, парадное убранство коня, оружие, походные сумки и столики — все было отделано узором или украшено в зверином стиле.
ЕГИПЕТСКАЯ АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА
Древнеегипетская цивилизация – это очень высокоразвитая цивилизация, первые сведения о которой относятся к 5-му тысячелетию до н. э. Египтяне создали письменность (иероглифы), умели строить оросительные каналы, знали секреты бальзамирования, обладали до сих пор неизвестными науке секретами строительства гигантских сооружений. Особенность их художественной культуры – традиционализм, то есть сохранение одних и тех же принципов на протяжении долгого времени (но изменения, особенно в архитектуре, всё же происходили). На протяжении всего времени существования древнеегипетской цивилизации у этого народа существовала вера в загробную жизнь. Жизнь на земле представлялась кратким периодом для подготовки к вечной жизни за гробом. Момент смерти в жизни каждого египтянина был самым главным, так как являлся моментом перехода в жизнь вечную. Древнеегипетская культура – это языческая культура, то есть у египтян существовал обширный пантеон богов, что связано и с тотéмными представлениями, то есть с верой в то, что каждое племя произошло от какого-то животного. В этой связи у египтян существовали храмы, посвящённые некоторым священным животным (например, кошке в Поздний период). Главными богами были: бог солнца Ра, позже Амон; бог загробного мира Осирис; богиня-корова Хатор, которая являлась символом плодородия и покровительствовала семье фараона. Фараоны также обожествлялись и при жизни, и после смерти.
Композиционные и стилистические особенности древнеегипетской архитектуры самым непосредственным образом связаны с представлениями египтян о загробной жизни. Поскольку в представлениях египтян жизнь на земле не была главной, то строительство жилых и даже дворцовых сооружений осуществлялось из недолговечных материалов (кирпича-сырца) и они не дошли до наших дней. Возведению заупокойных и культовых сооружений придавалось первостепенное значение, поэтому они создавались из местного очень прочного известняка. От времени Раннего царства (с 30 по 28 века до н.э.) дошли мастаба, надземные части египетских гробниц в виде трапециевидных сооружений.
Позже, в период Древнего царства (с 28 по 23 века до н.э.) возводились самые известные гробницы Древнего Египта – пирамиды, бывшие усыпальницами фараонов. Первая из дошедших до нас пирамид является композиционным центром обширного заупокойного храма фараона Джосера в г. Саккара и создана зодчим Имхотепом. Особенностью этой пирамиды является её ступенчатая структура. Постепенно в египетском зодчестве намечается переход от большого количества ступеней к их уменьшению (пирамиды в Медуме, Дашуре), а затем и к полному отказу от ступенчатой пирамиды и утверждению формы классической пирамиды, имеющей в основании квадрат. Такими пирамидами являются знаменитые гробницы около города Гиза (Гизе) – пирамиды Хеопса, Хефрена, Микерина. Самая большая из них – пирамида Хеопса – имеет в высоту 146,6 метра, с длиной стороны квадрата 233 метра, сложена из более 2 300 000 блоков известняка весом по 2,5 тонн каждый. Десять лет строилась дорога, по которой везли стройматериалы, а двадцать лет строилась сама пирамида. Зодчий Хемиун, спроектировавший эту пирамиду, устроил в ней узкий коридор, приводящий к ложной погребальной камере, саркофаг же с телом фараона, по традиции должен был находиться под пирамидой. Нам до конца неизвестно, как же всё-таки она была построена, с помощью какой-то техники или руками рабов, это до сих пор остаётся одной из многочисленных загадок древнеегипетской цивилизации. Интересным примером архитектуры Древнего царства является ансамбль пирамиды Хефрена. Возле самой реки находился нижний заупокойный храм – первый пример стоечно-балочной конструкции, далее шла крытая дорога, своего рода коридор, приводящий к Сфинксу Хефрена (для выполнения фигуры Сфинкса не привозились строительные материалы, а наоборот лишнее увозилось отсюда, потому что Сфинкс – это обработанная скала), а потом молящиеся подходили к самой пирамиде.
В период Среднего царства (с 21 по 18 вв. до н. э.) происходит постепенный отказ от формы пирамиды. Пирамиды строятся, но из недолговечных материалов, больше как дань архитектурной традиции прошлого, поэтому они не сохранились. Самый интересный и хорошо дошедший до нас комплекс Среднего царства – заупокойный храм фараона Ментухотепа I на западном берегу Нила в долине Дейр-эль-Бахари возле города Фивы,в который была перенесена столица. У реки находился нижний заупокойный храм, выше шла дорога (дорога, а не коридор) со стоящими вдоль неё тронными статуями Ментухотепа I. Дорога приводила к перистильному двору – двору, окружённому со всех сторон пилонами (некруглыми в плане опорами, столбами), по пандусу – бесступенчатому подъёму – верующие могли подняться и попасть в гипостильный зал – многоколонный зал. В основных чертах эти элементы комплекса «перейдут» в следующий период.
В эпоху Нового царства (с 16 по 11 вв. до н. э.) рядом с храмом Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахари строится заупокойный храм единственной за всю историю Египта женщины-фараона Хатшепсут, возведённый зодчим Сенмутом. Он отличается большими размерами, там два перистильных двора (в былые времена на территории этих дворов находились бассейны и росли привезённые из других стран деревья), два гипостильных зала, колонны которых раскрашивались в жёлтый и синий цвета и покрывались рельефами. Само же погребение, согласно фиванской традиции, находилось в скале. Также к периоду Нового царства относится постройка двух самых больших храмовых комплексов Древнего Египта, не связанных с погребением – храма бога Амона в Луксоре и храма бога Амона в Карнаке.Оба эти храма были долговременными постройками, проектировавшимися многими зодчими, но автором первоначальной идеи выступил великий египетский архитектор по имени Аменхотеп Младший. В этих храмах дорога приводила к монументальным воротам-пилонам, трапециевидным по форме сооружениям, поверхность которых покрыта иероглифическими надписями, а завершались пилоны карнизом характерной формы – выкружкой. Минуя пилоны, молящиеся проходили через сложный комплекс перистильных дворов и гипостильных залов. В этих залах колонны с капителями растительных форм – лотосовидные, папирусообразные, пальмовидные – достигали в высоту двадцати метров. При этом в диаметре они были до трёх метров, а расстояние между колоннами не превышало двух с половиной или трёх метров. То есть колонные залы Карнакского и Луксорского храмов представляли собой своего рода рощу гигантских колонн, символизировавших собой заросли папируса, где в цветке лотоса родился бог солнца Ра. Такими архитектурно-художественными средствами достигалось психоэмоциональное воздействие на верующего, который неизбежно должен был почувствовать себя жалкой песчинкой по сравнению с величием бога Ра и власти фараонов. На примере таких решений можно сделать вывод о приоритете семантического содержания форм древнеегипетской архитектуры над вопросами чисто тектонического свойства, поскольку подобные размеры колонн не были конструктивно обусловлены. Колонны гипостильных залов были сложены из мощных барабанов, которые держались силой собственной тяжести. Поверхность колонн была покрыта рельефами. Гипостильные залы по своей структуре представляют несколько нефов, центральный из которых был выше и шире боковых. Такое решение позволяло в боковых стенах центрального нефа пробить световые отверстия с целью освещения главного нефа, позже эта планировка получила название «принцип базиликального разреза».
В эпоху Нового царства, в период правления фараона Рамзеса II (13 век до н.э.) были сооружены очень оригинальные по объёмно-пространственной структуре храмы в честь Рамзеса. Один из них, скальный храм, находиться в Нубии, в Абу-Симбеле.Перед входом в скалу молящихся «встречают» четыре одинаковых гигантских (по двадцать метров в высоту) тронных статуи фараона. Помещения храма находятся в скале, пространство по мере движения вглубь сужается, а уровень пола понижается. Период Нового царства был последним блистательным периодом развития египетской архитектуры.