Требования к уровню освоения содержания курса.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«История развития Гжельского промысла»
специальности:
100103 «Социально-культурный сервис и туризм»
080504 «Государственное и муниципальное управление»
070803 «Декоративно-прикладное искусство»
Гжель 2005
Составитель:
Коршунова И.В., ст. преподаватель кафедры гуманитарных социально-экономических и естественнонаучных дисциплин.
Рецензенты:
Бакланова Т.И., д.п.н., профессор.
Московская Г.П., заслуженный художник, профессор.
Программа содержит пояснительную записку (цель, задачи, аннотацию курса и т.д.), учебно-тематический план, краткое содержание курса, примерные темы практических занятий, вопросы для подготовки к зачету, перечень рекомендуемой литературы и другие методические материалы.
Программа курса обсуждена и утверждена на заседании кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин ГГХПИ
Протокол №___ от ____________200__ г.
Заведующий кафедрой
_________В.Ф. Курбанова
«___»__________ 200__ г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальные задачи восстановления лучших отечественных национально-культурных и культурно-исторических традиций отражены в следующих Государственных законодательных документах и международных нормативных актах: Федеральная программа «Развитие и сохранение отечественной культуры и искусства» (1997-1999 гг. ); Закон РФ об образовании (1996 г.); Национальная доктрина развития образования в Российской Федерации (2000г.); государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 гг.»; Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»(1992г.), и в ряде международных нормативных актов ЮНЕСКО.
1. Главная цель данного лекционного курса заключается в изучении теории и истории Гжельского художественного промысла.
2. Задачи дисциплины «История развития Гжельского промысла»:
§ осмысление народного искусства как части культуры и как особого типа творчества;
§ воспитание ценностного отношения к отечественному культурному наследию;
§ формирование эстетических представлений студентов и обогащение лучшими образцами искусства керамики Гжели;
§ воспитание на этой основе ценностных ориентиров и художественного вкуса;
§ изучение широкого круга разнообразных информационных источников;
§ осмысление современных государственных и общенародных проблем защиты народных мастеров, промыслов;
§ развитие у студентов интереса к самостоятельному изучению отечественной художественной культуры;
§ патриотическое и духовно-нравственное воспитание будущих специалистов в сферах социально-культурного сервиса и туризма, государственного и муниципального управления.
Место курса в учебном плане.
Надвинувшаяся на российский народ угроза национально-культурной деградации активизировала в обществе процесс осознания необходимости серьезного изучения мудрых глубин национальной духовной и материальной культуры.
Керамика Гжели - один из самых ярких и самобытных видов традиционного декоративно-прикладного искусства России. Гжельский художественный промысел формировался на протяжении веков и его развитие было обусловлено природными условиями, социально-экономическими изменениями в жизни народа, взаимосвязями и контактами с другими национальными культурами. Этим объясняется особая ценность керамики Гжели для изучения культуры и быта, а также многих других сторон жизни русского народа, исторического развития нации в целом.
Лучшие, высокохудожественные образцы искусства гжельской керамики можно увидеть, как правило, только на немногочисленных вставках, в музеях или книгах. При этом большая часть музейных коллекций годами не экспонируется, а книги и альбомы по народному искусству издаются малыми тиражами.
В связи с вышеизложенным, весьма актуальной представляется проблема введения курса «История развития Гжельского промысла» в блок дисциплин, образующих фундамент гуманитарной подготовки специалистов в сфере социально-культурного сервиса и туризма, а также государственного и муниципального управления.
Требования к уровню освоения содержания курса.
В результате изучения курса «История развития Гжельского промысла» студенты должны знать:
§ основные этапы и особенности становления и развития Гжельского художественного промысла;
§ основные стили и направления в искусстве керамики Гжели;
§ имена выдающихся деятелей и художников Гжели;
§ фундаментальные труды по искусству гжельской керамики;
§ современное состояние и тенденции развития Гжельского художественного промысла;
иметь представление:
§ об основных Государственных законодательных и нормативных документах по сохранению и развитию народных художественных промыслов;
§ о наиболее крупных музейных коллекциях произведений Гжели;
уметь работать:
§ со справочной и научно-популярной литературой и анализировать ее.
Аннотация курса.
Курс включает лекционные, семинарские и самостоятельные занятия. При этом лекционные и семинарские занятия0 сочетаются с самостоятельной работой студентов, в ходе которой изучается предложенная литература.
При изучении курса практические занятия предусматривают посещение музея и производства «Объединение Гжель», музея Декоративно-прикладного искусства.
Результатом самостоятельной работы является реферат, который содержит анализ литературных источников по избранной теме.
Все наименования разделов и тем являются темами семинарских занятий и рефератов.
По желанию студента выбор темы реферата остается за ним (по согласованию с преподавателем).
6. Текущий контроль успеваемости осуществляется преподавателем в виде оценки полноты и качества полученных знаний, умений и навыков.
Итоговый контроль знаний и умений осуществляется в конце семестра в виде зачета.
Учебно-тематический план
№ пп | Наименование разделов и тем | Всего часов | Ауд. (час) | Лекции (час) | Семинары (час) | Сам.раб. (час) |
Раздел 1. Гжель – колыбель и основной центр русской керамики | ||||||
1.1 | Введение. Обзор литературы. Краткая характеристика коллекций. | |||||
1.2 | Истоки. Возникновение и становление гончарного промысла в Гжели. | |||||
1.3 | Гжельская майолика XVIII века – самостоятельное художественное явление. | |||||
Раздел 2. Керамика Гжели как художественно-эстетический феномен | ||||||
2.1 | Гжельский керамический промысел в XIX столетии. | |||||
2.2 | Эпоха М.С. Кузнецова | |||||
Раздел 3. Развитие Гжельского керамического искусства, как единый историко-художественный процесс наследования традиций и обогащение их новыми чертами | ||||||
3.1 | Гжельский керамический район в период 1917 – 1943 годов. | |||||
3.2 | Возрождение традиционного гжельского керамического мастерства. | |||||
3.3 | Творчество выдающихся мастеров Гжели. | |||||
Форма контроля – зачет | ||||||
ИТОГО |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА