И среднего школьного возраста

Изучение психических процессов и функций должно включать такие обязательные параметры:

1. Исследование работоспособностис целью выявления показателей гипостенической либо гиперстенической исто-щаемости, затрудненной врабатываемости, фазовых коле­баний работоспособности.

2. Изучение внимания — его объема, способности к про­извольной концентрации, распределению и переключению.

3. Исследование процессов запоминанияи воспроизведе­ния. Психолога интересуют механические и смысловые, ас­социативные виды запоминания (разница в их успешнос­ти), вербальные и невербальные, различия между возмож­ностями самостоятельного воспроизведения либо опознания. Желательно также выявление объема памяти и возможнос­тей длительного удержания информации.

4. В некоторых случаях желательно изучение процесса вос­приятия(если возникает подозрение в нарушении этого процесса): зрительного, фонематического; восприятия рит­мических последовательностей и т. д.

5. Определение уровня интеллектаиногда превращается в самостоятельную задачу при таких состояниях, как олигофрения или задержка психического развития. Здесь важно выявить уровень развития вербального и невербального ин­теллекта, формирования школьных умений и навыков, жи­тейской ориентированности, возможностей развития интел­лекта в процессе обучения.

6. Исследование процесса мышления, которое, в отличие от определения уровня интеллекта, направлено на поиск специфических феноменов мышления, характерных для на­рушений психического развития. Это такие явления, как конкретность, инертность либо искажения мышления. Изу­чение процесса мышления должно проводиться во всех слу­чаях, когда есть подозрение на нарушение психического развития и независимо от установленного уровня развития интеллекта.

7. Исследование особенностей речив качестве одной из задач патопсихологического обследования. Психолога ин­тересуют развитие и сохранность смысловой, содержатель­ной структуры речи, наличие нарушений в виде фонети­ческих дефектов, заикания, недостаточности функций чте­ния и письма. Более подробное изучение особенностей речевого развития ребенка относится к компетенции лого­педа.

8. Изучение эмоций.Это играет большую роль в выявле­нии причин поведения ребенка, позволяет определить его отношение к миру. Желательно узнать такие особенности эмоций: преобладающий эмоциональный фон, наличие рез­ких колебаний эмоций, феномены страхов, тревожности во­обще и школьной в особенности, существование внутриличностных конфликтов и механизмов компенсации, реак­ции в состоянии фрустрации. В некоторых ситуациях может быть желательным выяснение экстраверсии, нейротизма, особенностей темперамента и т. д.

На основании полученных данных психолог может прийти к выводам:

• имеются у данного ребенка нарушения психической деятельности либо его проблемы связаны только с недостатками микросоциальной ситуации развития;

• если имеются, то какой тип нарушений преобладает в данном случае, какие механизмы привели к его фор­мированию (структура первичного и вторичного де­фекта, явление ретардации, асинхронии и т. д.);

• нуждаются ли выявленные в качестве психологичес­кого диагноза феномены во вмешательстве либо нет (есть социальная дезадаптация, формируется вторич­ный дефект, состояние ухудшения и т. д.);

• кем и на каком уровне может быть проведена коррек­ция нарушений развития ребенка (достаточно изме­нения воспитательного подхода; желательно измене­ние места и формы обучения; необходима консульта­ция со специалистами иного профиля: врачом, логопедом; необходимы и возможны психокоррекционные и психотренинговые мероприятия).

При патопсихологическом обследовании подростковиме­ются некоторые особенности. Помимо обычного обследова­ния, у подростков желательно определить наличие и тип акцентуации характера, уделить внимание мотивационной структуре личности, направленности, самооценке. Существу­ет ряд специфически подростковых проблем и психических состояний, нуждающихся в диагностике и коррекции. К этой группе относятся реакции адаптации, нарушения в форми­ровании влечений, личностные кризисы.

В представленной выше схеме обозначен круг вопросов, которые должен выяснить психолог при обследовании ре­бенка. Она построена по функциональному признаку, одна­ко напомним, что ее не следует принимать как некое обяза­тельное руководство к действию, которое надо выполнять по пунктам и в той же последовательности. На наш взгляд, обследование должно быть построено, прежде всего, исхо­дя из возрастных особенностей ребенка. Поэтому изложение конкретных методик в гл. 8 и 9 будет соответствовать не фун­кциональному, а возрастному принципу.

Отметим еще несколько условий, отражающих специ­фику патопсихологического обследования детей.

Большое значение имеет установление хорошего контакта с ребенком. Если при обследовании взрослого позиция пси­холога может быть нейтральной, то общение с ребенком требует от экспериментатора активности. Следует создать не просто доброжелательную атмосферу, но уметь заинтересо­вать ребенка (особенно маленького) заданиями, создать по­ложительно насыщенный эмоциональный тон, чтобы ре­бенку хотелось продолжить эксперимент. Поэтому с детьми дошкольного возраста патопсихологическое обследование проводится в виде игры. Для школьников более приемлема ситуация, отражающая учебный процесс, когда ребенок как бы демонстрирует взрослому свои знания, умения и спо­собности. Однако если психолог видит, что у младшего школьника еще не сформирована учебная мотивация (что уже само по себе дает основание предположить психичес­кое недоразвитие), обследование следует перевести в игро­вую форму.

Обследуя детей подросткового возраста, очень важно продумать стиль отношений с подростком во время беседы, как объяснить им цели обследования. Учитывая важ­ность этих вопросов, рассмотрим их более подробно в следу­ющих главах. Не менее детально мы остановимся на приме­нении метода наблюдения за поведением ребенка во время обследования, за его реакцией на успешность выполнения заданий.

Для правильной организации патопсихологического об­следования ребенка необходимо иметь отдельное помеще­ние, куда не будут входить во время эксперимента посто­ронние люди, куда не проникает шум, где не будет ярких отвлекающих предметов. Патопсихологическое обследование, естественно, проводится строго индивидуально. Если ребенку менее 6 лет, то допускается присутствие матери (или лица, ее заменяющего). Не следует проводить обследование, если ребенок переутомлен или, наоборот, перевозбужден, если он голоден или только что поел, если он испытывает недо­могание, боль или иные виды дискомфорта. При необходи­мости повторных обследований желательно назначить их на одно и то же время дня.

Патопсихологическое обследование детей проводится в форме обучающего эксперимента. Если у ребенка возника­ют трудности, ему надо оказывать помощь. Это можно сде­лать в виде общей стимуляции (подбадривание, похвала), организации деятельности, наводящих вопросов, прямой подсказки, показа или обучения на материале аналогично­го задания с последующим контролем за переносом спосо­ба действия. Во время анализа полученных результатов сле­дует учитывать, какой вид помощи и в какой мере был ока­зан ребенку и насколько она помогла ему справиться с заданием.

Специфика работы с детьми осложняет вопрос протоко­лирования хода эксперимента. Безусловно, фиксация вы­сказываний и эмоционально-двигательных проявлений ре­бенка необходима. Однако чисто технически осуществить это сложно. Ниже мы описываем некоторые приемы фиксации, однако все же большинство информации приходится запо­минать, а потом записывать сразу же после окончания экс­перимента. Это обусловлено тем, что общение психолога с ребенком должно быть живым, непринужденным и психо­логу не следует отвлекаться на длительные записи.

Наши рекомендации