Основные этапы эволюции русского хореографического искусства
Обзорная лекция №1
Танец существует с древнейших времен. Культовые, трудовые, охотничьи и прочие обряды и игры всегда сопровождались танцами.
Еще в древние времена славянские народы славились своим высокоразвитым искусством танца. В народных танцах таился драгоценный материал для заложения прочного фундамента балету.
В отличие от большинства западноевропейских государств, в России до начала XVIII века народная пляска повсюду сохраняла свой основной рисунок, отличаясь лишь манерой исполнения.
Современный европейский балет возник в Эпоху Возрождения вИталии. Эта страна первая ввела сложные смешанные представления, где танцам отведено было почетное место. Из Италии этот род зрелищ, доступный пока только в придворном кругу, перешел во Францию, которая в течение 200 лет законодательствует в царстве богини Терпсихоры.
Театральный танец занимал большое место и в России в представлениях скоморохов, непременных участник ов как народных, так и княжеских, придворных празднеств.
В России регулярные балетные спектакли ставятся с середины 30-х годов 18 века. В 1738 году в Петербурге было организовано первое русское балетное училище. В Москве балетные классы впервые были организованы в 1773 году при Воспитательном доме.
Русский балетный театр формировался как театр придворный. И все же традиции народной танцевальной культуры в России были столь сильны, что балетное искусство скоро обрело свои национальные черты, утвердилось как явление национальной культуры.
В целом, развитие всего балета происходило несколько замедленно по сравнению с литературой и драматическим театром. Балетные спектакли долго сохраняли черты, присущие стилю барокко: тяжеловесность, громоздкость, в них отсутствовала композиционная целостность и стилистическое единство.
Для развития балетного искусства огромное значение имел теоретический труд Новера («Письма о танце»1760), а также появление во Франции балета Ж.Доберваля «Тщетная предосторожность»(1789).
В 1-ой трети 19 века русский балет достиг высокого развития. Использовав в процессе своего становления достижения других балетных школ, русский балет сложился как национальная школа, для которой характерны жизненность, правдивость, глубокая содержательность.
В 20-30-х годах 19 века романтизм, ставший господствующим направлением в искусстве и литературе европейских стран, проявляется и в балете. В 30-40-х годах ведущей становится тема трагического столкновения мечты с действительностью («Сильфида»1832).
На протяжении первых десятилетий 19 века танцевальный язык беспрестанно обогащался. На высокую ступень виртуозности поднялся мужской и особенно женский танец. Высокое развитие прыжковой техники и техники женского танца на пальцах создавали ощущение невесомости и парения в воздухе (М.Тальони). Большое место в романтическом балете занимали ансамблевые танцы («Жизель»).
Сороковые годы XIX века были значительным шагом вперед на пути развития русского балета. Романтический репертуар, преодолев период отрешенности от действительности, вступил на путь разрешения серьезных, актуальных тем. Реализм стал постепенно завоевывать главенствующие позиции в русском искусстве. В связи с этим народный танец не только окончательно утвердился на сцене, но и приобрел особое значение. В некоторых балетах он стал основной формой танцевальной выразительности, что в свою очередь обогатило танец классический. Рост реалистических тенденций в балете способствовал возвращению классическому танцу пантомимы, некогда отторгнутой от него Ф. Тальони. Это явилось могучим толчком для развития действенного танца, позволившего установить беспрерывность действия в балете.
В 40-х годах началось планомерное проникновение русских деятелей балета на сцены западноевропейских театров. Значительно расширилась и гастрольная деятельность артистов столичных балетных трупп в русской провинции.
Шестидесятые - семидесятые годы начали самый сложный период вразвитии русского балета. Изменения в жизни общества, последовавшие заотменой крепостного права, обострили художественные разногласия междуаристократическим и демократическим зрителем.
Успех балета «Конек-Горбунок» (1864) являлся чрезвычайно противоречивымсобытием в истории развития столичного балета. Появление после долгогоперерыва русской темы в балете было явлением прогрессивным, но трактовкаее с позиций шовинистически настроенных зрителей носила реакционныйхарактер.
Мариус Петипа в 1869 году показал московскомузрителю одно из лучших своих произведений – «Дон-Кихот», в которомприменил все свои знания испанского танца. Спектакль сопровождалсяуспехом, но критика снова указала на крупные недостатки драматургическойосновы постановки. Петипа еще не понимал, что содержание исодержательность не одно и то же. Борясь за сюжет спектакля, он не думал оего идейной стороне и, обращаясь к литературным произведениям, черпал изних только фабулу.
В1877 году на петербургской сцене появился балет «Баядерка»,сопровождавшийся подлинным успехом. Выбор этой темы был обусловленживейшим интересом русского общества к Индии.
Реализм стал главенствующим художественным направлением, ибалетмейстеры лихорадочно, но безрезультатно искали пути созданияреалистических спектаклей. При этом они не учитывали, что балет-искусствоусловное и что реализм в балете значительно отличается от реализма влитературе и живописи.
В конце XIX века в обществе значительно повысился интерес к серьезной музыке, что стояло в тесной связи с деятельностью открывшихся в Петербурге и в Москве консерваторий. Разрыв между симфонической и оперной музыкой, с одной стороны, и музыкой балетных спектаклей, с другой, становился все более очевидным. В это время жил и творил гениальный русский композитор П.И. Чайковский.
20 февраля 1877 года – премьера «Лебединого озера» в Большом театре, но отношение к спектаклю было самое различное.
3 января 1890 года состоялась первое представление балета «Спящая красавица». Хореографическое разрешение спектакля еще раз показало необычайную одаренность Петипа и его неиссякаемую творческую фантазию.
Это была крупнейшая победа русского балета и победа Чайковского и Петипа. С этого момента начался самый блестящий период деятельности маститого балетмейстера.
Победа, одержанная авторами «Спящей красавицы», намного превзошла их ожидания. Этот спектакль не только окончательно утвердил новое место музыки в балете, не только явился торжеством строгой формы осмысленного классического танца, то есть русской школы, и был вторым после «Лебединого озера» русским балетом мирового значения, но и предопределил дальнейшее развитие отечественного танцевального искусства.