Требования к уровню освоения содержания курса.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«История развития Гжельского промысла»

специальности:

100103 «Социально-культурный сервис и туризм»

080504 «Государственное и муниципальное управление»

070803 «Декоративно-прикладное искусство»

Гжель 2005

Составитель:

Коршунова И.В., ст. преподаватель кафедры гуманитарных социально-экономических и естественнонаучных дисциплин.

Рецензенты:

Бакланова Т.И., д.п.н., профессор.

Московская Г.П., заслуженный художник, профессор.

Программа содержит пояснительную записку (цель, задачи, аннотацию курса и т.д.), учебно-тематический план, краткое содержание курса, примерные темы практических занятий, вопросы для подготовки к зачету, перечень рекомендуемой литературы и другие методические материалы.

Программа курса обсуждена и утверждена на заседании кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин ГГХПИ

Протокол №___ от ____________200__ г.

Заведующий кафедрой

_________В.Ф. Курбанова

«___»__________ 200__ г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальные задачи восстановления лучших отечественных национально-культурных и культурно-исторических традиций отражены в следующих Государственных законодательных документах и международных нормативных актах: Федеральная программа «Развитие и сохранение отечественной культуры и искусства» (1997-1999 гг. ); Закон РФ об образовании (1996 г.); Национальная доктрина развития образования в Российской Федерации (2000г.); государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 гг.»; Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»(1992г.), и в ряде международных нормативных актов ЮНЕСКО.

1. Главная цель данного лекционного курса заключается в изучении теории и истории Гжельского художественного промысла.

2. Задачи дисциплины «История развития Гжельского промысла»:

§ осмысление народного искусства как части культуры и как особого типа творчества;

§ воспитание ценностного отношения к отечественному культурному наследию;

§ формирование эстетических представлений студентов и обогащение лучшими образцами искусства керамики Гжели;

§ воспитание на этой основе ценностных ориентиров и художественного вкуса;

§ изучение широкого круга разнообразных информационных источников;

§ осмысление современных государственных и общенародных проблем защиты народных мастеров, промыслов;

§ развитие у студентов интереса к самостоятельному изучению отечественной художественной культуры;

§ патриотическое и духовно-нравственное воспитание будущих специалистов в сферах социально-культурного сервиса и туризма, государственного и муниципального управления.

Место курса в учебном плане.

Надвинувшаяся на российский народ угроза национально-культурной деградации активизировала в обществе процесс осознания необходимости серьезного изучения мудрых глубин национальной духовной и материальной культуры.

Керамика Гжели - один из самых ярких и самобытных видов традиционного декоративно-прикладного искусства России. Гжельский художественный промысел формировался на протяжении веков и его развитие было обусловлено природными условиями, социально-экономическими изменениями в жизни народа, взаимосвязями и контактами с другими национальными культурами. Этим объясняется особая ценность керамики Гжели для изучения культуры и быта, а также многих других сторон жизни русского народа, исторического развития нации в целом.

Лучшие, высокохудожественные образцы искусства гжельской керамики можно увидеть, как правило, только на немногочисленных вставках, в музеях или книгах. При этом большая часть музейных коллекций годами не экспонируется, а книги и альбомы по народному искусству издаются малыми тиражами.

В связи с вышеизложенным, весьма актуальной представляется проблема введения курса «История развития Гжельского промысла» в блок дисциплин, образующих фундамент гуманитарной подготовки специалистов в сфере социально-культурного сервиса и туризма, а также государственного и муниципального управления.

Требования к уровню освоения содержания курса.

В результате изучения курса «История развития Гжельского промысла» студенты должны знать:

§ основные этапы и особенности становления и развития Гжельского художественного промысла;

§ основные стили и направления в искусстве керамики Гжели;

§ имена выдающихся деятелей и художников Гжели;

§ фундаментальные труды по искусству гжельской керамики;

§ современное состояние и тенденции развития Гжельского художественного промысла;

иметь представление:

§ об основных Государственных законодательных и нормативных документах по сохранению и развитию народных художественных промыслов;

§ о наиболее крупных музейных коллекциях произведений Гжели;

уметь работать:

§ со справочной и научно-популярной литературой и анализировать ее.

Аннотация курса.

Курс включает лекционные, семинарские и самостоятельные занятия. При этом лекционные и семинарские занятия0 сочетаются с самостоятельной работой студентов, в ходе которой изучается предложенная литература.

При изучении курса практические занятия предусматривают посещение музея и производства «Объединение Гжель», музея Декоративно-прикладного искусства.

Результатом самостоятельной работы является реферат, который содержит анализ литературных источников по избранной теме.

Все наименования разделов и тем являются темами семинарских занятий и рефератов.

По желанию студента выбор темы реферата остается за ним (по согласованию с преподавателем).

6. Текущий контроль успеваемости осуществляется преподавателем в виде оценки полноты и качества полученных знаний, умений и навыков.

Итоговый контроль знаний и умений осуществляется в конце семестра в виде зачета.

Учебно-тематический план

№ пп Наименование разделов и тем Всего часов Ауд. (час) Лекции (час) Семинары (час) Сам.раб. (час)
Раздел 1. Гжель – колыбель и основной центр русской керамики
1.1 Введение. Обзор литературы. Краткая характеристика коллекций.  
1.2 Истоки. Возникновение и становление гончарного промысла в Гжели.
1.3 Гжельская майолика XVIII века – самостоятельное художественное явление.
Раздел 2. Керамика Гжели как художественно-эстетический феномен
2.1 Гжельский керамический промысел в XIX столетии.
2.2 Эпоха М.С. Кузнецова
Раздел 3. Развитие Гжельского керамического искусства, как единый историко-художественный процесс наследования традиций и обогащение их новыми чертами
3.1 Гжельский керамический район в период 1917 – 1943 годов.  
3.2 Возрождение традиционного гжельского керамического мастерства.
3.3 Творчество выдающихся мастеров Гжели.
Форма контроля – зачет
ИТОГО

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Наши рекомендации