Односоставные предложения. Односоставные сказуимные предложения
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 14
Односоставные предложения. Односоставные сказуимные предложения.
Теоретическая часть
1. Структурная схема предложения. Минимальная структурная схема. Расширенная структурная схема.
2. Понятие об односоставных предложениях. Спорные структуры в области односоставных предложений.
3. Сказуимные (глагольные) односоставные предложения. Типология.
Практическая часть
Упр.1. Определите минимальную структурную схему предложения согласно концепции В. А. Белошапковой:
1. Эти раздражающиеся всегда потом ужасно мучатся раскаянием (Ф. Достоевский). 2. Я был сыном акцизного чиновника... (Ю. Олеша). 3. Лицо её было бледнее обыкновенного (Ф. Достоевский). 4. Прибегут, полопают и опять тягу (П. Романов). 5. Но надо уметь выбирать (А. Герасимов). 6. И почему-то стыдно (Ю. Олеша). 7. Зайцу повезло на этот раз (М. Пришвин). 8. Приходилось страдать (А. Герасимов). 9. Говорят, значок какой-то выдавать будут (П. Романов). 10. Мне это тягостно слушать (Ю. Олеша). 11. Надо его переписать (С. Довлатов). 12. ...он был в бешенстве... (Б. Пастернак). 13. ...отчего не сделать... (П.Романов). 14. ...сначала, знаете ли, смешно было, а теперь не до смеха... (П. Романов).
Упр. 2. Определите расширенную структурную схему предложения согласно концепции В. А. Белошапковой:
1. Да его мутит (П. Романов). 2. К тому же у него была юношеская травма (Л. Улицкая). 3. Ему постоянно досаждали чьи-то жёны (С. Довлатов). 4. Скучно мне стало (П. Романов). 5. Мы остались с бабушкой в парке (Ю. Олеша). 6. Все сады свои караулят (П. Романов). 7. Дуракам всегда хорошие места достаются (П. Романов). 8. Пауза длилась долго (Л. Улицкая). 9. Итак, я поступил в заводскую многотиражку (С. Довлатов).
Упр. 3. Определите, односоставными или двусоставными являются данные ниже предложения и части сложных предложений.. Определите структурный тип каждого односоставного предложения.
1.Немецкие города были аккуратные, маленькие, как декорации к «Сказкам братьев Гримм». 2.Принимали хорошо, кормили изысканно. 3.Когда он уезжал надолго, то начинал тосковать, почти заболевал. 4.Это любовь, пропущенная через страдание, обогащенная страданием. 5.Его как будто накрыло одеялом равнодушия. 6.Разговаривать было уже бессмысленно. 7.Для человечества в целом не важно, когда умер творец – молодым или старым, долго он жил или коротко. 8.Для того чтобы принять человека, его надо пожалеть. 9. Лишь на другой день освоилась со своим положением счастливого человека. 10. Наши жизнь – это не только то, что мы сделали. 11. К тому же высокое искусство нужно избранным, а рыба на обед – всем. 12. Он сделал свой выбор, хотя выбирать было практически не из чего. 13. Я совершенно не выношу, когда меня критикуют. 14. Восхищение поднимает душевный иммунитет, растут душевные силы организма. 15. Чемоданчик красного цвета, очень удобный и очень красивый.
Упр. 4. Выпишите определенно-личные, неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения. Подчеркните сказуемые и укажите, чем они выражены. Выясните степень неопределенности подразумеваемого субъекта в разных типах рассматриваемых предложений. В каких примерах ярче проявляется обобщенное значение подразумеваемого субъекта?
1. — Ночью будешь кипятить отвар да греть руку. Днем смотри не разжигай огня — дым увидят (Иванов). 2. «Иди, тебе говорят!» — возвысил голос Игнат (Калашников). 3. Только уважая учителя, можешь сам стать учителем (пословица). 4. Не говори «я учился!», а скажи, что узнал (пословица). 5. — Всех уже в эшелон погрузили, а меня, как я был на носилках, так и оставили на земле. Лежу, жду... А чего делать? Забыли, думаю... Ладно. Не будешь же орать! (Семенов). 6.— Проводите меня сегодня с работы. Я задержусь до полночи, наверное. Боюсь одна идти (Иванов). 7. Узнать можно лишь тогда, когда учишься; дойти можно лишь тогда, когда идешь (пословица). 8. На излишнюю вежливость не обижаются (пословица). 9. Но нельзя останавливаться здесь. Здесь, как говорят, ты весь на ладони. Тут увидят и мигом схватят. И не успеешь опомниться... (Прохоркин). 10. Хорошему надо учиться три года, а дурному и за час выучиваются (пословица).
Литература
1. Современный русский язык: Учебник для филологических специальностей высших учебных заведений/Под ред. В.А.Белошапковой. – М., 1981.
2. Современный русский литерат. язык: Учебник под ред. П.А. Леканта. – М., 1996. С.315-323.
3. Современный русский язык: Учеб. для студентов пед. ин-тов. В 3 ч. Ч.3 Синтаксис/ В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. – М., 1987.
4. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. – М., 1978. – С.102-113.