Возникновение в нижнем палеолите изобразительного искусства, элементов театрального действия, музыки
Музыка входила в игры первобытных людей как непременная составная часть. Она была неотделима от слов песен, от движений, от пляски. В играх первобытных людей были слиты в одно целое зачатки различных видов искусства — поэзии, музыки, танца, театрального действия, которые впоследствии обособились и стали развиваться независимо. Такое нерасчлененное (синкретическое) искусство, похожее, скорее, на игру, сохранилось и в наши дни у племен, живущих в условиях первобытнообщинного строя.
В древнейшей музыке было много подражания звукам окружающей жизни. Постепенно люди научились отбирать из огромного количества звуков и шумов звуки музыкальные, научились осознавать их соотношение по высоте и длительности, их связь между собой.
на ранних этапах развития первобытного общества существовало определенное разделение труда между мужчинами и женщинами — в том смысле, что женщины преимущественно занимались домашней работой и собирательством, а мужчины охотились. <...> Необходимо особое внимание обратить на то обстоятельство, что охота была формой труда, свойственной прежде всего мужской половине общества... Театральное искусство оказалось исторически связанным именно с мужским трудом.
...Охота сделалась одной из нормальных отраслей труда благодаря изобретению лука и стрел, а лук и стрелы представляют собой относительно сложное оружие, «изобретение которого, по словам *Энгельса, предполагает долго накапливаемый опыт и изощренные умственные силы, следовательно, и одновременное знакомство со множеством других изобретений». Одним из таких изобретений и была, надо думать, маскировка под объект охоты. Сущность последней заключалась в том, что первобытный охотник, в целях более успешной охоты, надевал на себя шкуру того или иного животного вместе с его головой или только голову животного (а впоследствии заменявшую ее маску и искусственно изготовленный костюм) и в таком преображенном виде подкрадывался к животному на расстояние, необходимое для успешного результата охоты.Подобная форма преображения могла возникнуть в практике первобытного человека никак не ранее того, когда в ней появилась производственная необходимость. Когда охота становится «одной из нормальных отраслей труда», возникает необходимость и маскироваться; при других, более ранних формах труда, как, скажем, собирательство, этот прием не мог появиться ввиду его полной производственной никчемности.
Поэтому самой ранней формой преображения человека в иное существо является, по нашему мнению, охотничья настроена, и возникает она, вернее всего, на высшей ступени дикости (по периодизации Моргана — Энгельса). Убедившись на практике в том, что охота становится более успешной, если охотник охотится одетый в шкуру животного (по всей вероятности это «открытие» произошло случайно, как и большинство открытий), первобытный человек «изобретает» это новое средство труда, для того чтобы повысить его продуктивность. Так возникает первая форма преображения человека в иное существо.Среди памятников изобразительного искусства эпохи верхнего палеолита имеется довольно значительное количество изображений... которые представляют собою какие-то странные существа получеловеческого-полуживотного характера. Археологи усматривают среди них человека с головой лошади, медведя, быка, верблюда, серны и т.д.
5.Мегалитическая архитектура: менгиры, дольмены, кромлехи
Мегалиты (греч.— камень) — доисторические сооружения из больших блоков. В предельном случае это один модуль (менгир). Термин не является строго научным, поэтому под определение мегалитов и мегалитических сооружений попадает достаточно расплывчатая группа строений.
Распространение.Мегалиты распространены во всём мире, преимущественно в приморских областях. В Европе они в основном датируются эпохой энеолита и бронзового века (3—2 тыс. до н. э.), за исключением Англии, где мегалиты относятся к эпохе неолита. Мегалитические памятники особенно многочисленны и разнообразны в Британии. Большое число мегалитов встречается на средиземноморском побережье Испании, в Португалии, части Франции, на западном побережье Англии, в Ирландии, Дании, на южном побережье Швеции и в Израиле. В начале XX века было распространено мнение, что все мегалиты принадлежали к одной глобальной мегалитической культуре, но современные исследования и методы датировки опровергают это предположение.
Типы мегалитических сооружений
- менгир — одиночный вертикально стоящий камень
- кромлех — группа менгиров, образующая круг или полукруг
- дольмен — сооружение из огромного камня, поставленного на несколько других камней
- таула — каменное сооружение в форме буквы «Т»
- трилит — сооружение из каменной глыбы, установленной на два вертикально стоящих камня
- сейд — в том числе сооружение из камня
- каирн — каменный курган с одним или несколькими помещениями
- крытая галерея
- лодкообразная могила
Назначение мегалитов не всегда можно установить. Большей частью они, по мнению некоторых ученых, служили для погребений или были связаны с погребальным культом. Есть и другие мнения. По-видимому, мегалиты — общинные сооружения с социализирующей функцией. Их возведение представляло для первобытной техники сложнейшую задачу и требовало объединения больших масс людей. Некоторые мегалитические сооружения, как, например, комплекс из более 3000 камней в Карнаке (Бретань) Франция, представляли собой важные церемониальные центры, связанные с культом мёртвых. Другие комплексы мегалитов использовались для определения времени астрономических событий, таких как солнцестояние и равноденствие. В районе Набта-Плайя в нубийской пустыне было найдено мегалитическое сооружение, служившее для астрономических целей. Это сооружение на 1000 лет старше Стоунхенджа, который также считается своеобразной доисторической обсерваторией.