ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА (30-23 век до н.э.)

Расцвет искусства Древнего Египта начался с 30 века до н.э., после объединения Египта. Фараон, ставший во главе страны, приобрел неограниченную власть, объявив себя сыном солнца Ра. Столицей становится Мемфис. Искусство Древнего царства – это египетская классика. Характерными чертами являются монументальность, торжественность, ритмичность и жизненная достоверность. Архитектура становится ведущим искусством. Главные архитектурные памятники этого периода – усыпальницы фараонов. Развитие получает и скульптурный портрет.

Объединение Египта было довольно неустойчивым, что приводило к борьбе между номами (областями) и между номовой знатью и фараонами. Период Древнего царства был временем сложения всех основных форм египетской культуры.

Глина и камень. В египетском искусстве ведущее положение занимала архитектура, основными сооружениями были монументальные гробницы царей и знати. Это объясняется особым значением, которое имели в Египте заупокойные культы (связанные с культами умирающих и воскресающих божеств природы). Естественно, что фараон и знать уделяли особое внимание обеспечению посмертной «вечной жизни». Стал применяться более прочный материал — камень. Для домов живых людей продолжали употреблять саманный кирпич, кирпич-сырец и дерево; гробницы («дома вечности») явились первыми каменными постройками. Представление о древних домах дают найденные в гробницах глиняные саркофаги («домики для души»).

Канопы. Кано́па — ритуальный сосуд, как правило, алебастровый кувшин с крышкой в форме человеческой или звериной головы, в котором древние египтяне хранили органы, извлечённые из тел умерших при мумификации. После извлечения органы промывались, а затем погружались в сосуды с бальзамом из Каноба (откуда и название). Древнейшие канопы найдены в гробнице Хетепхерес (жены фараона Снофру).

Каждой мумии полагалось по четыре канопы. Крышки каноп, как правило были украшены головами четырёх богов — сыновей Гора. Их звали: Хапи, имеющий голову павиана; Дуамутеф, с головой шакала; Квебехсенуф, имеющий голову сокола; Амсет с человеческой головой. В определённые канопы помещались определённые органы: Амсет хранил печень, Дуамутеф — желудок, Квебехсенуф — кишечник, а Хапи вмещал в себя лёгкие.

За время истории Египта число каноп, отводимых для каждого умершего, не изменялось, однако их форма модифицировалась. Во времена Древнего царства, они выглядели пузатыми. Во время Нового царства (начиная с правления Аменхотепа III), они становятся более вытянутыми, с высокими плечами и узким основанием.

Канопы помещались в специальный ящик, на котором рельефно были изображены покровительствующие богини: Исида, Нефтида, Мут и Нейт. Позднее, этруски заимствовали и перенесли в свой погребальный обиход форму канопы, используя её в качестве урны для хранения пепла, оставшегося после церемонии сожжения умершего.

Погребальный культ. По представлениям египтян, загробная жизнь являлась подобием земной, и умерший человек так же нуждался в жилище и еде, как и живой. Гробница мыслилась домом умершего, что и определило ее первоначальную форму. Поэтому же стремились сохранить тело или хотя бы голову. Климат Египта с его исключительной сухостью способствовал этому. Постепенно, в итоге длительных поисков выработали сложные приемы мумификации. Так как вначале бальзамирование было несовершенным, в гробницы ставили статуи умершего (замена тела в случае порчи). Считалось, что душа за неимением тела может войти в статую и оживить ее, благодаря чему будет продолжаться посмертная жизнь человека. Именно по этой причине у всех статуй рисовали открытые глаза – таким образом, душа могла беспрепятственно перенестись в нее. Гробница была помещением, где сохранялась мумия, где помещалась статуя умершего и куда его родные могли приносить все необходимое для питания усопшего. Бессмертная душа охраняла своих родичей, весь свой родственный клан. Эти требования и определили структуру гробниц Древнего царства. Большинство предметов, сопровождающих фараона в загробной жизни, изготовляли из золота, символизирующего вечность. Поэтому практически все захоронения были разграблены.

На верхушках некоторых пирамид были изображены глаза.

Для постройки таких сооружений требовались громадные усилия, так как камень приходилось привозить издалека и втаскивать с помощью насыпей на большую высоту. В пирамидах наращивалась надземная масса здания, однако горизонтальное увеличение не могло уже производить впечатление подавляющей монументальности. Важнейшим этапом в развитии царских гробниц явилась идея увеличения здания по вертикали.

Пирамиды были строго сориентированы по сторонам света и имели правильную четырехгранную форму, которая символизировала Вечность. Вход в пирамиду обычно находился на северной ее грани. Через северную грань (вход) можно было попасть в коридор, ведущий в погребальную камеру с саркофагом. Угол наклона пола коридора должен был быть равным углу, под которым можно было видеть Полярную звезду. Считалось, что именно туда отправляются души умерших.

Пирамиды – главная, но не единственная часть комплекса погребальных сооружений. Комплекс включал, кроме пирамиды, мастаба придворных и родственников, и небольшие заупокойные храмы. Все эти сооружения располагались рядами-кварталами у подножия пирамид.

В пирамидах воплотился дух всей египетской культуры: вера египтян в загробную жизнь и божественную силу фараона, представление об устройстве Вселенной.

Ступенчатые пирамиды(на основе поставленных друг на друга мастаба).Ступенчатая пирамида Джосера (около 3000 лет до н.э.). На основе конструкции мастаба была создана первая пирамида древности – пирамида фараона Джосера. По-видимому, эта идея впервые возникла при постройке знаменитой усыпальницы фараона III династии Джосера, так называемой «ступенчатой пирамиды». Мирамида представляла собой шесть мастаба, поставленных одна на другую. Такая конструкция воплощала идею лестницы в небо, помогающей душам взойти к богам.

Имя ее строителя, зодчего Имхотепа, сохранилось до конца истории Египта, как имя одного из самых прославленных мудрецов, первого строителя каменных зданий, ученого астронома и врача. Впоследствии Имхотеп был обожествлен как сын бога Птаха, а греки сравнивали его богом врачевания Асклепием.

Пирамида Джосера была центром сложного ансамбля из молелен и дворов. Ансамбль был расположен на искусственно созданной террасе. Террасу окружала облицованная камнем стена (в 15 м толщиной и в 9,6 м высотой). Сама пирамида достигала в высоту свыше 60 м.

Впервые в пирамиде Джосера появились каменные пилястры в форме раскрытых цветов папируса и лотоса. Стены залов были облицованы алебастровыми плитами и блестящими зелеными фаянсовыми изразцами, воспроизводящими тростниковое плетение. Внутри пирамиды было устроено 11 помещений, вероятно для захоронения семьи фараона. Главная погребальная камера находится на глубине 27 м. под пирамидой. Все камеры имели большое число боковых ответвлений, поэтому вся подземная часть напоминала «заячью нору».

Фараон Джосер не оставил в истории почти никакого следа, но благодаря архитекторам и строителям пирамид его имя пережило века. После возведения первой пирамиды началась эпоха возведения пирамид из каменных блоков.

Пирамида Сехемхета. Второй пирамидой стала гробница фараона Сехемхета - наследника Джосера. От пирамиды Сехемхета сохранились лишь первая ступень и остатки второй, сейчас она выглядит как квадратная платформа. Строители планировали возвести 7 ступеней. Если бы строительство пирамиды было доведено до конца, ее высота составила бы приблизительно 70 м (на 10 м выше, чем пирамида Джосера). Было обнаружено и исследовано множество камер. Находки, найденные в этих камерах были многообещающи: множество изделий из золота (браслеты, палочки и шпильки, шкатулка для косметики в форме раковины), сосуды с личной печатью фараона Сехемхета. Поскольку перегородки погребальной камеры не имели повреждений, археологи надеялись обнаружить в ней тело фараона. Однако великолепный саркофаг, вытесанный из цельной алебастровой глыбы, и запечатанный по всем правилам - оказался пустым. Этот факт относится к одной из многочисленных загадок, связанных с пирамидой Сехемхета. Место, где обрел последний покой фараон Сехемхет остается неизвестным. По мнению ученых все эти пирамиды остались недостроенными потому, что фараоны, для которых они предназначались, умерли преждевременной смертью, вероятно, насильственной.

Наши рекомендации