Занятия по рисунку с детьми среднего школьного возраста
Разделы программы.
Задача образовательного раздела “Рисунок” заключается в том, чтобы привить воспитанникам студии основы изобразительной грамоты, т.е. научить их видеть, понимать и изображать трехмерную форму на двухмерной плоскости.
При изучении раздела “Рисунок” воспитанники студии усваивают основы наблюдательной, наглядной перспективы (на примере геометрических тел, предметов быта), понятие о светотеневых отношениях, некоторые сведения о пластической анатомии животных и человека. Также они приобретают навыки последовательной работы над рисунком по принципу: от общего к частному и от частного до обогащаемого общего, а также осваивают технические приемы рисунка – от самых простых до более сложных.
Задачей раздела “Живопись” является развитие у воспитанников студии способности видеть и показывать форму во всем разнообразии её цветовых отношений.
При изучении раздела воспитанники студии знакомятся с живописными материалами и их техническими свойствами (краски, бумага, кисти и др.).
В процессе практических занятий воспитанники студии учатся видеть и передавать цветовые отношения сначала в их простом локальном положении (на плоских формах), затем на простых цветовых объемах (с учетом теплых и холодных цветов), далее на более сложных формах и с более сложными цветовыми отношениями и рефлексами.
Задача раздела “Композиция” – дать воспитанникам понятие об основных элементах композиции, без которой невозможен грамотный и сознательный подход к творчеству, развить их образное мышление и эстетический вкус.
На примерах анализа произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства воспитанники студии изучают различные подходы к решению композиций в различных видах искусств, дает понятие о единстве формы и содержания, в котором главной является идея, а композиция – средство ее отображения. Изучение элементов композиции не предлагает готовых решений, а только помогает более грамотно пользоваться в самостоятельной работе средствами изобразительного искусства. Дальнейший ход обучения должен идти по линии углубления и расширения знаний основ композиции в процессе выполнения воспитанниками студии упражнений и практических работ.
Задачей раздела “Декоративно-прикладное творчество и работа в материале” – является знакомство воспитанников с декоративным искусством республики, познания ими эстетических и утилитарных функций предметов, понимание организации сочетания декора с формой, материалом, назначением вещи. Свои познания воспитанники студии закрепляют выполнением практических работ, использую различные материалы.
Выразительность используемых материалов, особенности техники исполнения нередко играют большую роль при создании декоративных композиций, подсказывают меру условности, определяют характер.
Содержание программы
Организационная деятельность:
· Проведение рекламной кампании, презентация подросткового клуба и его кружков в общеобразовательных школах;
· Набор детей в кружке;
· Формирование групп, составление расписаний занятий;
· Проведение родительского собрания, знакомство родителей с изостудией, с подростковым клубом;
Вводное занятие:
Знакомство детей с изостудией, ее оборудованием. Рассказ-беседа о профессии художника, показ многообразия материалов, которыми он работает, и которыми в дальнейшем будут работать дети (акварель, гуашь, карандаш, гелевая ручка, мелки, тушь и др.)
Беседа о правилах поведения в клубе, экскурсия по клубу.
Занятия по рисунку с детьми младшего школьного возраста:
1. Вступительная беседа. Знакомство с материалами. Несложная постановка (кувшин, яблоко) или рисунок на свободную тему для выявления уровня подготовки детей. Упражнение-игра “Запоминалки” (развитие зрительной памяти).
2. Методы и способы работы с карандашом. Линия как выразительное средство рисунка. Упражнения в проведении прямых, волнистых линий, деление отрезков на равные части, проведение линий различной толщины и т.д. Рисунок из линий.
3. Штрих – большой, маленький, наложение штрихов один на один. Тон. Тональный масштаб. Упражнение игра “День и ночь”, “Сказка по черного, белую и серых”.
4. Изображение плоских предметов. Композиционное решение рисунка на листе бумаги.
5. Рисунки-наблюдения (рисуем листья, деревья, животных, предметы быта), рисунки рассказы.
6. Знакомство с понятиями “симметрия”, “асимметрия”. Упражнение игра “Дорисуй вторую половину”.
7. Знакомство с понятиями “больше-меньше”, “ближе-дальше”, “выше-ниже”.
8. Основы конструктивного построения.
9. Пропорции лица и фигуры человека. Наброски лица и фигуры человека.
10. Понятие объема и светотени. Попытка передачи в рисунке объема предметов с помощью светотени. Рисунки геометрических тел, предметов быта.
Занятия по рисунку с детьми среднего школьного возраста.
1. Вступительная беседа. Знакомство с материалами. Несложная постановка (кувшин, яблоко) или рисунок на свободную тему для выявления уровня подготовки детей. Упражнение-игра “Запоминалки” (развитие зрительной памяти).
2. Методы и способы работы с карандашом. Линия как выразительное средство рисунка. Упражнения в проведении прямых, волнистых линий, деление отрезков на равные части, проведение линий различной толщины и т.д. Рисунок из линий.
3. Штрих – большой, маленький, наложение штрихов один на один. Тон. Тональный масштаб. Упражнение игра “День и ночь”, “Сказка по черного, белую и серых”.
4. Изображение плоских предметов. Композиционное решение рисунка на листе бумаги.
5. Рисунки-наблюдения (рисуем листья, деревья, животных, предметы быта), рисунки рассказы.
6. Знакомство с понятиями “симметрия”, “асимметрия”. Упражнение игра “Дорисуй вторую половину”.
7. Знакомство с понятиями “больше-меньше”, “ближе-дальше”, “выше-ниже”.
8. Основы конструктивного построения.
9. Пропорции лица и фигуры человека. Наброски лица и фигуры человека.
10. Понятие объема и светотени. Попытка передачи в рисунке объема предметов с помощью светотени. Рисунки геометрических тел, предметов быта.
11. Углубление восприятия формы за счет познавания конструктивной основы при рисовании геометрических тел, предметов быта. Анализ формы предметов.
12. Усовершенствование умений и навыков в работе светотеневыми отношениями.
13. Понятие о перспективе. Линия горизонта, точка схода.
14. Использование в рисунке графических материалов: тушь, уголь, мелки.
Занятия по живописи с детьми младшего школьного возраста:
1. Вступительная беседа. Материалы и принадлежности для живописи.
2. Приемы акварельной живописи (заливка, растяжка, отмывка, вливание цвета в цвет).
3. Эмоциональное воздействие цвета. Передать состояние радости, грусти, спокойствия цветом, без конкретного изображения.
4. Основы цветоведения. Основные и составные цвета. Малый цветовой круг.
5. Выполнение этюдов листьев, овощей, фруктов. Уделить внимание компоновке изображения на плоскости листа.
6. Основы цветоведения. Теплые и холодные цвета.
7. Локальный цвет предмета и его изменения на свету и в тени. Выполнение этюдов.
8. Контраст и нюанс. Переход из цвета в цвет.
9. Понятие объема и светотени в живописи. Этюд предмета быта в технике “гризайль”, а затем – в цвете с сохранением отношений “темнее-светлее”.
10. Передача объема предметов в живописи. Акварель, гуашь.
Занятия по живописи с детьми среднего школьного возраста:
1. Вступительная беседа. Материалы и принадлежности для живописи.
2. Приемы акварельной живописи (заливка, растяжка, отмывка, вливание цвета в цвет).
3. Эмоциональное воздействие цвета. Передать состояние радости, грусти, спокойствия цветом, без конкретного изображения.
4. Основы цветоведения. Основные и составные цвета. Малый цветовой круг.
5. Выполнение этюдов листьев, овощей, фруктов. Уделить внимание компоновке изображения на плоскости листа.
6. Основы цветоведения. Теплые и холодные цвета.
7. Локальный цвет предмета и его изменения на свету и в тени. Выполнение этюдов.
8. Контраст и нюанс. Переход из цвета в цвет.
9. Понятие объема и светотени в живописи. Этюд предмета быта в технике “гризайль”, а затем – в цвете с сохранением отношений “темнее-светлее”.
10. Передача объема предметов в живописи. Акварель, гуашь.
11. Живописный процесс как ведение многообразия цветовых комбинаций.
12. Четыре основных способов работы акварелью “а ля-прима”, “лессировка”, “пуантилизм”, “по-сырому”.
13. Последовательность ведения работы: компоновка, построение, нахождение общего цветового тона, проработка объемов и деталей, работа над целостностью и завершенностью.
14. Декоративная живопись.