Методические рекомендации студентам

Для успешного освоения студентами курса «Основы теории литературы» нами выделяются два основных этапа, способствующие выработке и закреплению устойчивых профессиональных навыков.

1 этап. Самостоятельная работа по подготовке к лекционным

занятиям и зачёту

· Этот этап предполагает последовательное и внимательное прочтение всего списка художественных текстов по данному курсу.

· Для правильного восприятия лекционного материала студенты должны быть заранее ознакомлены с содержанием художественных произведений, содержание и смысл которых преподаватель раскрывает, анализирует и комментирует на лекции.

· Поэтапное и последовательное самостоятельное прочтение всех глав и параграфов учебников, рекомендованных преподавателем в качестве базовых к данному курсу:Введение в литературоведение: учебное пособие / под ред. Л.В. Чернец. М., 2004.; Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учебное пособие. М., 1999.

· Студенты самостоятельно прочитывают раздел учебника, соответствующий теме следующего лекционного занятия, о которой преподаватель сообщает заранее, в конце лекции.

· Основные литературоведческие термины, категории и понятия, их определения студенты учат наизусть.

· Подготовка и выполнение контрольной работы осуществляется в письменной форме. Работа должна содержать не менее 5-7 источников (научных монографий, статей) по обозначенной проблеме, самостоятельно подобранных и аналитически осмысленных студентом и включенных им в раздел «Научно-критическая литература» библиографии. Учебники и учебные пособия также включаются в «Библиографию», но в соответствующий раздел - «Учебная литература». Кроме ссылок на авторитетные мнения ученых, в контрольной работе обязательно должна быть четко обозначена собственная точка зрения студента по выбранной проблеме.

Объем работы – 4-5 стр. формата А4, шрифт Times New Roman, шрифт (кегль) -14, интервал – 1,5, все поля – 2 см. Срок выполнения и сдачи студентом К/Р преподавателю – 10 декабря.

2 этап. Самостоятельная работа с учебной и научной литературой.

(Подготовка к практическим занятиям)

· Задача преподавателя заключается в привитии студентам интереса к научной и учебной литературе, как к особому виду интеллектуальной деятельности; преподаватель должен научить студентов правильно пользоваться научной, учебной и справочной литературой, включая словари и энциклопедии, делать выписки и работать с картотекой по темам.

· Самостоятельная творческая работа: составление студентами-журналистами в течение 1-го семестра учебного Словаря литературоведческих терминов. Словарь выполняется в алфавитном порядке и рукописном (!) виде с примерами по каждой словарной статье и выделением опорных понятий. Словарь составляется студентами в три этапа. В контрольные недели (последние недели – сентября, октября и ноября) преподавателю поэтапно предъявляется 1-я, 2-я, 3-я части Словаря, а весь текст предъявляется на зачёте.

· В части устного высказывания ставится задача его логически последовательного построения в дедуктивной форме, как восхождения от общего (постановки проблемы) к частному (ее конкретному раскрытию) в средствах аргументации-доказательств двух аспектов: ссылок на научные авторитетные источники и подтверждения собственных исследовательских наблюдений на конкретном художественном материале.

· На практических занятиях должны выступить все без исключения студенты. Студенческие ответы подразумевают как полные, так и обязательные дополнительные ответы на разные вопросы практического занятия.

· Самостоятельная подготовка студентов к практическим занятиям включает ряд последовательных шагов.

1-й шаг – Внимательное прочтение указанного раздела учебника по теме п/з;

2-й шаг – Внимательное прочтение художественных текстов по теме п/з. Если произведение прочитано ранее, например, в рамках школьной программы или в начале семестра, то следует еще раз внимательно его прочитать;

3-й шаг – Работа в читальном зале библиотеки с научно-критической литературой по теме п/з, письменное тезисное закрепление в конспектах прочитанного материала и его аналитическое осмысление в соответствии с вопросами п/з.

Наши рекомендации