Требования к уровню освоения содержания курса

В результате изучения дисциплины студенты университета должны:

Иметь представление:

о типах, свойствах и специфике социально-экономических и политических процессов как систем государственного и муниципального управления;

о видах моделей социально-экономических и политических процессов;

о методах исследования управления социально-экономических систем;

об организации исследований социально-экономических процессов и эффективности решений, принимаемых по их результатам.

Знать:

· основные термины, определения и понятия социально-экономических и политических процессов;

· свойства, особенности и классификацию социально-экономических и политических процессов;

· основы методологии и организации научного исследования;

· общенаучные методы исследования социально-экономических и политических процессов: диалектический, процессный, функциональный, системный;

· конкретно-предметные методы исследования социально-экономических и политических процессов: социометрические методы, методы экспертных оценок, методы обработки социометрической и экспертной информации.

Уметь:

· исследовать конкретные социально-экономические и политические процессы как динамические системы;

· применять системный анализ, метод экспертных оценок, метод Дельфи, анкетные методы для исследования социально-экономических и политических процессов.

Иметь навык, опыт

· исследования конкретных социально-экономических и политических процессов как динамических систем;

· формирование гипотезы и прогноза возможного развития социально-экономических и политических процессов.

Содержание курса

Темы и краткое содержание

Тема 1. Типы, свойства и специфика социально-экономических и политических процессов

Основополагающие понятия социально-экономических и политических процессов. Социум, объект социально-экономической сферы, человек-индивидум, человек-субъект, человек-личность. Деяельность как специфический вид человеческой активности в разнообразных формах проявления. Материальная, духовная и информационная сферы общества. Понятия типа, вида и масштаба социально-экономических и политических процессов.

Управляемые социально-экономические и политические процессы (производство, потребление, товарно-денежный обмен, отправление обрядов и культурных норм, реализация гражданских и правовых отношений). Государство как субъект управления социально-экономическими и политическими процессами. Процессы самоорганизации.

Направления воздействия на управляемые процессы (совершенствование бюджетного процесса, пенсионная, образовательная, военная и другие реформы, целевые программы по ведущим направлениям развития общества и др.).

Основные тенденции развития социально-экономических и политических процессов и мире. Глобализация экономики и финансовых систем, экономическая интеграция «мировых анклавов». Резкая дифференциация уровней жизни и «адаптационных потенциалов» в богатых и бедных странах. Возникновение макро-противоречий Запад-Восток и Север-Юг, образование «однополюсного мира».

Информационное общество, интернационализация коммуникаций и национальных культур.

Тема 2. Общенаучные методы и модели исследования социально-экономических и политических процессов

Общенаучные методы исследования: методы системного анализa, когнитивного моделирования, имитационного моделирования, аналитические методы, статистические методы, методы интеллектуального анализ данных и восстановления зависимостей.

Системный анализ как совокупность методов и средств сложной интеллектуальной практической деятельности, объектами которой являются сложные системы, а целью – решение возникающих в них проблем. Понятие о методах и средствах системного анализа.

Принципы системного исследований (системного подхода): цели, ограничения, динамичности, целостности рассмотрения объекта исследования.

Деятельностный подход. Базовая модель активной системы. Субъект, объект, цель и результат деятельности. Внешняя среда. Основные взаимодействия активной системы с внешней средой: целеобразование, выдача результата, обеспечение ресурсами. Виды ресурсов. Три основные группы целей: выживание, функционирование, развитие. Основное противоречие в деятельности активных систем. Свойства активных систем: целенаправленность, объектность деятельности, целостность и членимость. иерархичность (многоуровневость), многоаспектность, полидекомпозируемость, развитие.

Этапы решения проблем: выявление проблемы, формулирование проблемы, определение целей, сбор информации, анализ ограничений, анализ существующей системы, поиск возможных решений (альтернатив), оценка альтернатив, выбор альтернативы, утверждение и реализация решения, оценка решения.

Классификация методов моделирования. Определение, содержание и принципы классификации. Образно-когнитивные, вербальные, формальные (структурные, аналитические, имитационные) и интегрированные модели.

Структурное представление причинно-следственных отношений между факторами, определяющими состояние и развитие проблемных ситуаций, основанное на когнитивных моделях.

Вербальные модели. Лингвистическая обработка данных с выявлением семантических связей и прецедентов решения проблемы. Гипертекст как средство поддержки аналитической деятельности. Гипертекстовые базы данных и документов. Интерактивная работа аналитика с гипертекстовой базой документов и данных. Систематизация знаний и информационный анализ. Визуальное представление взаимосвязей. Анализ развития событий. Выявление семантики многомерного гипертекста.

Имитационные модели для исследования динамики ресурсных потоков в сложных системах. Системы имитационного моделирования.

Аналитические методы исследования. Задачи кластеризации Использование систем дифференциальных уравнений для исследования динамики процессов. Стохастические процессы. Методы математической статистики, Регрессионные методы восстановления зависимостей. Статистические пакеты.

Интеллектные методы восстановления зависимостей. Нейронные сети. Генетические алгоритмы. Системы прогнозирования на основе нечеткой логики. Системы визуального анализа многомерных данных (OLAR-системы). «Добыча знаний» (Data Mining) как новая технология обработки и анализа информации.

Тема 3. Специальные методы и модели исследования социально-экономических и политических процессов

Фактологическое обеспечение исследований: изучение социальных групп, видов общностей, личности, малых групп и коллективов. Формальные описания социальных организаций, партий и общественно-политических движений. Представление позиций их лидеров и программ.

Исследование проблем социального неравенства, стратификации, социальной мобильности и социального статуса. Модельные представления социального взаимодействия и социальных отношений с учетом состояния экономики, социальных отношений и культуры в России. Изучение общественного мнения, электоральных предпочтений, явлений культуры, динамики демографии и других факторов социальных изменений в условиях реформы в интересах социального прогресса.

Социологические исследования методами социометрии, квалиметрии и численной оценки, экспертными, аналитическими и прогностическими методами, включая методы Делфи и разновидности анкетирования. Математические методы обработки результатов анкетирования и социологических опросов.

Исследование общественных процессов методами анализа статистических и регрессионных рядов; построение динамических фазовых циклов, графиков корреляций и экстраполяций моделей оптимизации значений параметров анализируемых ситуаций и объектов. Программа и организации исследований социально-экономических процессов.

Методы социологического исследования политических отношений и процессов, включая политические конфликты и способы их разрешения. Моделирование поведения политических элит, политического лидерства и социокультурных аспектов политики.

Проблема теоретического и методологического перевооружения арсенала специальных методов и средств исследования социально-экономических и политических процессов, нацеленных на обеспечение принятия решений органами государственной власти и управления.

Переход к новым специальным методам и моделям, представленным в разработке, современных авторов. Использование концептуальных моделей описания причинно-следственных связей, анализа и оценки обстановки. Системы смыслового моделирования, квалиметрические методы общества в «человеческом измерении».

Обработка неструктурированных данных, гипотез, интуитивных решений методами, основанными на постмодернистских представлениях о единстве природных и социальных процессов. Модели «трудноформализуемых объектов» А.А. Самарского и А.П. Михайлова, «жесткие» и «мягкие» математические модели В.И. Арнольда, модели «рефлексивных игр и рефлексивного управления» В.А. Лефевра, методы «субьектно-ориентированной технологии управления» В.А. Лепского, модель «Геоэкономического атласа мира» Э.Г. Кочетова.

Тема 4. Модели социально-экономических и политических процессов

Модели макроэкономического анализа: влияние конъюнктуры мирового рынка на экономику России, модель «Микросоциум» Шведковского, централизованного планирования, рыночной экономики переходного периода, модели Кейнса, Леонтьева, Кондратьева. Модели микроэкономики: оценки влияния бюджетно-налоговой политики на развитие материальной сферы, анализа, оценки и прогнозирования развития агропромышленного комплекса и др.

Качественные модели моделирования социальной динамики, электоральных процессов. Модели политических и этнических конфликтов. Основные зарубежные подходы к исследованию конфликтов. Теории «Взаимного непонимания» Д. Мойнихена, «постепенного взаимного снижения напряженности» Ч. Осгуда, бихевиористский подход к разрешению конфликтов Дж. Бертона и Э. Азара. Метод исторических аналогий и прецедентности при Требования к уровню освоения содержания курса - student2.ru исследовании стратегий разрешения политико-этнических конфликтов.

Региональные модели социально-экономического развития. Описанием региональных различий на основе сравнительною анализа развития регионов РФ по интегральным показателям внутренней социально-экономической ситуации.

Модели по действиям в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС) вызванных катастрофами природного и техногенного характера.

Модели оценки возникновения внутренних и внешних угроз национальной безопасности. Опенка и прогнозирования уровня безопасности.

Модели управления развитием объемов социально-экономической сферы. Сопоставление функционально-параметрического подхода к решению проблем управления с методом «управления по инновациям». Переход от анализа к синтезу решения, к целостному моделированию объектов и явлений.

Наши рекомендации